Меняем цепь грм и натяжитель, признаки и интервал замены. Меняем цепь грм и натяжитель, признаки и интервал замены Какой цепь на ваз 2107

В это фото-отчёте показано как делается замена цепи ГРМ автомобилей ВАЗ 2106, 2107. Также этот способ подходит ко всем моделям автомобиля ВАЗ (Классика), кроме двигателя ВАЗ 2105, так как там используется ременная передача.

Конструкция цепного привода ВАЗ 2106, 2107

Для привода ВАЗ 2106/2107 используется двухрядная роликовая цепь. Она осуществляют передачу усилия от звездочки, укрепленной на коленчатом валу, на другую звездочку, надетую на конец распредвала. Цепь - конструкция, развивающая большую инерцию, поэтому цепной привод требует гашения колебаний. Даже хорошо натянутая цепь сохраняет свойство «играть» в тех местах, где нет ни звездочек, ни натяжителей.

Цепь обладает практически нулевой способностью растягиваться и сжиматься, и достаточно ограниченной гибкостью. Поэтому для того, чтобы обеспечить ей постоянное натяжение во время работы на своем месте при любых оборотах, ее приходится в буквальном смысле заковывать в оковы, применяя систему из натяжителей и успокоителей.

Эту задачу на ВАЗ 2106/2107 решают - дополнительные подпружиненная прижимная планка. Она имеют стальной каркас, покрытый слоем прочной резины. Натяжители и успокоители достаточно эффективно гасят вибрацию и шум . Спадание цепи предотвращает ограничительный палец, который ввинчивается в блок или головку блока цилиндров. При нормальной работе цепь его не касается.

Причины замены цепного привода ГРМ на ВАЗ 2106, 2107

Работоспособность и долговечность цепного привода ГРМ зависит от материала и качества термической обработки самой цепи и звездочек. Большое значение имеют точность изготовления и чистота рабочих поверхностей. Главным преимуществом цепного привода ГРМ является его длительный срок службы. На двигателях семейства ВАЗ ресурс цепи составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега. Если при изготовлении комплектующих были использованы высококачественные материалы, а при эксплуатации обеспечивалось правильное натяжение и обильная смазка привода, то цепь прослужит не меньше, чем сам двигатель. Обрыв цепи - явление редкое. Ухудшение ее состояния можно отследить по усилению шума при работе двигателя.

Для двигателей 2101 и 21011, где блок ниже число звеньев цепи - 114, а для 2103/2106 число звеньев - 116.

Замена цепи ГРМ на ВАЗ необходима, когда наступил ее критичный износ, ресурс выработан и подтяжка ее всякими «хитрыми» способами уже не дает результата. К таким способам относятся:

  • наращивание длины рабочей части натяжителя, путем напрессовки куска трубки подходящего диаметра;
  • «доваривание» на башмак дополнительной скобы и прочие «издевательства» над двигателем.

Вытянутая цепь ГРМ уже не обеспечивает точность совпадения фаз газораспределения, что отрицательно сказывается на работе двигателя. К тому же она изнашивает башмак и постоянно «отбивает голову» успокоителю. Помимо этого повышается шумность работы двигателя, увеличивается расход топлива и ухудшается запуск двигателя. Стоит сказать и о том, что цепь иногда и разрывается .

Для снятия цепи ГРМ, звездочку коленчатого вала снимать не нужно!

Для работы нам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», специальных ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала (или головка «на 36»), отвёртка, монтажная лопатка, молоток, бородок.

После снятия звездочки, не проворачивайте валик привода, потому что из-за этого может быть нарушена начальная установка зажигания!

Какую цепь ГРМ и натяжитель ставить на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107 и когда менять?

Оригинальный номер цепи ГРМ 2103-1006040, средняя цена 380 руб.

  • Fenox PC2103C3 - 519 руб.
  • Kraft KT 017736 - 620 руб.

Оригинальный номер натяжителя цепи ГРМ 2101-1006060, средняя цена 364 руб.

  • TSN 671 - 254 руб.
  • Riginal RG2101-1006060 - 230 руб.
  • Trialli MT 151 - 407 руб.

Периодичность замены - каждые 200 тыс.км.

Для начала снимаем крышку головки блока.


Теперь проворачиваем коленчатый вал до того момента, пока метка на звездочке распределительного вала не сойдется с меткой на корпусе.


Метка на коленчатом вале также должна будет сойтись с меткой на крышке распредвала.



Затем ослабляем болт крепления звездочки распределительного вала.


Накидным ключом «на 10» отворачиваем две гайки шпилек, соединяющих части кожуха. Головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем болт крепления верхнего кожуха к кронштейну. Снимаем кожух. Ключом «на 10» откручиваем «пропеллер».

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.


Снимаем крышку привода распределительного вала.


Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления башмака натяжителя...


… и снимаем башмак.


Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.

На классических автомобилях семейства ВАЗ устанавливался цепной привод ГРМ. Поскольку это один из важных элементов механизма газораспределения, периодически нужно следить за его состоянием и натяжением. При выходе из строя деталей, отвечающих за работоспособность цепи, нужно безотлагательно произвести ремонтные работы, чтобы избежать серьёзных последствий и дорогостоящего ремонта.

Цепной привод ГРМ ВАЗ 2107 - описание

Цепная передача механизма ГРМ ВАЗ 2107 имеет большой ресурс, но когда-то приходит черёд и её замены. Необходимость в этом возникает в результате растяжения звеньев, когда натяжитель цепи уже не справляется с возлагаемыми на него функциями. Кроме этого, детали, отвечающие за нормальную работу привода ГРМ, со временем также подвергаются износу.

Успокоитель

В цепном приводе механизма газораспределения ВАЗ 2107 для гашения рывков и колебаний цепи применяется успокоитель. Без этой детали, при увеличении амплитуды колебаний, цепь может слететь с шестерён либо вовсе оборваться. Обрыв цепной передачи наиболее вероятен при максимальных оборотах коленчатого вала, что происходит мгновенно. В момент обрыва выходят из строя впускные и выпускные клапаны. После таких повреждений двигателю в лучшем случае потребуется капитальный ремонт.

По своей конструкции успокоитель представляет собой пластину, которая выполнена из высокоуглеродистой стали с двумя отверстиями для крепления. Ещё одним элементом, одновременно отвечающим за успокоение и натяжение цепи, является башмак. Его трущаяся поверхность выполнена из полимерного материала высокой прочности.

Натяжитель

Исходя из названия, можно понять, что устройство предназначено для исключения провисания цепи ГРМ во время работы двигателя. Существует несколько разновидностей таких механизмов:

  • автоматические;
  • механические;
  • гидравлические.

Автоматические натяжители появились не так давно, но уже успели показать свои положительные и отрицательные стороны. Основным преимуществом изделия является то, что нет необходимости в периодической регулировке натяжки цепи, поскольку механизм удерживает её постоянно в натянутом состоянии. Из недостатков автонатяжителя выделяют быстрый выход из строя, высокую стоимость, плохое натяжение, о чём свидетельствуют отзывы некоторых автовладельцев.

Гидравлические натяжители работают в результате воздействия масла под давлением, которое подводится от системы смазки двигателя. Такое конструктивное исполнение не требует вмешательства со стороны водителя по части регулировки цепной передачи, но механизм иногда может подклинивать, что сводит на нет все его преимущества.

Наиболее распространённым натяжителем является механический. Однако он имеет существенный недостаток: изделие засоряется мелкими частичками, в результате чего плунжер заклинивает и механизм неспособен выполнять свои функции во время регулировки натяжения.

Цепь

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 предназначена для соединения коленчатого и распределительного валов: на них стоят шестерни, на которые надевается цепь. После запуска силового агрегата, посредством цепной передачи обеспечивается синхронное вращение указанных валов. При нарушении синхронности по каким-либо причинам, происходит сбой в работе механизма ГРМ, в результате чего стабильная работа двигателя нарушается. В такой ситуации наблюдаются провалы мощности, ухудшение динамики, увеличение расхода топлива.

По мере эксплуатации автомобиля цепь растягивается, поскольку на неё возлагаются высокие нагрузки. Это говорит о необходимости периодической регулировки. В противном случае провисание приведёт к перескакиванию звеньев на шестернях, в результате чего нарушится работа силового агрегата. Чтобы этого не происходило, заводом рекомендуется проводить регулировку натяжения цепи каждые 10 тыс. км. пробега.

Даже если нет характерных звуков (шелеста), свидетельствующих о растяжении цепи, натяжку желательно проверить, тем более что процедура проста и не отнимет много времени.

Признаки и причины неисправности цепного привода

Цепная передача ГРМ, в отличие от ременной, расположена внутри мотора и, чтобы оценить в каком состоянии находятся элементы, потребуется частичная разборка силового агрегата. Существуют определённые признаки, которые свидетельствуют о том, что с цепным приводом не всё в порядке и требуется его натяжка либо замена.

Гремит цепь

Неполадки с цепью могут проявляться следующим образом:

  • гремит на холодную;
  • стучит на горячую;
  • присутствует посторонний шум при нагрузке;
  • постоянный металлический звук.

При появлении посторонних шумов рекомендуется в ближайшее время посетить СТО либо самостоятельно разобраться с проблемами в приводе ГРМ и оценить состояние всех элементов, отвечающих за его работу (натяжитель, башмак, успокоитель, цепь, шестерни). Если продолжать ездить на автомобиле с гремящей цепью, повышается износ деталей.

Основными причинами, которые приводят к выходу из строя комплектующих частей ГРМ, являются:

  • несвоевременная замена масла в двигателе либо использование не той марки, которая рекомендуется заводом-изготовителем;
  • применение запчастей низкого качества (неоригинальных);
  • малый уровень масла в двигателе или слабое давление;
  • несвоевременное техническое обслуживание;
  • неправильная эксплуатация;
  • некачественный ремонт.

Одной из вероятных причин того, что цепь начинает греметь, является её растяжение и неисправность натяжителя. В результате этого цепной привод не удаётся натянуть должным образом, в моторе появляется равномерный шум, схожий с работой дизельного двигателя. В большинстве случаев звук прослушивается при работе на холостых оборотах на непрогретом моторе.

Видео: почему гремит цепь на «классике»

Перескочила цепь

При слабом натяжении цепь вытягивается довольно быстро и может перескочить на зубьях шестерён. Такое возможно в результате поломки башмака, натяжителя или успокоителя. Если цепь перескочила, то происходит сильное смещение зажигания. В этом случае необходимо провести дефектовку деталей привода механизма газораспределения.

Ремонт цепного привода ГРМ ВАЗ 2107

При возникновении неполадок цепного механизма, с ремонтом затягивать не стоит. В противном случае возможны последствия, которые приведут к дорогостоящему ремонту. Рассмотрим пошаговую процедуру ремонта составных элементов привода ГРМ на «семёрке».

Замена успокоителя

Для того чтобы заменить успокоитель цепного привода потребуется подготовить следующий перечень инструментов:

  • набор ключей и торцовых головок;
  • отвёртка;
  • длинный пинцет, магнитная телескопическая рукоятка или крючок из жёсткой проволоки;
  • прокладка крышки головки двигателя;
  • герметик автомобильный;
  • новый успокоитель цепи ВАЗ 2107.

Процедура по замене успокоителя цепи сводится к следующим пошаговым действиям:

  1. Снимаем воздушный фильтр, для чего откручиваем 3 гайки крепления крышки корпуса и 4 гайки крепления к карбюратору.
  2. Головкой или трубчатым ключом на 13 отворачиваем крепёж крышки клапанов и снимаем её.
  3. Ключом на 13 ослабляем гайку натяжителя цепи.
  4. При помощи длинной плоской отвёртки отводим в сторону башмак натяжителя.
  5. Удерживая башмак в отведённом состоянии, зажимаем колпачковую гайку.
  6. Из кусочка проволоки делаем крючок и зацепляем успокоитель через проушину.
  7. Откручиваем болты крепления успокоителя и извлекаем их, удерживая крючком сам успокоитель.
  8. Проворачиваем ключом распредвал на 1/3 оборота по часовой стрелке.
  9. Когда цепь будет ослаблена, извлекаем успокоитель.
  10. Вместо повреждённой детали устанавливаем новую в обратном порядке.

Видео: как заменить успокоитель на «семёрке»

Замена натяжителя

Для замены натяжителя цепного привода потребуется минимум времени и инструментов. Работа сводится к нескольким шагам:

Перед монтажом натяжителя необходимо отвернуть гайку и нажать на шток, после чего затянуть гайку.

Замена башмака

Ремонтные работы по замене башмака начинаются с подготовки инструмента:

  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажная лопатка;
  • ключ для гайки крепления шкива коленвала или обычный на 36.

Последовательность действий по замене детали такова:

  1. Демонтируем защиту картера силового агрегата.
  2. Ослабив крепление генератора, снимаем с него и со шкива коленвала ремень.
  3. Демонтируем кожух совместно с электровентилятором охлаждения.
  4. Откручиваем ключом на 36 гайку крепления шкива коленчатого вала и стягиваем сам шкив.
  5. Откручиваем болтовые крепления передней части картера (под цифрой 1 - ослабляем, под цифрой 2 - отворачиваем).
  6. Ослабляем и выкручиваем все болты крепления передней крышки мотора.
  7. Снимаем крышку, поддев её отвёрткой.
  8. Откручиваем крепление «2» башмака «1» и снимаем деталь.
  9. Сборку производим в обратном порядке.

Видео: как заменить натяжитель цепи на «Жигулях»

Замена цепи

К замене цепи прибегают в следующих случаях:

  • при её растяжении, т. е. когда натяжитель не справляется с натяжением;
  • после пробега 80–100 тыс. км.

Из инструментов нужно подготовить:

  • молоток;
  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажную лопатку;
  • кусок проволоки;
  • ключ для проворачивания коленчатого вала.

Процедуру по замене цепной передачи проводим в следующем порядке:

  1. Демонтируем крышку клапанов с двигателя.
  2. Проворачиваем коленвал ключом до тех пор, пока метка на шестерне распредвала не станет напротив метки на корпусе подшипников. При этом метка на коленвале также должна совпасть с меткой на передней крышке двигателя.
  3. Отгибаем шайбу, фиксирующую болт крепления шестерни распредвала.
  4. Включаем четвёртую передачу и ставим машину на ручной тормоз.
  5. Ослабляем крепёж шестерни распредвала.
  6. Демонтируем успокоитель цепи.
  7. Отворачиваем крепление передней крышки двигателя и снимаем башмак.
  8. Отгибаем стопорную шайбу, расположенную под болтом крепления шестерни вспомогательных агрегатов.
  9. Отворачиваем сам болт рожковым ключом на 17 и снимаем шестерню.
  10. Откручиваем ограничительный палец.
  11. Отворачиваем болт крепления шестерни распредвала.
  12. Приподнимаем цепь и снимаем шестерню.
  13. Опускаем цепь вниз и снимаем её со всех шестерён.
  14. Проверяем совпадение метки на шестерне коленвала с меткой на блоке двигателя.

Если метки не совпадают, необходимо провернуть коленвал до их совмещения.

После проделанных шагов можно приступать к установке новой цепи:

  1. Сначала надеваем деталь на звёздочку коленвала.
  2. Затем надеваем цепь на шестерню вспомогательных устройств.
  3. Устанавливаем шестерню вспомогательных агрегатов на место, наживляя крепёжный болт.
  4. Зацепляем цепь крючком и поднимаем её к распредвалу.
  5. Надеваем цепной привод на шестерню распредвала и ставим звёздочку на место.
  6. Проверяем совпадение меток и натягиваем цепь.
  7. Слегка заворачиваем болт крепления шестерни распредвала.
  8. Устанавливаем успокоитель и башмак в порядке, обратном снятию.
  9. Ставим на место ограничительный палец.
  10. Включаем нейтральную передачу и проворачиваем коленвал ключом на 36 по часовой стрелке.
  11. Проверяем совпадение меток.
  12. При правильном расположении меток производим затяжку гайки натяжителя цепи, включаем передачу и заворачиваем все болты крепления шестерён.
  13. Производим установку всех элементов в обратном порядке.

Видео: замена цепи ГРМ на ВАЗ 2101–07

Установка цепи по меткам

Если с приводом ГРМ производились ремонтные работы или цепь имеет сильное растяжение, при котором метки на шестерне распредвала и шкиве коленвала не совпадают с соответствующими метками на корпусе подшипников и блоке двигателя, нужно выполнить корректировку и установить цепь правильно.

Из инструментов понадобится:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.

Для установки цепи выполняем следующие шаги:

  1. Снимаем крышку, фильтр и его корпус.
  2. Отсоединяем патрубок отвода картерных газов с карбюратора, а также ослабляем крепёж троса подсоса для снятия тросика.
  3. Торцовым ключом на 10 откручиваем крепёж крышки клапанов.
  4. Снимаем с крышки рычаг вместе с тягами карбюратора.
  5. Демонтируем крышку головки блока.
  6. Прокручиваем коленвал при помощи ключа до того момента, пока метка на шестерне распредвала не совпадёт с выступом на корпусе. Метка на шкиве коленвала должна совпасть с длиной меткой на передней крышке двигателя.
  7. Если при выставлении меток оказалось, что одна из них не совпадает, разгибаем стопорную шайбу под болтом крепления шестерни распредвала.
  8. Включаем первую передачу и откручиваем болт крепления шестерни распределительного вала.
  9. Снимаем звёздочку, удерживая её в руках.
  10. Демонтируем цепь с шестерни и изменяем её положение в нужную сторону для совмещения всех меток, как это описано в п.6.
  11. Сборку проводим в обратной последовательности.
  12. По окончании процедуры не забываем выполнить натяжку цепи.

Видео: выставление фаз газораспределения на ВАЗ 2101–07

Натяжение цепи

Как выполнить натяжку цепи ГРМ на ВАЗ 2107 должен знать каждый владелец этого автомобиля. Для проведения работы нужно подготовить:

  • ключ на 13;
  • ключ на 36 для вращения коленвала;
  • молоток.

Процедура проводится в следующем порядке

  1. При помощи ключа на 13 отворачиваем колпачковую гайку натяжителя.
  2. Ключом для коленвала проворачиваем шкив на несколько оборотов.
  3. Останавливаем коленчатый вал в момент максимального сопротивления вращению. В таком положении и производим натяжку.
  4. Заворачиваем колпачковую гайку.

Видео: натяжение цепи на «классике»

Иногда бывает, что при отворачивании гайки натяжитель не отщёлкивает. Для этого необходимо постучать по корпусу механизма молотком.

Чтобы понять, действительно ли цепь имеет хорошую натяжку, вначале регулировки необходимо снять крышку клапанов.

Виды цепного привода

ВАЗовская «семёрка», как и другая «классика», оснащается двухрядной цепью ГРМ. Однако есть однорядная цепь, которую при желании можно установить на «Жигули».

Однорядная цепь

Цепная передача с одним рядом имеет меньший шум при работе двигателя, по сравнению с двумя рядами. Этот фактор является одним из основных в пользу выбора однорядных цепей. Поэтому некоторые владельцы ВАЗ 2107 решаются на замену привода ГРМ. Более низкий уровень шума обусловлен тем, что в движение приводится меньшее количество звеньев. Плюс ко всему двигателю легче вращать такую цепь, что положительно отражается на увеличении мощности. Однако из-за малого уровня шума при растяжении такой цепи не всегда понятно, что деталь нуждается в натяжении.

Двухрядная цепь

Несмотря на преимущества однорядной цепи, цепной привод с двумя рядами наиболее распространён, поскольку для него характерна высокая надёжность и при обрыве звена не происходит обрыв всей цепи. К тому же нагрузка на детали привода ГРМ распределяется равномерно, в результате чего цепь и шестерни изнашиваются медленнее. Срок рассматриваемой детали превышает 100 тыс. км. Хотя в последнее время автопроизводители с целью уменьшения веса силовых агрегатов устанавливают цепи с одним рядом.

Замена двухрядной цепи на однорядную

Если вы задумались над заменой двухрядного цепного привода на однорядный, нужно будет приобрести следующие детали:

  • шестерни коленвала, распредвала и масляного насоса для однорядной цепи;
  • успокоитель;
  • башмак;
  • однорядную цепь;
  • автоматический натяжитель.

Все перечисленные детали берут, как правило, от ВАЗ 21214. Работа по замене цепи не должна вызвать сложностей. Единственное, что потребуется, так это заменить звёздочки, для чего отворачивают соответствующий крепёж. В остальном действия аналогичны процедуре замены обычной двухрядной цепи.

Видео: установка однорядной цепи на ВАЗ

Несмотря на то что замена цепного привода ГРМ на ВАЗ 2107 процесс не из лёгких, выполнить его может каждый владелец «Жигулей», если следовать пошаговым инструкциям. Главное, по завершении работы правильно выставить метки, что обеспечит синхронную работу коленчатого и распределительного валов.

Иногда владельцы автомобилей предпринимают довольно странные действия. К примеру, самостоятельное гаражное переоборудование автомобиля нередко является довольно опасным процессом. Если у вас ВАЗ 2107, следует смириться с тем, что Ламборджини вы из него не сделаете. Машина может ездить вполне комфортно и качественно, если оставить все детали на заводском месте их работы и не переоборудовать машину. Тем не менее, многие решают провести эксперимент и поставить вместо ремня ГРМ металлическую цепь. Ведь ее хватает не на каких-то там 60 тысяч километров, а практически на весь период эксплуатации автомобиля. Проблема только в том, что на заводе почему-то не думали о том, что цепь подходит для этого двигателя. Так что вы пойдете наперекор инженерам, создавшим автомобиль. Пусть этот довод звучит не очень убедительно, но в нем точно есть доля истины.

Самостоятельное переоборудование ВАЗ 2107 на цепь ГРМ оказалось не таким уж и редким процессом. Многие автовладельцы выполняют его по непонятным причинам. Стоимость хорошего ремня ГРМ довольно низкая, срок его службы - 60 000 километров пробега. Хорошие ремни не рвутся, не шумят и не доставляют прочих проблем, так что замена этого узла машины на цепь неясна для многих экспертов. Стоит полностью понимать все последствия ваших действий, прежде чем выполнять процедуру замены ремня ГРМ на цепь на ВАЗ 2107. Классика вполне может ответить не очень приятно на ваше решение.

Физический процесс установки цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Непосредственно процедура замены ремня ГРМ на металлическую цепь не представляется сложной. Этот процесс проводится фактические по тем самым критериям, по которым происходит смена ремня ГРМ. Цепь устанавливается на те самые ролики, натяжители и прочие устройства данного узла. Размер цепи выбирается такой же, как размер ремня ГРМ. Все соответствует заводским параметрам, кроме одного аспекта - вы устанавливаете непредусмотренный заводом элемент системы двигателя. Причем, этот элемент довольно важен и является одним из самых важных гарантий безопасности работы двигателя. Процедура замены следующая:

  • демонтируйте крышку ремня газораспределительного механизма, под которой работает ремень ГРМ;
  • снимите ремень, попустив натяжитель до необходимых параметров;
  • замените все ролики и прочие механизмы системы на соответствующие для цепи
  • наденьте на место ремня приобретенную заранее цепь ГРМ;
  • попустите колпачковую гайку с помощью ключа на 13;
  • посредством ключа для коленвала проверните шкив на несколько оборотов;
  • остановить шкив стоит тогда, когда он обеспечивает максимальное сопротивление;
  • удерживайте коленвал от вращения и затягивайте колпачковую гайку, ставьте на место натяжители.

Убедитесь в том, что цепь нормально натянута, в ней отсутствует чрезмерное напряжение. Регулировать процесс натяжения можно с помощью регулировки натяжителя. Есть специальное приспособление в виде автоматического натяжителя, который самостоятельно настраивается под особенности работы системы. Это очень удачная покупка для ВАЗ 2107 с цепью ГРМ, поскольку цепь может растягиваться. Если вы вовремя не заметите этого растяжения, цепь вполне может слететь и натворить неприятностей, которые сложно будет устранить. Неправильный монтаж или непродуманные детали заставят вас потратить на машину целое состояние для ее восстановления. Загнутые клапана в двигателе - самое простое, что может произойти с автомобилем при разрыве ремня или цепи.

Главные преимущества и недостатки цепи на ГРМ

Газораспределительный механизм многих классических японских автомобилей, которые являются эталонами качества, работает на цепи. Это удачное технологическое решение, которое предоставляет немало плюсов владельцу машины. Подобная технология позволяет не заглядывать под крышку ГРМ годами, многие цепи служат до 300 000 километров. Автоматические натяжители, которые зачастую ставятся в систему цепного привода ГРМ, служат также очень долго и не нуждаются в замене. Именно поэтому у многих возникает мысль поставить цепь ГРМ на ВАЗ 2107 и экономить на обслуживании. Впрочем, у цепи есть и свои определенные недостатки, которые также стоит учитывать в принятии данного решения:

  • большой экономии на обслуживании не получится - порядка 200-250 рублей каждый год;
  • автомобиль приобретет дополнительный шум под капотом, ролики не предназначены для использования цепи;
  • есть риск того, что цепь ГРМ может слететь при ее неправильном монтаже или прочих неприятностях;
  • штатный натяжитель лучше всего поменять на автоматический, иначе придется постоянно проверять натяжку цепи;
  • цепь стоит дорого, так что призрачная экономия оказывается мифической или даже нереальной;
  • автомобиль приобретает слабый узел, который отличается от его заводских параметров.

Нужно признать, что гаражное переоборудование автомобиля - это не самый эффективный способ выполнить тюнинг его технических возможностей. Даже если вы повезете ваш ВАЗ 2107 специалистам, установка цепи ГРМ не является самым лучшим вариантом использования возможностей тюнинга. Машина и с ремнем ездит неплохо - следует оставить этот узел и подумать о других технических особенностях, которые можно поменять. В этом автомобилей очень много интересных заводских узлов, которые вполне можно заменить на более эффективные.

Преимущества и недостатки ремня ГРМ на ВАЗ 2107

Цепь растягивается и немного гремит, а иногда даже много гремит, приносит определенный дискомфорт и необходимость регулярной проверки натяжения. В случае с качественным ремнем вам достаточно один раз в 60 000 километров, во время очередного ТО, поменять ремень на новый и не переживать по поводу его целостности, натяжения и прочих характеристик. Очень важно понять, что ремень - это не недостаток системы газораспределения на ВАЗ 2107. Это просто конструктивная особенности. Вы можете поставить цепь, но получите как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Ведь это просто другая технология привода ГРМ, а не спасение от всех без вашей «Семерки». У ремня есть основные преимущества в следующем виде:

  • ремень не издает никаких посторонних звуков, эксплуатируется тихо и довольно комфортно;
  • проверять натяжение не имеет смысла, нужно просто поменять ремень раз в 60 тысяч километров;
  • ремень ГРМ, даже самый качественный, стоит в разы дешевле цепи, он выгоднее любых других вариантов;
  • при обрыве ремня не происходит уничтожение всех роликов, натяжителей и прочих механизмов под крышкой ГРМ;
  • нет необходимости переоборудовать заводские детали машины, устанавливать автоматические натяжители и прочие узлы.

С помощью вполне простых механизмов вы можете очень просто получить необходимые особенности работы двигателя ВАЗ 2107. Это вполне надежный агрегат, который у многих владельцев проходит больше 300 000 километров и не заставляет вкладывать огромные деньги в ремонт или обслуживание. Машина вполне адекватно ведет себя на любой дороге. Поэтому нет необходимости продумывать замену некоторых функциональных особенностей, таких как ремень ГРМ. Лучше оставить заводские настройки системы. Если же с завода на вашем ВАЗ 2107 стоит цепь привода ремня ГРМ, тогда есть смысл немного усовершенствовать систему и приобрести специальный натяжитель автоматического типа. Посмотрите видео о замене цепи ГРМ на Классике:

Подводим итоги

Завод оснащал ВАЗ 2107 разными периферийными устройствами. Многие автомобили с завода выходили с цепью ГРМ, другие под крышкой газораспределительного механизма скрывали ремень. Лучше оставить все так, как было сделано на заводе, разве что немного переоборудовать систему натяжителей. Переработки автомобиля ни к чему хорошему не приведут, особенно, если переработки выполняются в гараже, без профессионального инструмента и значительного опыта работы с машинами. В таком случае цепь ГРМ вы точно не установите правильно и не сможете пользоваться ей нормально.

Если завод установил на ваш ВАЗ 2107 цепной привод ГРМ, есть смысл позаботиться о правильном натяжении. Как правило, уже после 100 000 километров автомобили с цепью начинают греметь из-за растяжения той самой цепи. В такой ситуации лучше всего воспользоваться услугами мастера и заменить натяжитель на автоматический, а также просмотреть состояние всех роликов, самой цепи и прочих элементов системы газораспределения. С любым устройством под крышкой ГРМ за машиной придется тщательно ухаживать.

Газораспределительный механизм в двигателе внутреннего сгорания - это важная часть, без работы которого езда невозможна. Именно ГРМ отвечает за подачу топливо-воздушной смеси в цилиндры и вывод отработанных газов, то есть это основа работы ДВС в любом автомобиле. Движение клапанов, отвечающих за впуск и выпуск смеси, управляется распределительным валом. Он один в 8-клапанных силовых агрегатах и два в 16-клапанных. Распредвалы приводятся в движение с помощью ременного или цепного привода. От этого же привода работает и другие механизмы мотора.

Если приводное средство будет неисправно или вообще разрушится, есть риск существенной поломки двигателя. Многие моторы после обрыва цепи или ремня ГРМ требуют капитальной переборки и замены многих деталей, что стоит недёшево. Поэтому за техническим состоянием привода ГРМ нужно следить очень пристально, а в случае неисправностей обязательно менять. Замена цепи ГРМ на ВАЗ-2107 своими руками вполне возможна в силу относительной простоты и ремонтопригодности конструкции.

Возможные неисправности

В семействе автомобилей Волжского автозавода, которые получили названия «классики», привод ГРМ исполнен в цепном варианте. Ресурс хорошей двухрядной цепи выше любого ремня, к тому же цепь лучше защищена от любых внешних воздействий, находясь внутри блока двигателя. Моментальное растяжение цепи исключено, к тому же цепь, в отличие от ремня, не проскользнёт при резкой прогазовке двигателя. Обратная сторона: шумность и некоторая громоздкость - не столь бросаются в глаза при эксплуатации ВАЗ-2107.

Схема натяжителя: 1 - звёздочка распредвала; 2 - цепь ГРМ; 3 - успокоитель цепи; 4 - звёздочка привода вспомогательных агрегатов; 5 - звёздочка коленчатого вала; 6 - башмак натяжителя; 7 - гидравлический натяжитель цепи; 8 - штуцер масляной магистрали

К сожалению, цепь также не вечна. Она тоже растягивается - только не сразу, а постепенно, в результате выработки металлических пальцев о зубья шестерён.

Признаки того, что цепь растянулась и нужно диагностировать степень её исправности, следующие:

  • посторонний стук и звяканье при работе мотора;
  • сильное растяжение и выработка металла могут привести к нарушению фаз газораспределения, увеличению расхода топлива и другим неисправностям.

Если цепь лишь слегка потянулась, можно компенсировать проседание, увеличив прижим башмаком натяжителя. Когда же предел регулировок исчерпан, помочь может только замена цепи.

Растяжение цепи даже в несколько миллиметров заметен на глаз

Для того, чтобы лучше представлять, когда можно обойтись малой кровью, а когда менять цепь, производитель установил приблизительный ресурс нормальной работы привода ГРМ, которое на «семёрке» составляет 60 тысяч километров. При использовании свыше указанного срока появляется риск не просто растяжения, а перескока зубьев при работе, либо обрыва узла.

Перескок цепи на один-два зубца шестерни ведёт к нарушению фаз газораспределения, что скажется на сбоях в работе даже на холостых оборотах, не говоря уже о работе под нагрузкой.

Обрыв цепи приводит к исчезновению синхронизации между оборотами коленчатого и распределительного валов. В результате поршни по инерции бьют в отрытые вовнутрь цилиндра клапаны, деформируются сами и деформируют их. Поршни «семёрочного» мотора имеют специальные выточки, защищающие клапаны от загиба. Но если двигатель проходил капитальный ремонт с заменой цилиндро-поршневой группы, поршни вполне могут и не иметь выточек, тогда риск серьёзных повреждений вырастает. Следите за цепью привода и вовремя меняйте её.

Замена цепи ГРМ

Владельцы ВАЗ-2107 стали наследниками советской школы автомобилестроения. Считалось, что значительная часть ремонтных работ должна быть посильной владельцу транспортного средства. В двигателе «Жигулей» 7-ой модели почти нет узлов и агрегатов, требующих регулировки с помощью специального оборудования, например, компьютерно-диагностических систем. Водитель, обладающий навыками пользования ручным инструментом, вполне может осуществить замену ремня ГРМ самостоятельно. Существуют два способа выполнить эту операцию.

Это важно! Система впрыска топлива на ВАЗ 2107 может быть инжекторной и карбюраторной. Она не влияет на процесс замены узла ГРМ. Новая цепь ставится одинаково и на инжекторе, и на карбюраторе.

Быстрый способ

Стоит сразу оговориться, что этот способ не гарантирует длительную исправную работу двигателя. Применяйте его на свой страх и риск! Иногда быстрая замена цепи ГРМ оправдана, ели у вас есть с собой новая деталь, и вы обнаружили критическую неисправность цепи. Ехать дальше опасно. В этом случае быстрая замена цепи приведёт к меньшему риску, чем продолжение движения со старой. Делается это только для того, чтобы дотянуть до дома или ближайшей станции техобслуживания, где можно будет потратить больше времени для правильной установки передаточного механизма. Последовательность действий при быстром демонтаже такова:

  1. Открыв капот, нужно снять крышку головки блока цилиндров. Откроется вид на распредвал с ведомой шестернёй.
  2. Извлечь соединительный палец и разъединить приготовленную новую цепь. Ту же операцию необходимо проделать со старой цепью.
  3. Соединить новую цепь к одному из концов старой.
  4. Придерживая и подтягивая свободный конец старой цепи, специальным ключом проворачивать коленвал до тех пор, пока новая цепь не встанет на место старой.
  5. После этого достаточно соединить и заклепать новую цепь. Сделать это будет нелегко, так как её будет натягивать неослабленный башмак натяжителя, до которого нельзя добраться, не сняв крышку двигателя.

Принцип быстрой замены заключается в снятии крышки блока клапанов

Как видно, при быстром способе нет никакой возможности отрегулировать новую цепь, которая с первых минут работы может начать изнашиваться. Поэтому попав в безвыходную ситуацию и применив быструю замену, не поленитесь затем в спокойных условиях сделать всё правильно и чётко.

Практичный способ

Вначале необходимо снять детали, которые закрывают доступ к передней части двигателя. Это декоративная решётка радиатора, сам радиатор, из которого нужно аккуратно слить антифриз. После этого порядок действий следующий:

  1. Сверху снимаем крышку блока цилиндров, а со стороны днища - защиту двигателя и брызговик.
  2. Проверните коленвал ключом до тех пор, пока не добьётесь совпадения этого отлива с меткой на шестерне распредвала.

    Коленчатый вал необходимо провернуть до совпадения метки на шестерне с отливом

  3. Далее снимите авто с нейтралки и включите самую высокую скорость - 4 или пятую, в зависимости от коробки. Одновременно с этим зафиксируйте колёса ручным тормозом. Нужно отвинтить гайку, фиксирующую шкив коленвала. Лучший вариант - головка с воротком либо же крепкий советский хром-ванадиевый рожковый ключ на 36. Воспользуйтесь трубкой в качестве рычага - усилие страгивания очень большое.

    Для того чтобы снять шкив коленвала понадобится накидной или рожковый ключ на 36

  4. Если не получается даже так, попробуйте прокрутить коленвал стартером, уперев трубку, надетую на ключ или вороток в лонжерон.
  5. Дополнительно снимите датчик положения коленвала, ремень генератора. После этого можно приступить к снятию передней крышки. Спереди она держится на 9 гайках и снизу на трёх болтах. Всё откручиваем и снимаем.
  6. Теперь шестерни доступны для снятия. Для этого их нужно расшплинтовать, используя плоскую отвёртку. Звёздочки масляного насоса и распредвала снимаются практически идентично.

    Для расшплинтовки подойдёт плоская отвёртка или зубило

  7. Если шкив коленвала «прикипел», попробуйте аккуратно, но сильно стукнуть по нему молотком через проставку. У опытных автовладельцев может отыскаться для этой цели съёмник.
  8. Успокоитель держится на двух болтах. Его нужно снять и обязательно проверить на предмет износа. В случае необходимости также заменить. Для снятия цепи нужно демонтировать башмак и натяжитель. Тогда цепь сильно провиснет и её можно без труда убрать вместе с шестернями.

Это важно! Если двигатель вашего автомобиля не нов либо его ремонт производился давно, при разборке обратите внимание на шестерни ГРМ. Оценить степень изношенности поможет внимательный взгляд на зубья. Старые шестерни шлифуются со временем и даже могут сломаться. В этом случае докупите набор звёздочек ГРМ для автомобилей LADA.

Установка

Первым делом выставьте положение коленвала. Шпонка, фиксирующая звёздочку, должна совпадать с меткой на корпусе блока цилиндров. Если совпадения нет, коленвал нужно будет принудительно прокрутить. После можно надевать цепь. Порядок следующий:


Видео: замена цепи и звёздочек на ВАЗ 2107

Полезные замечания

Если у вас «семёрка» с карбюратором, то после замены цепи ГРМ требуется выполнить регулировку зажигания, ведь звёздочка привода прерывателя-распределителя зажигания (в просторечии трамблёра) тоже снималась со своего посадочного места. Инжекторные модели такой регулировки не требуют.

На советские и ранние российские автомобили классического семейства традиционно ставили двухрядные цепи ГРМ. Это давало повышенную надёжность за счёт того, чтоб обрыв одного звена не провоцировал мгновенное столкновение поршня с клапаном в открытом положении. Недостатком был повышенный вес. В целях экономии и облегчения конструкции цепь стали делать однорядной. Ресурс двойной цепи доходит до 100 - 120 тысяч километров, в то время как однорядной - в два раза меньше. Некоторые автовладельцы возвращают в свои силовые агрегаты двухрядную цепь. Правда, для этого придётся заменить также все шестерни, входящие в зацепление с цепью. Сегодня комплект таких деталей найти достаточно сложно, поэтому готовьтесь к поисковой работе, если хотите повысить надёжность механизма ГРМ.

Инструкция по настройке системы зажигания в автомобиле ВАЗ 2107 представлена в данном материале:

Двухрядная цепь ГРМ имеет гораздо больший ресурс, однако подобрать комплект деталей для её установки гораздо сложнее

Цепь ГРМ - передаточный механизм, за состоянием которого владелец машины должен следить особенно тщательно. Опытные водители недаром советуют слушать свой автомобиль. Посторонний шум с позвякивающими нотами - верный признак того, что пора вскрыть по меньшей мере крышку головки блока цилиндров, прокрутить коленвал и обследовать цепь хотя бы внешне. При тревожных признаках цепь нужно будет достать и заменить. Уверенность, аккуратность и данная инструкция помогут вам сэкономить немалую сумму денег, ведь замена цепи или ремня на «классике» стоит по стране около 2000 рублей.

Как заменить цепь ГРМ своими руками: быстрый вариант

Опытные автолюбители знакомы сразу с двумя вариантами замены цепи ГРМ на свой ВАЗ-2107 и используют наиболее подходящий. Первый способ является быстрым, но вместе с тем считается ненадежным и неправильным.

Начинают замену детали ГРМ с демонтажа старой детали – снимите клапанную крышку. Чтобы это сделать, рассоедините звенья цепи, зафиксированной на моторе. То же самое проделайте с новым образцом. Теперь совместите обе цепи.

С помощью изогнутого стартера прокрутите через двигатель новую деталь ГРМ до полного вращения всех звеньев, затяните. Звездочку, отмеченную снизу, как и башмак натяжителя, заменить не получится.

Правильная пошаговая инструкция по замене цепи ГРМ ВАЗ-2107


Пошаговая инструкция по замене детали с учетом правильной технологии состоит из таких этапов:

  1. Демонтируйте щит, размещенный спереди.
  2. Снимите радиатор.
  3. Избавьтесь от других компонентов конструкции, которые препятствуют свободному доступу к цепи ГРМ.
  4. Подготовьте необходимые инструменты: ключи разной величины, тиски, карандаш или мелок, металлическую линейку.
  5. Слейте из системы охлаждения охлаждающую жидкость, антифриз или тосол, подставив под шланг слива емкость на 5 л.
  6. Извлеките крышку капота.
  7. Своими руками ослабьте и снимите с мотора ремня генератора ВАЗ-2107 крышку ГБЦ.
  8. Осуществите замену старого натяжителя на новый. Для этого соедините разметку, сделанную на коленчатом вале и звездочке распределительного вала. Отвинтите гайку и снимите шкив.
  9. Демонтируйте радиаторное устройство.
  10. Отогнув шайбу штопорного типа, выкрутите и извлеките с распределительного вала звездочку.
  11. Принимаясь за демонтаж щита, который находится в передней части мотора, учитывайте откручивание сразу 3-х болтов, находящихся снизу, они как раз фиксируют поддон. Когда крышка отложена в сторону, пометьте положение звездочки дополнительных компонентов конструкции. Такой простой ход исключает серьезную регулировку зажигания, что предстоит выполнить после установки новой цепи ВАЗ-2107.
  12. Поменяйте на новые старые звездочки, башмак натяжителя и верните все составляющие на прежнее место, следуя обратному порядку действий этой инструкции по замене цепи ГРВ.

Некоторые новички выпускают из внимания метки, но такие эксперименты заканчиваются плачевно. Так называемым побочным эффектом является совпадение поршня с клапанами, в итоге требуется провести капитальный ремонт двигателя.

Стоимость замены цепи ГРМ ВАЗ-2107 своими руками


Стоимость замены цепи ГРМ включает, прежде всего, стоимость самого компонента. Если ее заменяют комплексно, вместе с другими деталями – звездочкой, натяжителем, успокоителем, в денежном эквиваленте выходит 1 800 рублей.

По какой цене можно купить качественные детали?

  1. Цепь варьируется от 350 до 600 рублей.
  2. Звезды, которые устанавливают на коленчатый вал, распределительный вал, а также масляный насос, всего обходятся в 400 рублей.
  3. Башмак натяжителя, успокоитель механизма, оснащенный резиновой прокладкой, достигает 100 рублей.
  4. Если башмак усовершенствован (на подшипнике звезда), цена близка к 1 400 рублям.
  5. Успокоитель цепи потребует трат размером 80 рублей.
Кузов