Система охлаждения уаз 469 двигатель 417. Система охлаждения УАЗ “Буханка”: Устройство охлаждения двигателя

УАЗ «Буханка» представляет собой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Данная модель выпускается на с 1957 года. Эта машина эксплуатируется не только по своему предназначению, ведь все-таки это специальная техника, но также ее используют любители рыбалки и охоты.

Главный плюс данного авто - его универсальность и огромные возможности проходимости. Салон вмещает в себя 10 пассажиров, а при необходимости его можно как угодно трансформировать. Сердце автомобиля - это двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-409. Так как машина специальная, многим интересно, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки».

Общее устройство

В этих грузопассажирских авто вагонной компоновки применяется жидкостное охлаждение закрытого типа. ОЖ в системе циркулирует принудительно под воздействием центробежного насоса. В качестве охлаждающих жидкостей производитель рекомендует использовать отечественный «Тосол». Однако в экстренных случаях можно залить в систему охлаждения УАЗа «Буханки» и обычную воду. Объем, включая не только контуры охлаждающей системы, но и отопителя, на большинстве моделей составляет от 13,2 до 15,3 литров.

Схема охлаждающей системы для ЗМЗ-402

Она достаточно проста. Данный силовой агрегат охлаждается за счет жидкости, которая проходит через два контура.

Построена система по кольцевой схеме и состоит из нескольких основных компонентов. Жидкость двигается из радиатора через патрубки в термостат, далее проходит по рубашке охлаждения двигателя. Затем посредством водяного насоса она попадает снова в радиатор. Кроме этого, система охлаждения УАЗа «Буханки» с 402-м двигателем включает в себя электрический вентилятор, температурный датчик, отопители. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Термостат

Это наиболее нежный компонент в системе. Он чаще всех выходит из строя - современные запчасти не слишком качественные. Функция термостата - контроль потока ОЖ по двигателю. Агрегат ЗМЗ-402, как и многие другие, имеет два круга циркуляции ОЖ - большой и, соответственно, малый.

Когда водитель запускает мотор и тот немного прогреется, жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» циркулирует только по малому кругу. Это позволяет быстрее подогреть мотор. Когда температура достигнет примерно 70 градусов, сработает термостат, и ОЖ потечет уже через радиатор охлаждения по большому кругу. Рабочими температурами для 402 двигателя являются показатели в пределах от 82 до 90 градусов. Если мотор не прогревается до этих температур, то это говорит о том, что термостат неисправен. Нередко по причине износа он заклинивает и не открывается.

Помпа

Это очень важный элемент. За счет него жидкость может циркулировать непосредственно по всей системе. В этом двигателе тосол циркулирует постоянно в принудительном порядке. Насос состоит из нескольких элементов - при необходимости он легко разбирается. Расположена помпа в передней части на блоке цилиндров, а в действие она приводится посредством ременного привода.

Радиатор и вентилятор охлаждения

Когда жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» пройдет через двигатель, она разогреется. Для охлаждения она должна остыть. Для этого используется радиатор. На этих авто завод-изготовитель устанавливает преимущественно медные 3-рядные радиаторы. Однако владельцы вместо него предпочитают устанавливать алюминиевые решения. Как отмечают отзывы, с ними двигатель охлаждается значительно эффективней.

Радиатор в системе выполняет функцию охладителя. Он охлаждается под воздействием встречного потока воздуха при движении. Когда автомобиль стоит или движется с небольшой скоростью, поток воздуха слабый и не может достаточно обдувать радиатор. Тогда в дело вступает вентилятор. В этом автомобиле он принудительного типа. Элемент вращается при запущенном двигателе, вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, перегреть двигатель очень сложно.

Рубашка охлаждения и патрубки

Для соединения различных узлов системы охлаждения 402-го двигателя УАЗа «Буханки» используются патрубки. Это резиновые изделия в виде трубок. Элементы достаточно надежны, но если они эксплуатируются достаточно долго, то изнашиваются - стареют. Тогда ОЖ может протекать, и уровень ее падает. В результате мотор перегревается.

Рубашка охлаждения - это необходимая часть, без которой мотор просто не будет остывать. Рубашка проходит через весь блок цилиндров. Она выполняет функцию поглотителя тепла. Затем ОЖ выводится к радиатору.

Двигатель ЗМЗ-409

Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».

Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.

Радиатор и вентилятор

С помощью этих элементов двигатель не перегревается выше своей рабочей температуры. На первых моделях с таким силовым агрегатом шел трехрядный медный радиатор, но после не слишком удачных испытаний стали устанавливать алюминиевые. Что касается вентилятора, то здесь он уже электрический. Элемент управляется посредством ЭБУ и Данные о температурах читаются непосредственно из рубашки охлаждения.

Термостат

Функция данного элемента здесь такая же. Он необходим для открытия или перекрытия пути жидкости с малого на большой круг или наоборот.

Данный термостат на моторе открывается при температуре в 75 градусов. Это одна из важных частей двигателя. Если неисправен термостат, двигатель будет перегреваться.

Помпа

Она заставляет ОЖ циркулировать по всем контурам системы. Это обыкновенный ничем не примечательный водяной насос. Иногда в нем заклинивают подшипники, и тогда случаются течи тосола.

Отопитель

Это также одна из неотъемлемых частей системы охлаждения УАЗа “Буханки” с 409-м двигателем. Отопитель состоит из патрубков - входящего и выходящего, а также радиатора и электрического вентилятора. Печка активно эксплуатируется зимой, что еще лучше влияет на охлаждение двигателя.

Расширительный бачок

В эту емкость выдавливаются газы и пары, образующиеся в системе в процессе ее эксплуатации. Также это уровень охлаждающей жидкости. Пробка бачка устроена таким образом, что через нее вытесняется лишний воздух.

Температурный датчик

Данный элемент измеряет температуру и отдает результаты измерений в ЭБУ. Далее блок управления регулирует температурный режим. Найти данный датчик можно на термостате.

Недостатки системы

В штатной системе есть только один плюс - она работает. Владельцы не могут сказать, что на безупречно надежна. Все дело в качестве запасных частей. А вот все прочие достоинства, которые есть у этой системы, можно смело списать в минусы. На 402-м моторе слишком малооборотистый вентилятор - количество его оборотов строго ограничено помпой. Чтобы их хватало, нужен большой радиатор. Зимой приходится этот радиатор закрывать, чтобы мотор не замерз. Существуют проблемы и с работой отопителя. Без дополнительной искусственной прокачки тосола тепла можно не ждать.

Решить все эти проблемы можно посредством модернизации системы охлаждения 402 двигателя УАЗ «Буханки» (замена радиатора на многосекционный, установка второй печки и так далее). Многие владельцы дорабатывают ее, увеличивая эффективность работы.

Итак, мы выяснили, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки» с двигателем 409-й и 402-й модели. Устройство весьма простое, однако надежность системы оставляет желать лучшего, как говорят владельцы.

Воплощенная схема системы отопления УАЗ Буханка особое внимание обладателей этого автомобиля привлекает при модернизации салона машины. Ведь все автовладельцы понимают, что интерьер этого внедорожного авто по уровню комфорта очень далек до зарубежных аналогов, хотя данная модель рассчитана изначально на эксплуатацию спецслужбами, да и что можно ожидать за столь доступную цену.

Возможные варианты тюнинга салона УАЗ Буханка

Как уже обозначено было, автомобиль УАЗ 452 создавался для соответствия высоким требованиям специализированного транспорта для МЧС, военных и медслужб. Правда, этот факт абсолютно не является констатацией того, что исполнение этого авто можно считать безукоризненным. Именно поэтому при реализации тюнинга интерьера Буханки модернизации подвергается не только система отопления, но и множество иных деталей и элементов.

Первым делом, при доработке внутреннего убранства УАЗ Буханка большинство автовладельцев производит замену стандартных жестких сидений более современными и мягкими аналогами, так как базовые сиденья могут душу вытрясти при передвижении, что особенно характерно для езды по бездорожью. Причем, некоторыми умельцами даже интегрируются кресла с обогревом и электроприводом, для чего корректируется имеющаяся схема подключения электрооборудования.

На следующем этапе внимание уделяется шумоизоляции салона УАЗ 452 и фиксации элементов приборной панели, правда, перед осуществлением крепежа элементов модернизируется система отопления Буханки, о чем будет речь вестись далее. В стилистическом плане может быть осуществлена отделка внутреннего убранства кожей, декорирование приборной панели деревянными вставками или же деталями «под дерево».

Нередко в салоне УАЗ Буханка появляются разнообразные дополнительные аксессуары, включая полочки, бардачки и пепельницы. Часто заменяется рулевое колесо современным импортным аналогом с наличием мягкой обивки из кожи или иного материала.

Конечно же, существуют и иные варианты доработки интерьера этого авто, что зависит от фантазии автовладельца, однако одним из ключевых аспектов тюнинга салона выступает все-таки модернизируемая схема отопительной системы Буханки, так как штатный отопитель со своими непосредственными обязанностями просто не справляется.

Как система отопления Буханки может быть модернизирована

Когда дорабатывается схема системы отопления УАЗ Буханка, нужно в обязательном порядке учитывать следующие аспекты.

Радиатор отопителя располагаться должен ниже уровня охлаждающей жидкости, присутствующей в системе охлаждения, чтобы данная субстанция через него более эффективно прокачивалась и всегда в нем присутствовала. Для этого можно сделать систему охлаждения замкнутой, интегрировав атмосферный клапан в крышке расширительного бачка. При этом в последнем уровень охлаждающей жидкости должен быть всегда выше установленного радиатора отопителя.

Нагнетать воздух необходимо менее шумным центробежным вентилятором, который должен располагаться по ходу воздушного потока до радиатора. Таким подходом будет дополнительно снижен уровень шума.

Через радиатор воздушный поток проходить должен исключительно за счет давления, формируемого вентилятором, а не посредством кинетической энергии. При этом сопло вентилятора дуть не должно напрямую в радиаторной соты, так как воздух проходить будет неравномерно через радиатор.

Температура нагнетаемого воздуха должна регулироваться заслонкой, смешивающей холодный и горячий воздушные потоки, а не краном. При использовании крана температура будет сильно зависеть от режима функциональности силового агрегата, а заслонкой можно регулировать соотношение обоих потоков воздуха.

Водитель и пассажир УАЗ 452 будут себя более комфортно чувствовать при формировании более высокой температуры в ногах и в районе поясницы, а более холодный воздух должен присутствовать на уровне лица для предотвращения сонливости. Для этого схема отопительной системы построена должна быть таким образом, чтобы горячий воздух принудительно подавался к ногам и стеклу, а на лицо должен поступать более холодный воздух, что можно реализовать дополнительным отбором холодных воздушных масс между радиатором и вентилятором, а также посредством регулируемой заслонки смешивания воздушных потоков.

Одним из вариантов модернизации отопительной системы Буханки может выступать следующая последовательность действий, заключающихся в интегрировании пары улиток на стандартный корпус печки:

  • одна улитка берется от салонной печки Буханки, корпус второй нужно позаимствовать у МТЗ-82, а вентилятор и мотор устанавливается от иной уазовской печки;
  • в улитку нужно воткнуть турбину от Волги, так как штатная является очень мелкой и не вызывает доверия;
  • далее к улитке подсоединяются шланги, для чего просто изготавливается пластина с парой отверстий, что выступает наиболее легким решением;
  • после этого нужно взять канализационные обычные отводы с размерностью в 50*45, которые закрепляются к пластине. Крепление их также очень простое. Необходимо от труб на 50 взять заглушки и сделать в них отверстия, чтобы сформировалось колечко с бортиком. Затем вся конструкция вставляется в пластину;
  • для вращения отвода на него необходимо надеть пару резиновых колец, которые позаимствовать можно из тракторной гидравлики. Затем вся конструкция прикладывается к улитке, и в результате нужно получить аналогичное исполнение со второй улиткой. Не стоит забывать об интегрировании диффузоров;
  • завершается работа крепежом улитки к пластине посредством болтов, клепок и сварки, после чего изделие окрашивается. При этом важно помнить, что корпус печки нельзя снимать, не слив предварительно тосол и не отсоединив от радиатора шланги.

Заключение

Завершая рассмотрение нашей темы, отметим, что если в Буханку вложить определенные средства и силы, то получить можно вполне комфортный для передвижения внедорожник. При этом схема системы отопления УАЗ Буханка должна быть модернизирована в обязательном порядке, так как базовый отопитель в холодное время года свое название вряд ли сможет оправдать.

Почитайте ещё:

  • Тюнинг салона УАЗ «Буханка»

    Любой владелец автомобиля УАЗ «Буханка» понимает, что его внедорожник по наличию комфорта в салоне весьма далек от зарубежных аналогов. Конечно же, он намного дешевле и изначально разрабатывался в...

  • Тюнинг УАЗ «Буханка» своими руками

    УАЗ-452, он же «буханка» и «таблетка» в народе, – полноприводный двухосный грузопассажирский автомобиль, доступный в бортовом и кузовном варианте, с многолетней историей (его производство стартова...

pro-vnedorozhniki.ru

Схема отопления уаз 452

xcschemers.appspot.com

Система охлаждения и отопления УАЗ вагонной компоновки с двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4.

Система охлаждения и отопления автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, с инжекторными двигателями ЗМЗ-4091 Евро-3 и ЗМЗ-40911 Евро-4, жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система охлаждения автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 включает в себя:

Каналы для прохода охлаждающей жидкости в головке блока цилиндров. - Межцилиндровые каналы для прохода охлаждающей жидкости в блоке цилиндров. - Радиатор системы охлаждения. - Водяной насос. - Вентилятор системы охлаждения. - Гидромуфту привода вентилятора системы охлаждения. - Расширительный бачок. - Двухклапанный термостат.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости блока управления двигателем. - Сливную пробку радиатора. - Сливной кран или пробку блока цилиндров. - Шланги подогрева дроссельного устройства.

Соединительные патрубки и шланги.

auto.kombat.com.ua

Отопитель УАЗ «Буханка»

Автомобиль состоит из множества составных элементов. Каждый из них требует повышенного внимания. Поэтому водители должны следить за состоянием своего «железного коня». Особенно важен вопрос подготовки машины к зимнему периоду.

Здесь важнейшую роль играет наличие продуманной системы отопления. Поговорим о ней в УАЗ «Буханка».

Значение:

Данная система важна, в первую очередь, для поддержания нормальной температуры в салоне в любое время года, для вентиляции воздуха внутри машины.

На большинстве моделей «буханки» установлен отопитель повышенной мощности «Н-1» производства НАМИ.

Конструкция:

Отопитель включает в себя следующие элементы:

  • Радиатор.
  • Вентилятор.
  • Специальное устройство для распределения воздуха.

Существует два основных рабочих режима:

  1. При поступлении свежего воздуха.
  2. При рециркуляции потоков.

Второй режим подразумевает повышенную температуру в салоне. Для этого надо закрыть воздухозаборник, а потом открыть заслонку. При первом режиме действия производятся в обратном порядке.

Управляет всей системой специальный блок. Для регулировки служит кран. Быстрее прогреть салон позволяет новая конструкция, построенная на увеличенной циркуляции потоков и применении жидкости в радиаторе.

Важно помнить об обдуве стёкол. В противном случае это приведёт к их обледенению и ли запотеванию. Водитель и пассажиры будут чувствовать дискомфорт.

Если попадает влага, то удаляется она по воздухозаборнику. Здесь применяется стыковочное устройство.

Поломка

Часто автолюбители сталкиваются со случаями, когда отопитель (печка) не выполняет свои прямые функции, не греет. Какие могут быть причины?

  • Наличие в каналах, по которым проходит воздух, повреждений.
  • Вытекает антифриз.
  • Загрязнение системы, поэтому недостаточная температура.
  • Потёк кран на печке.
  • Перегорел клапан, отвечающий за предохранение двигателя.

Обновим?

Как своими руками заменить отработавшую печку? Что для этого понадобится? Всё можно выполнить по следующему алгоритму.

  1. Сливаем весь антифриз и отключаем всю проводку.
  2. Отсоединяем консоль от щитка. Убираем отопительный узел, люк воздухозаборника, снимаем уплотнитель, далее прочищаем выемки.
  3. Примеряем воздушный фильтр, сверлим отверстия не более 3,2 мм диаметром.
  4. На место монтажа наносим герметик большим слоем. Устанавливаем корпус и фиксируем. Возвращаем фильтры из салона на место.
  5. Устанавливаем в салон новый отопитель, закрепляя его шпильками и гайками «М-6». Фиксируем узел, устанавливаем затем консоль блока. Фиксируем всю конструкцию с помощью саморезов.
  6. Далее мы подключаем тягу управления и закрепляем её. Подключаем к узлу патрубки, в которых находится антифриз, и фиксируем их специальными хомутами. Потом ставим каналы обдува для стёкол.
  7. В заключение подключаем электрику, заливаем систему и проверяем, как она работает. При возникновении неполадок необходимо повторно проверить всю систему.

В заключение

Система отопления автомобиля УАЗ «Буханка» очень простая по своей конструкции. Если вовремя не проверять её работу, в конечном итоге, владельцу придётся тратить деньги на автосервис.

УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4218, ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Система охлаждения УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303, общее устройство.

В качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения применяется низкозамерзающая жидкость ОЖ-40 или ТОСОЛ-А40М, в исключительных случаях допускается применение воды. При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов в системе нужно применять ОЖ-65 или ТОСОЛ-А65М.

Объем системы охлаждения, включая , на автомобилях УАЗ-3741, УАЗ-39094, УАЗ-3303 и УАЗ-33036 — 13,2-13,4 литра, на УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206 — 14,4-14,6 литра. На автомобилях УАЗ-37411 и УАЗ-33031 оборудованных предпусковым подогревателем, объем системы охлаждения, включая отопитель и подогреватель — 13,9-14,1 литра, а на УАЗ-39621 — 15,1-15,3 литра.

Схема системы охлаждения двигателей УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4218, ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 на УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах: для двигателей УМЗ-4178, УМЗ-4179, УМЗ-4218 — 70-90 градусов, для двигателей ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 — 80-90 градусов.

Это осуществляется с помощью термостата, который автоматически регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор, и жалюзи, которые регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор. В холодное время систему охлаждения нужно защитить утеплительным чехлом с откидным клапаном.

Температура охлаждающей жидкости контролируется температуры, расположенным на панели приборов и соединенным электропроводом с термодатчиком, ввернутым в корпус термостата. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует лампа со светофильтром красного цвета, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с , ввернутым в верхний бачок радиатора.

Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 91-98 градусов для автомобилей, работающих в районах с умеренным климатом, и 102-109 градуса для автомобилей, работающих в районах с тропическим климатом.

Причинами перегрева могут быть: пониженный уровень жидкости в радиаторе, слабое натяжение ремня вентилятора, значительное отложение накипи в рубашке охлаждения двигателя и радиаторе, движение с закрытыми жалюзи и закрытым клапаном утеплительного чехла. В случае загорания сигнальной лампы надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Водяной насос.

Водяной насос — центробежного типа. В его конструкции применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса. Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует. Подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие, расположенное на корпусе насоса снизу, указывает на неисправность сальникового уплотнения.

Термостат.

С твердым наполнителем, помещается в корпусе. Работа двигателя без термостата недопустима, так как при удалении термостата основной поток жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя.

Пробка радиатора.

Герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения только с расширительным бачком через выпускной и впускной клапаны. Герметизирующая прокладка исключает выход паров или охлаждающей жидкости через зазор между горловиной радиатора и запорной пружиной пробки радиатора. Для нормальной работы пробки радиатора необходимо, чтобы были исправны прокладки клапанов и прокладка между горловиной радиатора и запорной пружиной.

Муфта привода вентилятора.

На часть автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 устанавливается муфта привода вентилятора предназначенная для снижения расхода топлива, уменьшения шума вентилятора, облегчения прогрева холодного двигателя и поддержания теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

В зазоре между ведущей и ведомой частями муфты находится высоковязкая рабочая жидкость, посредством которой вращение передается от вала муфты, установленного на ступице шкива насоса системы охлаждения к корпусу муфты и закрепленному на нем вентилятору. Включение и выключение муфты происходит автоматически в зависимости от температуры воздуха за радиатором. Муфта выполнена не разборной.

Следует иметь ввиду, что соединение вала муфты со ступицей имеет левую резьбу. Для нормальной работы вязкостной муфты, ее наружную поверхность следует содержать в чистоте. Если муфта перестает включаться или выключаться необходимо провести ее осмотр и при необходимости заменить муфту.

Система охлаждения автомобилей УАЗ


Устройство

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией. Закрытая система сокращает потребность в пополнении жидкостью.

Система охлаждения состоит из водяной рубашки, окружающей цилиндры и головку цилиндров двигателя, водяного насоса центробежного типа, радиатора с кожухом вентилятора и с установленными перед ним жалюзи, термостата, вентилятора, пробки радиатора и сливных краников. В систему охлаждения включены также радиаторы отопления кузова и кабины. Емкость системы охлаждения - 13 л.

Водяной насос через приемный патрубок забирает воду из нижнего бачка радиатора и через водораспределительную трубу подает ее в головку цилиндров. Через отверстия в трубе вода подводится к самым горячим местам - к патрубкам выпускных каналов и к свечным бобышкам и интенсивно их охлаждает.

Из головки цилиндров в блок вода поступает за счет термосифона. Это обеспечивает равномерное охлаждение всей поверхности цилиндров и наименьшее их коробление. Нагревшаяся вода через патрубок 3 термостата, в зависимости от температурного состояния двигателя, направляется в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или через перепускной канал 15 - в приемный патрубок насоса и обратно в двигатель (при холодном двигателе),

Поддержание правильного температурного режима двигателя значительно уменьшает износ двигателя и пов-ышает его экономичность.

Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя лежит в пределах 80-90 °С. Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемых водителем.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.

Рис. 1. Схема охлаждения двигателя: 1 - радиатор; 2 - вентилятор; 3 - выпускной патрубок; 4 - термостат: 5 - водораспределительная труба; 6 - отверстие водораспределительной трубы; 7 - головка цилиндров; 8 - прокладка; 9 - блок цилиндров; 10 и 12 - сливиые краники; 11 - крыльчатка водяного насоса; 13- приемный патрубок; 14 - шкив; 15 - перепускной канал

Кроме того, на панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры Жидкости до 92-98 °С. Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи. Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. п.).

Водяной насос центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Корпус водяного насоса отлит из алюминиевого сплава. Валик водяного насоса вращается в двух шариковых подшипниках. На концы валика, имеющего лыски, насажены крыльчатка насоса и ступица вентилятора. Шариковые подшипники с распорной втулкой зажаты на валу между ступицей шкива и упорным кольцом, входящим в канавку на валу.

Рис. 2. Водяной насос: 1 - корпус насоса; 2 - контрольное отверстие подшипников; 3 - пресс-масленка; 4 - резиновая манжета; 5 - текстолитовая шайба; 6 - крыльчатка; 7 - контрольное отверстие для стока воды; в -распорная втулка; 9 - подшипник; 10 - валик

В корпусе насоса подшипники закреплены при помощи пружинного стопорного кольца, входящего в канавку в корпусе. Уплотнение валика насоса осуществляется при помощи самоподжимного сальника, состоящего из шайбы, изготовленной из текстолита, и резиновой манжеты с пружиной и двумя обоймами сальника внутри.

Подтекание воды через контрольное отверстие свидетельствует о неисправности сальника. Закупоривать контрольное отверстие при подтекании из него воды нельзя, так как в противном случае вода проникает в шариковые подшипники, и они придут в негодность.

Термостат перепускного типа помещается в выпускном патрубке, расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.

Рис. 3. Схема работы термостата: а - при холодном двигателе; б - при разогретом двигателе; 1 - корпус водяного насоса; 2- кронштейн; 3- прокладка; 4- корпус термостатам 5 - выпускной патрубок; 6-клапан термостата; 7 - прокладка термостата; 3 - стержень термостата; 9 - баллон

Клапан 6 термостата автоматически, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в блоке двигателя, отключает или включает радиатор. При температуре охлаждающей жидкости ниже 68 °С клапан термостата закрыт, и вода через перепускные окна циркулирует только по «малому кругу» внутри двигателя, минуя радиатор. В таком положении двигатель быстро прогревается. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 68-74 °С жидкость в баллоне начинает испаряться, баллон удлиняется и клапан открывается, обеспечивая частичную циркуляцию воды через радиатор. При температуре охлаждающей жидкости 80-86 °С основной клапан полностью открывается, а перепускные окна в корпусе термостата закрываются и вся вода направляется из головки в радиатор по «большому кругу».

Для предотвращения образования воздушных подушек при заливке воды в радиатор в клапане термостата имеется небольшое отверстие.

Радиатор трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда с небольшим расстоянием между рядами. Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформованными в виде змейки с шагом 4,5 мм.

Крепят радиатор в четырех точках: внизу на двух резиновых подушках к раме автомобиля и вверху двумя тягами к кузову. При помощи двух верхних тяг одновременно регулируют зазор между верхом радиатора и вентилятором. Со стороны двигателя r радиатору прикреплен кожух вентилятора, значительно повышающий эффективность системы охлаждения.

Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе до 0,45- 0,55 кГ/см2. Ввиду такой возможности повышения давления охлаждающая жидкость в системе начинает закипать только при 109-112 °С. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0,01-0,1 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Для нормального действия пробки необходимо, чтобы прокладки клапанов были исправны.

Жалюзи установлены перед радиатором и служат для регулирования степени охлаждения радиатора. Управление горизонтально расположенными створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги, заключенной в оболочку. При вытягивании рукоятки тяги вверх жалюзи закрываются, при вдвигании рукоятки вниз - открываются.

Техническое обслуживание

Уровень воды в радиаторе проверяют ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор нужно только «мягкую» воду, т. е. воду с малым содержанием солей. Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже. Смягчать жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров, кронштейн и корпус водяного насоса).

Рис. 4. Пробка радиатора: 1 - корпус пробки; 2 - пружина выпускного клапана; 3 - запорная пружина; 4 - прокладка выпускного клапана; 5 -впускной клапан; 6 - выпускной клапан; 7 - горловина радиатора

Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения жидкость с низкой темпёратурой замерзания - «антифриз», ГОСТ 159-52. При температуре до -40 °С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре - марки 65.

Охлаждающая жидкость «антифриз» представляет собой смесь этиленгликоля и воды. При понижении уровня «антифриза», вследствие его выкипания, необходимо в радиатор доливать чистую воду, так как из жидкости в первую очередь испаряется вода ввиду того, что точка кипения воды ниже, чем у этиленгликоля.

При убывании жидкости вследствие течи надо устранить причину и долить «антифриз». Нужно помнить, что этилен-гликоль - яд и при попадании в желудок вызывает отравление. Следует также остерегаться попадания этиленгликоля на окрашенные поверхности, так как он портит их.

Этиленгликоль по сравнению с водой имеет более высокий коэффициент теплового расширения, поэтому в систему охлаждения следует заливать «антифриз» примерно на 1 л меньше, чем воды.

Воду из системы охлаждения сливают через два краника: один находится справа на блоке двигателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

Проверять герметичность системы охлаждения необходимо ежедневно перед выездом из гаража на холодном двигателе, так как при прогретой системе незначительную течь можно не заметить из-за быстрой испаряемости вытекаемой жидкости.

Если уровень охлаждающей жидкости в радиаторе заметно понижается, но признаков подтекания не обнаруживается, то это может свидетельствовать об утечке «внутрь» двигателя через прокладку головки цилиндров, уплотнения гильз или через образовавшиеся трещины в цилиндрах или головке цилиндров. Такая утечка очень опасна, так как охлаждающая жидкость, попадая в камеру сгорания, затрудняет пуск двигателя, а проникая в картер, образует с маслом эмульсию, что приводит к повышенному износу деталей двигателя.

При ТО-2 необходимо проверять действие клапанов пробки радиатора и исправность ее прокладок.

Натяжение ремня вентилятора проверяют при ТО-1. При нормальном натяжении ремня прогиб его ветви, расположенной между шкивами водяного насоса и генератора, при нажатии большим пальцем руки должен быть равен 10-15 мм.

При слабом натяжении на больших числах оборотов коленчатого вала двигателя начинается пробуксовка ремня, чрезмерный его нагрев и расслоение. Чрезмерная натяжка вызывает быстрый износ подшипников генератора и водяного насоса, а также вытягивание и разрушение ремня.

Подшипники водяного насоса смазывают смазкой 1-13 жировой (универсальная водостойкая тугоплавкая смазка УТВ ) по ГОСТ 1631-61 или смазкой 1-13 синтетической по ТУ НП5-58 при ТО-1. Заменители - смазка ЦИАТИМ -201, ЯНЗ -2.

Подшипники смазывать через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Жалюзи проверяют на полноту открытия их при вдвинутой до отказа рукоятке привода.

Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то необходимо сделать следующее:
— ослабить винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи;
— открыть полностью створки жалюзи, повернув рычаг привода против часовой стрелки;
— вдвинуть до отказа рукоятку привода жалюзи;
— закрепить в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага;
— несколько раз подряд закрыть и открыть жалюзи при помощи рукоятки привода, после чего проверить полное открытие створок жалюзи при вдвинутой до отказа рукоятке и полное закрытие их при вытянутой на себя рукоятке. Если при этом рукоятка привода передвигается с большим усилием, необходимо смазать оси створок жалюзи и тягу. Оси створок смазывают маслом для двигателя, а тягу - солидолом (предварительно вынув ее из оболочки).

Эту смазку наносят прямо на оболочку тяги.

Систему охлаждения промывают один раз в год перед летним сезоном эксплуатации.

Накипь и отложения в системе охлаждения удаляют промывкой сильной струей чистой воды, подаваемой по шлангу из водопровода.

Двигатель и радиатор промывают раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не застряли в радиаторе.

Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отъединяют шланги от радиатора.

Для лучшей очистки рубашки охлаждения цилиндров следует вывернуть из блока цилиндров сливной краник вместе с переходным штуцером.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения надо до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Использовать для промывки рубашки охлаждения двигателя щелочные растворы нельзя, так как они вызывают коррозию алюминиевого сплава головки цилиндров и водяного насоса.

Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить в первую очередь всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку, и моют до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатора необходимо:
— снять радиатор с автомобиля и залить в него 10-процентный раствор едкого натра (каустической соды), предварительно нагретый до температуры 90 °С;
— через 30 мин раствор из радиатора слить;
— промыть радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе, в течение 30-40 мин.

Для этого к патрубку нижнего бачка радиатора присоединить шланг с горячей водой, которая должна поступать под некоторым давлением (не более 1 кГ/см2 в нижнем бачке), чтобы промывались все трубки радиатора и вода вытекала через патрубок верхнего бачка. Излишнее давление может повредить трубки радиатора.

Если горячей воды недостаточно, то радиатор можно промывать, наливая в него горячую воду и сливая ее через 3-5 мин при заглушённых пробками патрубках верхнего и нижнего бачков. Промывать таким образом следует 4-5 раз.

Для уменьшения образования накипи и коррозии в системе охлаждения рекомендуется применять гексамет (гексаметафос-фат натрия). Гексамет добавляют в воду при заливке ее в радиатор в количестве 5-6 мг на 1 л воды.

Работу термостата проверяют одновременное промыванием системы охлаждения, а также в случае систематических перегревов двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания), следующим образом.

В сосуд с водой, нагретой до температуры 90-100 °С, помещают термостат вместе с термометром. Затем при постепенном охлаждении воды следят за температурой начала и конца закрытия клапана термостата. Неисправный термостат необходимо заменить новым.

Проверить исправность термостата можно также по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном- после того как температура воды в блоке достигнет 60 - 70 °С (по указателю температуры воды на щитке приборов).

К атегория: - УАЗ

Система охлаждения УАЗ Патриот с жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система охлаждения УАЗ должна быть заполнена низкозамерзающей жидкостью Тосол-А40М, ОЖ-40 «Лена» или . При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов необходимо применять низкозамерзающую жидкость Тосол-А65М.

Система охлаждения УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ-409, устройство и особенности конструкции.

Система охлаждения УАЗ состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка, вязкостной муфты привода вентилятора, электровентилятора, соединительных шлангов и трубок. К системе охлаждения также подсоединены радиаторы отопителей и электронасос дополнительного отопителя салона. Давление в системе создается водяным насосом, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала.

Система охлаждения УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ-409 Евро-2 и ЗМЗ-40904 Евро-3.

Система охлаждения УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ-40905 Евро-4.

Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, а из рубашки поступает в двухклапанный термостат с температурой открытия основного клапана в 82+-2 градуса. В зависимости от температуры охлаждающая жидкость проходит затем в водяной насос, при низкой температуре, или в радиатор - при высокой температуре, а затем откуда, охладившись, поступает в водяной насос.

Радиатор системы охлаждения трубчатоленточный или с горизонтальными трубками, алюминиевый, с кронштейнами для крепления радиатора к облицовке радиатора кузова. Расширительный бачок пластмассовый, соединен патрубками радиатора с термостатом и закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим избыточное давление в системе.

Кран или пробка слива охлаждающей жидкости расположен с левой стороны блока цилиндров двигателя. Емкость системы охлаждения с учетом отопителя: с трубчатоленточным радиатором - 12,0 литров, с радиатором с горизонтальными трубками - 14,0 литров.

Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения Уаз Патриот.

Рабочая температура охлаждающей жидкости для двигателей ЗМЗ-409 Евро-2 и ЗМЗ-40904 Евро-3 должна находиться в пределах 80-105 градусов. Допускается кратковременная, не более 5 минут, работа двигателя при повышении температуры охлаждающей жидкости до 109 градусов.

Рабочая температура охлаждающей жидкости для двигателя ЗМЗ-40905 Евро-4 должна находиться в пределах 80-110 градусов. Допускается кратковременная, не более 5 минут, работа двигателя при повышении температуры охлаждающей жидкости до 120 градусов. В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.

Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля. Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры размещенного в корпусе термостата.

Замена моторного масла и масляного фильтра ЗМЗ-409...

Система