Кто такой витус беринг. Экспедиции, любовь и мечты витуса беринга

Что сделал Витус Беринг, известный мореплаватель и капитан-командор, исследователь Камчатки, северо-восточного побережья Азии, северо-западных берегов Америки и северных земель Тихого океана, Вы узнаете из этой статьи.

Витус Беринг: что открыл?

Все достижения Витуса Беринга были совершены в двух Камчатских экспедициях:

  • Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов

Первый русский император и его советники знали, что существует пролив между Америкой и Азией и искали мореплавателя, который бы мог исследовать его для использования в практических целях. Петр I в 1724 году составил указ об подготовки к экспедиции, поставив начальником 44-летнего Витуса Йонассена Беринга. К этому времени он уже 21 год служил в России. Команда мореплавателя состояла из 34 человек и вышла из Петербурга в путь 24 января 1725 года. До Охотского моря они шли пешком или верхом на лошадях, а на реках сплавлялись по судам. Голод в пути и страшные морозы привели к тому, что команда экспедиции сократилась до 15 человек. 1 октября 1726 года Беринг дошел до Охотска. Дальше предстояла дорога по морю, поэтому пришлось строить бот под названием «Св. Гавриил». На нем мореплаватель вышел в море 14 июля 1728 года. Им было выявлено полуострова Озерной и Камчатский, Карагинский залив и одноименный остров. Его моряками было положено на карту более 2500 км береговой линии северо-восточной части Азии. В экспедиции было открыто залив Креста, остров св. Лаврентия и бухту Провидения.

16 августа 1728 года Беринг прошел через пролив и оказался в Чукотском море. Но повернув назад, думая, что берег моря дальше простилается, он оказался в Нижнекамчатске. Таким образом, в ходе первой экспедиции Витус Беринг первым описал южную половину западного и восточного берега Камчатки и выявил Авачинскую губу, Камчатский залив.

  • Вторая экспедиция Витуса Беринга на Камчатку 1733–1743 годов

Вернувшись из первой экспедиции, Беринг показал правительству России план новой экспедиции. Его назначили командующим Второй Камчатской экспедиции в 1733 году. Их задача – исследовать американские берега со стороны Камчатки.

В 1734 году командующий экспедиции собрал всех участников в Тобольске. Сухопутные партии геодезистов изучали побережье океана. А сам исследователь отправился в Якутск, где провел 3 года, заготовляя продовольствие и снаряжение для своей команды, разделенной на 2 группы.

Только в 1740 году Беринг отплывает из Охотска на судах «Св. Павел» и «Св. Пётр». Зиму его команда провела на востоке Камчатки, около Авачинской губы. Спустя 8 лет после того, как они покинули Петербург, их корабли вышли к берегам американского континента. В дальнейшем корабли потеряли друг друга и плавали автономно. Витус Беринг 4 дня плавал вдоль западного побережья. После было взято курс на Азию. 10 августа мореплаватель решил идти на Камчатку. А спустя две с половиной недели у юго-запада Аляски были открыты пустынные и безлесные острова, которые капитан назвал «Островами Шумагина». Двигаясь в западном направлении, Беринг исследовал Алеутскую цепь. Здесь русские впервые повстречали местных жителей – алеутов.

Доктор исторических наук В. Пасецкий.

Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681-1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.

Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость - Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. На его долю выпало немало ответственных поручений: следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.

23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.

Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.

6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.

К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.

22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.

Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.

Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.

«...По прибытии к Большерецкому устью,- писал Беринг,- материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего" и умирают».

Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.

11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.

На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18" с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,- писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.- В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его" возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг... Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск - Енисейск - Илимск - Якутск - Охотск-Камчатка-Чукотский Нос-Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.

Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.

4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель - никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.

«17 июля,- как записано в вахтенном журнале,- с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...

Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.

4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.

Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.

28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.

Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.

«Это известие,- писал Свей Ваксель,- подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».

В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.

Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.

Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.

Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову - одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.

В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».

Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.

На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Немногим путешественникам посчастливилось оставить свои имена на карте нашей планеты. Одним из тех, кому выпала подобная честь, является Витус Беринг. Его непростой судьбе и географическим открытиям, изменившим представления современников о расположении материковых линий и островов в самых северных широтах, посвящена эта статья.

Родители

Витус Беринг родился в 1681 году. Достоверно известно, что произошло это в Дании. По некоторым данным местом рождения путешественника является город Хорсенс, где он был крещен в лютеранской кирхе, о чем свидетельствует документ, который и по сей день хранится в старинной церковной книге. Мальчика назвали в честь маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Что касается фамилии, то она досталась ему от матери - Анны Педердаттер Беринг, происходившей из знатного дворянского рода, который, однако, к моменту рождения Витуса уже разорился.

Отец будущего путешественника Ионас Свендсен работал в таможне и был весьма уважаемым человеком в Хорсенсе. От предыдущего брака и брака с Анной у него было в общей сложности 9 детей. Жалования таможенника не хватало, семья с трудом сводила концы с концами, но все дети, в том числе Витус Ионассен Беринг, отличались набожностью и смогли получить неплохое по тем временам образование.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Начало морской карьеры

Родители Беринга не жалели своих скудных средств на то, чтобы дать детям самое лучшее образование. Благодаря их усилиям старшие братья Витуса смогли поступить в университет Копенгагена. Однако юного Беринга не привлекала карьера юриста или доктора. Окончив школу, он в 14 лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Первые путешествия

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.

Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

Судьбоносное предложение

В 1703 году Витус Беринг познакомился с Корнелием Крюйсом. Последний хотя и был норвежцем по происхождению, но уже более 10 лет служил на русском флоте и имел чин вице-адмирала. По приказу Петра Первого Крюйс ездил по Европе и нанимал толковых специалистов-иностранцев. Он разглядел в молодом кадете, проходившем учебу на последнем курсе, будущего известного исследователя и предложил поступить на службу в русский флот. Витус Ионассен Беринга сразу же оценил перспективы, которые перед ним открывались, и принял предложение Крюйса.

Первые годы службы в России

По рекомендации Крюйса Витуса Беринга зачислили в Балтийский военно-морской флот, присвоив чин подпоручика. В 1704 году он приехал в Россию, которая отныне стала его новой родиной. Сначала Витус Беринг стал командовать судном, доставлявшим лес на остров Котлин, где по приказу Петра Первого осуществлялось строительство крепости Кронштадт. Прилежание и рвение молодого датчанина не остались незамеченными - уже через 4 года Берингу присвоили чин поручика.

Дальнейшая карьера

В последующие несколько лет карьера Беринга пошла по нарастающей.

В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Через несколько месяцев ему было присвоено звание капитана-лейтенанта, он был направлен на Азовский флот, где командовал парусной шнявой «Мункер».

В 1711 Беринг принял участие в походе Петра Первого в Молдавию, находящуюся в вассальной зависимости от Османской империи. После неудачного завершения этой компании он был направлен на Балтийский флот. В 1715 году ему присвоили чин капитана 4 ранга и отправили в Архангельск командовать судном «Селафаил». На этом корабле Беринг побывал в Копенгагене. Этот поход стал последним посещением родной Дании в жизни мореплавателя, который большую часть своей жизни провел в России.

В 1716 году Витус Беринг, биографии которого посвящена эта статья, принял командование над парусником «Перл». На этом судне он ходил к Бронкгольму.

К 1720-му году Беринг уже имел чин капитана 2 ранга, а под его командованием был фрегат на 90 пушек «Марльбург».

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Первая экспедиция на Камчатку

Как известно, одним из достижений царя-реформатора было создание условий для научного изучения географии страны и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Согласно этому документу Коллегии Адмиралтейства поручалось найти кандидатуру для ее руководителя. После долгих обсуждений было решено назначить командиром экспедиции Витуса Беринга.

Задачи

Согласно распоряжениям Петра I, Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга должна была дать ответ на несколько вопросов, которые волновали всех мореплавателей, бороздивших северные широты.

Для этого ей было предписано:

  • отправиться на Камчатку;
  • соорудить один-два палубных бота;
  • выдвинуться на них вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента;
  • установить место, где этот материк соединяется с Азией;
  • высадиться на территории Америки;
  • нанести все полученные данные на географические карты.

Ход экспедиции

Путешественник Витус Беринг вместе с остальными исследователями Камчатки выехали из Петербурга в начале 1725 года. Почти 2 года на речных судах, пешком, на телегах и на санях они добирались до Охотска. Дождавшись весны, Беринг и его команда отправились к устью Камчатки на собачьих упряжках и лодках. Летом 1728 на восточном побережье полуострова они завершили строительство бота «Святой Гавриил». Сразу же после спуска на воду судно выдвинулось на северо-восток вдоль побережья материка. В ходе этой экспедиции на карте мира появились:

  • Карагинский залив;
  • бухта Провидения;
  • остров св. Лаврентия;
  • Анадырский и залив Креста.

Важнейшим открытием экспедиции стал Берингов пролив. Витус Беринг вместе с товарищами вошел через него в Чукотское море и повернул домой. Хотя он не смог дойти до побережья Северной Америки, он посчитал свою задачу выполненной, так как установил, что этот материк не соединяется с Азией. Обогнув Камчатку с южной стороны, Беринг нанес на карту незамерзающую Авачинскую губу, а также Камчатский залив. Весной 1730 года мореплаватель прибыл с командой в Охотск и вернулся в Петербург тем же путем, который экспедиция преодолела, стартовав 5 лет назад.

В столице

По возвращении Витуса Беринга (что открыл путешественник на Камчатке, см. выше) им был представлен доклад, в котором мореплаватель утверждал, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет организовать торговлю с местными коммерсантами. Кроме того, путешественник призывал к активному хозяйственному освоению Сибири, где по его предположениям можно было добывать железо и заниматься землепашеством.

Вторая Камчатская экспедиция: подготовка

Беринг не собирался останавливаться на достигнутом. Он представил в Адмиралтейство планы исследования северо-восточного российского азиатского побережья и разведки морских путей к Америке и к Японским островам.

Хотя задание Петра Первого (побывать на берегах Америки) не было выполнено, мореплаватель получил 1000 рублей премии и чин капитана-командора.

В 1733 году Витус Беринг был назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции, которая должна была завершить то, что не удалось в ходе первого путешествия.

В начале 1734 года новоиспеченный капитан-командор выехал в Якутск, где в течение трех лет занимался организацией экспедиции. Местные власти вставляли ему палки в колеса, поэтому лишь в 1740 года из Охотска к востоку Камчатки отправились два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр».

Ход экспедиции

В июле 1741 года корабли подошли к побережью Северной Америки. Обратно они проследовали вдоль Алеутской гряды и продолжили путь, исследуя южную береговую линию Аляски. В ходе экспедиции были открыты острова:

  • Св. Стефана;
  • Кадьяк;
  • Шумагинские;
  • св. Иоанна;
  • св. Маркиана;
  • Евдокеевские.

Смерть

Обратный путь Второй Камчатской экспедиции был очень трудным. В течение многих месяцев «Святой Петр» находился в море, так как был сильный туман, из-за которого не было возможности определить его местонахождение хотя бы по звездам. У членов экспедиции началась цинга, от которой скончалась часть моряков. Долгие годы считалось, что эта болезнь поразила и самого Беринга, однако исследование его останков, выполненное в 90-х годах прошлого века, показало, что зубы командора не были повреждены цингой.

Через некоторое время корабль стал практически неуправляемым, тем более что экипаж сильно поредел, а сам Беринг руководил им, уже будучи серьезно больным.

В первые дни ноября 1741 года моряки экспедиции увидели перед собой заснеженную землю, впоследствии получившую название острова Беринга. Они приняли решение перезимовать на суше, однако уже через месяц большинство больных членов экипажа погибло. В их числе был и Витус Беринг.

Конец экспедиции

После смерти Беринга командование принял штурман Свен Ваксель. Вместе с 46 выжившими членами экипажа он построил гукор, названный «Св. Петром», на котором в августе 1742 года достиг Авачинской губы. Потребовалось еще немало времени, чтобы участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Признание заслуг

Географические объекты, названные в честь Витуса Беринга, сегодня известны всем. Однако заслуги мореплавателя были оценены лишь через многие годы после его смерти. В частности, Берингов пролив был назван так по настоянию Джеймса Кука.

Англичанин достиг Алеутских островов в начале октября 1778 года. Там он встретил русских охотников и получил от них карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав пролив, разделяющий Азию и Америку, именем своего скончавшегося предшественника Беринга.

Личная жизнь

В 1713 году Витус Беринг (что открыл, вам уже известно) вступил в брак с Анной Христианой Пюльсе, которая была дочерью коммерсанта из Швеции. Спустя три года у пары родился первенец, названный в честь отца, однако ребенок скончался во младенчестве. После этого супруга Беринга рожала много раз, но из детей Берингов выжили только дочь Анна и трое сыновей.

Память

Первый монумент Витусу Берингу установили в Петропавловске-Камчатском. Точная дата его сооружения не сохранилась, однако его описание было дано в 1827 году одним английским путешественником, посетившим этот город.

В 2016 году на острове, названном в честь командора, был установлен памятник Витусу Берингу. Он представляет собой ростовую скульптуру из бронзы работы скульптора И. П. Вьюева.

Кроме географических объектов в честь путешественника были названы:

  • улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском;
  • дизель-электроход;
  • один из самолетов «Аэрофлота».

Кроме того, в городе Петропавловске-Камчатском действует КАМГУ имени Витуса Беринга. А еще имя мореплавателя стало брендом датских наручных часов Bering.

Теперь вам известна биография Витуса Беринга. Этот датский мореплаватель, посвятивший жизнь служению России, навсегда вошел в мировую историю благодаря своим географическим открытиям, поставившим его в один ряд с величайшими путешественниками всех времен.

Витус Ионассен Беринг - один из первооткрывателей, чья жизнь стала символом мужества и самоотверженности. С юных лет путешественника завораживала водная стихия. Благодаря жажде знаний и мастерству мужчины состоялась первая морская экспедиция, принесшая российскому государству звание «колыбель картографии».

Детство и юность

Биография великого мореплавателя началась в городе Хорсенс, основанном на датском берегу пролива Малый Бельт. Мальчик появился на свет 2 августа (по старому стилю – 12 августа) 1861 года. Витус стал третьим отпрыском в семье разорившейся аристократки Анны Педердаттер Беринг и таможенного работника Ионаса Свендсена.

И имя, и фамилию мальчик получил от матери. Несмотря на сложное финансовое положение семьи, родословная Анны Педердаттер могла в будущем сыграть для Витуса хорошую службу.

Необычное имя стало данью памяти покойному брату матери, который прославился службой при Королевском суде. Полное совпадение имени стало причиной, по которой современники сопровождают статьи о мореплавателе неправильными фотоизображениями, путая представителей одной семьи.


Поэт Витус Беринг, чей портрет долгое время выдавали за изображение мореплавателя

Родители придавали большое значение образованию детей, поэтому Витус рано освоил грамоту и правописание. Мальчик посещал школу, которая располагалась на той же улице, где стоял родительский дом. Несмотря на любознательность, ребенок при первой возможности сбегал с уроков, чтобы отправиться в порт. Витус много времени проводил за разговорами с моряками, поведавшими Берингу о захватывающих морских приключениях.

В 14 лет, сразу после окончания учебного заведения, Витус записался матросом на голландский корабль. Юный путешественник побывал на Карибских островах и много времени провел в Ост-Индии. Осознав, что для построения карьеры не хватает знаний, Витус сошел на берег в Амстердаме, где с легкостью поступил в морской кадетский корпус.

Открытия

Завершение учебы Беринга совпало с интересом к освоению морского ремесла. Агенты, в задачу которых входила вербовка иностранных специалистов, сразу обратили внимание на Витуса, отличавшегося непринужденным характером и выдержкой, так необходимой на море.


В 1704 году Беринг переехал в Россию, где быстро продвигался по карьерной лестнице. Но после 20-летней службы, отмеченной только положительными характеристиками и наградами, мореплаватель подал в отставку. Историки утверждают, что причина поступка – гордость Беринга. Мужчина не получил звание капитана 1-го ранга, о котором честолюбивый моряк давно мечтал.


Географические открытия, прославившие фамилию Витуса, случились во время первой камчатской экспедиции. В 1724 году по приказу Петра Первого российский флот отправился на исследования новых земель. Единственным специалистом, который справился бы со столь сложной задачей, оказался Беринг.

В течение пяти лет мужчина исследовал и фиксировал на карте берега Чукотки и Камчатки. К заслугам Беринга относятся опровержение домыслов, что Америка соединяется с Азией, а Камчатка неразрывна с Японией. Увы, столь впечатляющие результаты экспедиции не нашли должного внимания в Адмиралтействе.


Чиновники решили, что Беринг не оправдал надежд и плохо выполнил поручения царя. Всю важность открытий Витуса подтвердил , который ознакомился с картами мореплавателя в 1778 году. Впечатленный кропотливой работой англичанин назвал пролив между Евразией и Америкой в честь мореплавателя, которого не знал лично.

Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей. На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях.


Командование вторым судном доверили Алексею Чирикову. Мужчина выполнял обязанности помощника капитана в первой камчатской экспедиции и заслужил безграничное доверие Беринга. В планах исследователей было изучить Сибирь, добраться до Камчатки и выдвинуться к берегам Северной Америки, чтобы детально ознакомиться с малопосещаемыми берегами.

Личная жизнь

Во время второй камчатской экспедиции Витуса Беринга сопровождали жена и дети. Еще в 1713 году мореплаватель заключил брак с дочерью коммерсанта из Выборга – Анной Кристиной Пюльзе.

Первое время молодая супруга спокойно отпускала возлюбленного в морские путешествия. Сама женщина занималась хозяйством и воспитывала детей.


За первые 18 лет брака у четы родились 8 малышей, а выжили всего четверо: Йонас, Томас, Антон и Анна Хельга.

К моменту рождения дочери Анне Кристине надоело постоянное отсутствие мужа. Оставив повзрослевших Йонаса и Томаса на попечение родственников из Выборга, женщина собрала серебро, фарфор и, прихватив Антона и Анну, отправилась в путешествие с мужем.

Смерть

При выходе из Авачинской бухты в сторону Северной Америки корабль «Святой Петр», которым руководил Беринг, затерялся в открытом море. Непогода не позволяла определить местоположение судна, а разыгравшаяся цинга стала уничтожать экипаж судна.

Одним из последних неприятная хворь зацепила Беринга. Даже чувствуя слабость, исследователь не оставил управление кораблем. Неожиданная полоска заснеженной земли на горизонте стала надеждой на спасение.


Но 8 декабря 1741 года, через месяц после схода на берег, Витус Беринг окончательно утратил силы и умер в наспех построенной землянке. Мужчину похоронили на безымянном острове, который в будущем обозначат на картах как Остров Беринга.

В 1991 году специальная археологическая группа обнаружила останки Витуса. Подробное изучение позволило сделать вывод, что причиной смерти путешественника стала неизвестная болезнь, не похожая по характеристикам на цингу.


По словам Ольги Сотниковой, праправнучки матроса Сотникова, ходившего под командованием Беринга, великий путешественник погиб от руки собственных подчиненных. Из-за нервного срыва, ставшего причиной нескольких стратегических ошибок, команда «Святого Петра» оказалась на необитаемом острове, где не смогла найти еду и укрытие.

Разозлившиеся матросы закопали своего командира живым в землю. Но проведенные анализы скелета первооткрывателя не подтверждают теорию. В 1992 году останки мореплавателя и неизвестных моряков возвращены в землю на территории бухты Командор.

Память

  • В 1818 году Камчатское (или Бобровое) море стало именоваться Беринговым.
  • В 1937 году географ Эрик Хультен предложил обозначение Берингия, которое включает в себя Берингов пролив, Беринговое и Чукотское море, часть Камчатки и частично Аляску.
  • В 1945 году на территории Петропавловска-Камчатского установлен памятник мореплавателю, основавшему город.
  • В 1957 году в заливе Берингова моря в честь путешественника назван поселок «Беринговский». До этого поселение носило название «Угольное».
  • В 1970 году на экраны вышла документальная картина режиссера Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях».
  • В 2006 году Камчатский государственный педагогический институт по приказу министра образования переименован в КамГУ имени Витуса Беринга.
  • В 2016 году в честь 275-летия открытия Командорских островов установлена бронзовая ростовая скульптура Берингу. Памятник расположен на территории острова Беринга (село Никольское).

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина. Поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.

Начал свою доблестную службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот. Будучи в чине унтер-офицера в 1707 году был назначен командиром шхуны «Мункер » на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата «Перл» и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.

Витус Беринг любил море и поэтому верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил капитан 1 ранга Витус Беринг . Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием «Святой Гавриил », достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

судно «Святой Гавриил»

Началась она в январе 1725 года, а спустя два года 30 июля 1727 года экспедиция добралась через всю Сибирь до поселка Охотск, где и началась постройка судна . Через два месяца группа людей, взяв необходимый провиант, отправилась на Камчатку. Добравшись до нужного места и пополнив провиант 13 июля 1728 года, путешественники вышли из устья реки Камчатка в открытое море и взяли курс на север. Через месяц Витус Беринг с соратниками, наконец, достигли незнакомой широты, а убедившись, что берег не простирался к западу, сочли свою миссию выполненной и вернулись назад. В 1728 года Витус Беринг с полуострова Камчатка отправился в Петербург с докладом о проделанном путешествии. Адмиралтейская коллегия с уважением отнеслась к открытиям Витуса Беринга, но из-за трудностей сложившиеся на пути путешественников постановила 28 декабря 1732 года о назначении второй камчатской экспедиции. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, а также берегов Северной Америки.

пакетбот «Святой Павел»

пакетбот «Святой Петр»

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы «Святой Петр » и «Святой Павел ». Беринг находился на флагманском корабле «Святой Петр». Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков . Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей . 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гаммы» (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

пакетбот «Святой Павел»

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Святого Иоанна (Ахта), Святого Маркиана (Кыска), Святого Стефана (Булдырь). Запасы воды и продовольствия подходили к концу, смертельные болезни забирали одного моряка за другого. Заметив, остров Витус Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросило на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Берингово море

Проведя тяжелую зиму на острове, на котором в муках умер Витус Беринг , 8 декабря 1741 года оставшиеся в живых члены экипажа соорудили из останков пакетбота, небольшое судно 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку. Остров, на котором был похоронен великий , путешественники назвали Беринговым .

Они же поведали всему миру о своем трудном путешествии. Материалы экспедиции были полностью учтены в 1746 году при составлении «Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов». За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга . Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.

Трансмиссия