Соловецкое восстание причины и итоги кратко таблица. Соловецкое восстание: краткая история

План
Введение
1 События
1.1 Занятие монастыря правительственными войсками

2 Соловецкое восстание в старообрядческой литературе
Список литературы

Введение

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

1. События

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов С. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 г. на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. холод вынудил И. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 г. монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 г.(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 г. военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 г. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

1.1. Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 г. перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

2. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нем обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен).

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе (см. , ). Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Список литературы:

1. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона поморья в XVI-XIX вв. -Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975 г.

2. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов. 1899

3. Путеводитель по Соловецкой обители ее скитами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kargopol.net/file.cgi?id=130

22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет - на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела - царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: "...А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь...". Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Выступил против них, на стороне старообрядчества. Это выступление возглавил сам архимандрит Илья. Когда в 1657 году в соловецким инокам были присланы новонапечатанные никоновские служебники, архимандрит и его приближённые их спрятали. В следующем году Илья созвал всю соловецкую братию и увещевал ее постоять за православие, не принимать «латинских» новшеств. Монахи подписали общий приговор, чтобы священники не смели служить по новопечатным книгам. Илья и его помощники стали распространять старообрядческую пропаганду по всему Поморскому краю. Илья вскоре умер. Новый архимандрит соловецкого монастыря Варфоломей пытался отменить помянутый приговор и ввести новые книги, но безуспешно; стойкая приверженность старообрядчеству и проповедь о наступлении времени антихриста уже прочно укрепились среди братии и окрестного населения.

Соловецкий монастырь. Фото 1915 года

Варфоломей был вызван в Москву на собор 1666-1667, окончательно одобривший реформы Никона . Братия Соловецкого монастыря поручила ему подать на соборе челобитную об оставлении старины. Архимандрит рассказал, что пытался ввести новые книги, но безуспешно. На собор была прислана от некоторых соловецких старцев челобитная, обвинявшая Варфоломея в пьянстве, любостяжании и просившая дать ей иного настоятеля. Но пришла и другая челобитная, от склонившегося на сторону правительства келаря и части монахов – те жаловались, что «раскольники» затевают в Соловецком монастыре мятежи. Для расследования собор отправил на Соловки комиссию во главе с ярославско-спасским архимандритом Сергием и в сопровождении стрелецкого отряда. Соловецкие иноки приняли её крайне неприязненно. Когда комиссия стала читать в храме соборную грамоту, братия подняла крик против троеперстия, трегубой аллилуйи и новых книг. Более всех кричал бывший архимандрит любимого царем Саввы-Сторожевского монастыря Никанор, удалившийся на покой в Соловецкую обитель. Комиссия уехала назад, ничего не добившись. А братия послала государю новые челобитные об оставлении старых книг. В Москве отставили Варфоломея и назначили в Соловецкий монастырь другого архимандрита, Иосифа. Когда тот прибыл туда, братия спросила его, как он будет служить: по старым или новым книгам. Иосиф прочел царский указ о введении «никоновских» книг. Его не допустили к настоятельству и выслали из монастыря; а царю снова послали челобитную с просьбою оставить старые порядки. Тогда, в декабре 1667, царь указал отобрать соловецкие вотчины в казну и прекратить монастырю подвоз хлебных припасов. Московский собор 1667 изрек анафему на непослушных монахов. Но соловецкая братия не покорялась, и в 1668 к монастырю был отправлен стрелецкий отряд Волохова. Монахи со многими находившимися у них в ссылке и на богомолье мирянами вооружились и сели в осаду. Так началось Соловецкое восстание, длившееся восемь лет (1668-1676).

Восстание старообрядцев Соловецкого монастыря против никонианских книг в 1668 году. Художник С. Милорадович, 1885

Соловецкий монастырь представлял собой довольно сильную крепость и имел все средства для продолжительной обороны. Островное его положение на далеком море, полгода закованном во льды, служило наилучшей защитою. Стены Соловецкого монастыря были вооружены пушками и пищалями (всего до 90 орудий). Пороху было заготовлено до 900 пудов. Хлеба и съестных припасов было собрано едва ли не на десять лет; притом сообщения с берегом и доставка провизии еще долго не прекращались. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев – шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу. Присланные им новопечатные книги соловчане бросили в море. Отправленный на подавление Соловецкого восстания стряпчий Волохов со стрелецким отрядом человек в полтораста даже не решился осадить монастырь; на его увещания восставшие дали дерзкий ответ.

Воевода Волохов стал на Заячьем острове в 5 верстах от монастыря; но, ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке слабую заставу, якобы с целью не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей. Тут он вошёл в пререкания с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на вымогательства Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье Бога не молят и даже радеют участникам Соловецкого восстания. Распря разгорелась до того, что Волохов бил архимандрита по щекам, драл за бороду и велел стрельцам посадить его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море.

Подавлять Соловецкое восстание вместо Волохова отправили в 1672 стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. Но эти стрельцы были люди, «пехотному строю не обученные». В августе 1672 воевода с 725 человеками подступил к монастырю, но ограничился тем, что пожег ближние хозяйственные строения, побил скот и тоже ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток пороха и свинца. Тут он по примеру Волохова стал притеснять крестьян Соловецкого монастыря поборами с целью наживы, но под предлогом сбора кормов для своего отряда.

В следующем году Иевлева отозвали. Руководить подавлением Соловецкого восстания было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники (иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский) должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе; хотя сами были офицеры рейтарского строя. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут оказалось, что Иевлев, предав огню хозяйственные постройки, окружавшие монастырь, тем облегчил оборону его и затруднил нападение. Строения эти давали бы возможность осаждающим близко подойти к стенам; теперь же им приходилось действовать против соловецких мятежников на открытой местности под огнём крепостного наряда. Грунт был каменистый, и шанцы приходилось копать с большим трудом. Укрепясь кое-как шанцами, Мещеринов начал обстреливать монастырь; откуда тоже отвечали выстрелами. Самым ярым мятежником явился бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор; он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил св. водою голландские пушки, приговаривая: «матушки мои галаночки, надеемся на вас». Он приказывал стрелять по воеводе говоря: «поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко.

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX столетия

Но среди восставших возникла распря по вопросу о молениях за великого государя. Некоторые старцы настаивали продолжать моления. 16 сентября 1674 участники Соловецкого восстания собрали общее совещание по этому поводу. Тут Исачко и Самко с товарищами сняли оружие, говоря, что не хотят более служить, так как священники за великого государя Бога молят. Тогда келарь добил им челом, и они снова надели оружие, изрекая бранные слова на царя. После этого мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние государю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие. По удалении священников, почти некому было отправлять в монастыре церковную службу: но Никанор говорил, что можно обойтись и без священников, и без обедни, а ограничиться чтением в церкви часов. Однако, не все были с ним согласны, и среди восставших продолжались распри, хотя о сдаче не было и помину. Мещеринов не решился зимовать на острове; а разорил свои шанцы и, по примеру предшественников, отплыл от Соловецкого монастыря на зимовку в Сумский острог, вопреки наказам из Москвы.

Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора кормов производил поборы в Сумском уезде и даже посылал свою меру для сбора хлебных запасов, в которой было 22 фунта лишку против казенной! Из Москвы приходили грамоты с выговорами воеводе, но они оставались без действия.

Летом 1675 Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратных людей, пушки и запасы в изобилии. На сей раз он решил осаждать участников Соловецкого восстания и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Но долго еще тянулась бы осада, если бы не помогла измена. В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка закладенное камнями окно под сушилом у Белой башни. Воевода сначала не внял этому указанию. 23 декабря он сделал приступ и был отбит с большим уроном. Только после того Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января 1676 он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку. Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. К рассвету монастырь был в руках царской рати; монахов быстро обезоружили. Захваченные вожаки Соловецкого восстания ­– архимандрит Никанор и сотник Самко ­– были повешены; менее виновные заточены по острогам; а толпа, принесшая повинную, пощажена. Царь Алексей Михайлович , по-видимому, не успел узнать о взятии Соловецкого монастыря – он скончался уже через несколько дней. На воеводство в Соловки был прислан Владимир Волконский, который подверг любостяжательного Мещеринова розыску по обвинению в присвоении части монастырской казны.

По материалам книги Д. И. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 5. Отец Петра Великого. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники»

Соловецкое восстание – непримиримая борьба старого и нового.

В преддверии борьбы

В 1652 году Патриархом Московским был выбран Никон. Он сразу начал проводить реформы, направленные на унификацию русских православных обрядов в согласии с греческой традицией. Такие резкие изменения вызвали бурю протестов. Крупнейшей твердыней старообрядчества стал Соловецкий монастырь.
Патриарх внедрял реформы жестко и активно, и в 1654 году он созвал церковный собор, на котором добился согласия на редактирование богослужебных книг по новому образцу. Через три года из Москвы в монастырь присылают новые книги, но архимандрит Илья отказывается проводить по ним богослужение. Это было демонстративное неповиновение не только главе церкви, но и главе государства. После этого обитатели монастыря начали посылать царю челобитные.
Тем не менее, отношения царя и патриарха начали охладевать. В 1666 году на Большом Московском соборе Никон был лишен патриаршества, однако его нововведения получают одобрение. Все защитники старых русских традиций были объявлены еретиками. Соловецкие монахи послали царю очередную челобитную, на этот раз достаточно грубую. Иноки не собирались подчиняться. Более того, из монастыря были высланы назначенные архимандриты Варфоломей и Иосиф, которые одобряли реформы Никона. Своим главой староверцы выбрали Никанора (ранее он входил в доверие царя). В ответ правительство издало указ конфисковать все монастырские вотчины. На Соловки были отправлены военные отряды под командованием Волохова. Так началось Соловецкое восстание, длившееся с 1668 до 1676 годов – почти десятилетие.

Первый этап восстания

22 июня 1668 года началась осада монастыря. Однако взять его было не так просто. Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону.
Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось – старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву.
В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен. Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог. Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву.

Второй этап восстания

В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина. Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством. На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось.
К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название. Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках.
Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план. По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. 23 декабря воевода сделал попытку взять монастырь штурмом. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста. Он показал воеводе слабое место в твердыне: окно, заложенное камнями. В ночь на 22 января монастырь был взят. Изменник подвел стрельцов к окну, они разобрали камни и проникли в монастырь. Осажденные уже легли спать, и воины беспрепятственно открыли ворота отряду Мещеринова. Иноки спохватились слишком поздно. Многие защитники погибли в неравном бою.
За последний год осады в старообрядческой обители находилось не менее 500 человек. В живых Мещеринов оставил только 60. Предводители восстания Никанор и Самко были казнены. Эта же участь ждала и многих других ярых бунтарей. Остальных отправили в ссылку. Правда, некоторым удалось бежать в Поморье. Там они начали распространять свои мятежные идеи и прославлять участников Соловецкого восстания. А знаменитая твердыня перестала быть оплотом старообрядчества. Долгие годы она страдала от жестоких репрессий. Основные строения были разрушены, казна разграблена, поля опустошены, скот уничтожен. В монастыре еще долго находился отряд стрелков.
Какая участь ждала Мещеринова? Его обвинили в краже монастырского имущества. История сыграла с ним жестокую шутку: его, покорителя Соловецкого восстания, отправили в заключение в Соловецкую тюрьму. Освобожден он был лишь в 1670 году.
Спустя годы Петр I несколько раз посетил это место, что можно расценивать как окончательное прощение непокорного Соловецкого монастыря. Однако один из самых важных религиозных центров России пришел в упадок и навсегда потерял дух непокорности. Стать на ноги ему удалось только в конце XIX столетия.

: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги"

Итог Подавление восстания Противники иноки, донские казаки стрельцы царя Алексея Командующие архимандрит Никанор Иван Мещеринов Силы сторон 700 человек, 90 пушек 1000 человек

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656-1658)). Монастырь был хорошо укреплен и вооружен, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам белого моря (Кемь , Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причины восстания

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали производить по старым. В 1667 году в Москве состоялся собор, осуждающий старообрядчество.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 года. К 1674 году правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 года на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 года(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 года Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понёс потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 года перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко Васильев и Никанор, остальные - позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе . Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Примечания

Литература

  • Барсуков Н. А. Соловецкое восстание. 1668-1676 гг. - Петрозаводск: 1954.
  • Борисов А. М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. - Петрозаводск: 1966. - гл. 4.
  • Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. - Архангельск: 1965.
  • Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI-XIX вв. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975.
  • Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. - М.: ОГИ, 2009.
  • История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. -С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатнаго дела в России Е. Евдокимов. Троицкая, № 18. 1899 г.

Ссылки

  • «Смуты в монастыре по поводу исправления богослужебных книг (1657-1676 г.). » - «История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря», глава 6, посвященная Соловецкому восстанию.
  • «Повесть о Соловецком восстании » - «Описание лицевое великой осады и разорения монастыря соловецкого», рукописная книга конца XVIII в.

Категории:

  • Соловецкий монастырь
  • Восстания в России
  • История XVII века
  • История старообрядчества
  • История Карелии
  • История Архангельской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • - (Соловецкое сидение) 1668 1676 годов мятеж монахов Соловецкого монастыря (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ) против реформы русской православной церкви. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450 … Энциклопедический словарь
  • Соловецкое восстание - (Соловецкое сидение), восстание в Соловецком монастыре в 1668 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина. Правительственное войско овладело … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ - 1668 1676 восстание крестьян, посадск. людей, беглых крепостных, стрельцов, а также части священников и монахов Соловецкого монастыря, явившееся выражением стихийн. протеста против феод. крепостнич. гнета. С. в. началось как раскольнич. движение … Атеистический словарь

    Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре (См. Соловецкий монастырь). В С. в. участвовали различные социальные слои. Аристократическая верхушка монахов, используя снятие сана патриарха с Никона,… …

    Соловецкое сидение, антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич. верхушка старцев, используя снятие сана патриарха с Никона, выступала против плодов его церк. реформы, осн.… …

    Название нескольких населённых пунктов: Соловецкое село в Орловском районе Кировской области. Соловецкое село в Шабалинском районе Кировской области. Соловецкое село в Октябрьском районе Костромской области. Соловецкое село в Нижнеомском районе… … Википедия

    Основан в конце 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. В 15 16 вв. С. м. быстро увеличил свои земельные владения, которые располагались по берегам Белого моря и… … Большая советская энциклопедия

    Один из крупнейших православных монастырей России. Осн. в кон. 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря на берегу Соловецкого о ва в Белом м. В 15 16 вв. С. м, быстро увеличил свои земельные владения, к рые располагались по… … Советская историческая энциклопедия

Советы