Петрарка сообщение. Франческо петрарка

Главой старшего поколения итальянских гуманистов был Франческо Петрарка (Francesco Petrarca, 1304 - 1374). В дея­тельности этого замечательного поэта, мыслителя и ученого ярко выразились все особенности первого этапа итальянского Воз­рождения, связанного с культурой свободных городских коммун. Гуманизм Петрарки, вырастающий на основе развитого личного самосознания и проникнутый напряженным интересом к антично­сти, в то же время связан с дантовскими традициями. Он отличает­ся идеологическими противоречиями, характерными для мировоз­зрения человека переходной эпохи.

Франческо Петрарка был сыном флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте, изгнанно­го вместе с ним в 1302 г. после победы «Черных» гвельфов над «Белыми». Он родился в городе Ареццо, где нашли приют многие политические изгнанники флорентийской коммуны. В 1312 г. нота­риус Петракко переехал с семьей в город Авиньон, на юге Фран­ции, куда за семь лет до того был перенесен папский престол (так называемое «авиньонское пленение пап»); он занял должность в папском секретариате, семью же поселил в местечке Карпентра. Здесь маленький Петрарка начал ученье у латиниста-начетчика Конвеневоле да Прато, привившего ему вкус к римской литературе. По настоянию отца он изучал юриспруденцию сначала в Монпелье, затем в знаменитом Болонском университете, но оставил нена­вистные ему занятия в 1326 г., когда он потерял отца и мать.

Возвратившись в Авиньон, он принял духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору. Здесь царили роскошь, симония (прода­жа церковных должностей) и дру­гие пороки, вызывавшие у многих глубокое негодование и впослед­ствии сурово заклейменные Пет­раркой (в его «Письмах без адре­са» и в ряде обличительных со­нетов). Но в юности великий гуманист увлекался блеском при­дворной жизни. Он был и до конца дней своих оставался «свет­ским» аббатом, который никогда не выполнял священнических обя­занностей, сдавая свои церковные приходы в аренду, и интересовался почти исключительно мирскими делами.

В 1327 г. он встретил в цер­кви св. Клары красивую молодую женщину, которую в течение многих лет воспевал в стихах под именем Лауры. Слава «певца Лауры» сыграла немалую роль в личной судьбе Петрарки. Она до­ставила ему покровительство влиятельной римской дворянской семьи Колонна. В 1330 г. Петрарка поступил на службу к Джованни Колонна, просвещенному меценату, который предо­ставил ему возможность заниматься изучением античных писате­лей. Петрарка собирает библиотеку, переписывает рукописи древ­них авторов, сочиняет в подражание Теренцию комедию «Фило­логия», не дошедшую до нас. В 1333 г. он посещает Париж и совершает большое образовательное путешествие, первое в ис­тории нового времени, по Франции, Фландрии и Германии, всюду осматривает памятники старины и искусства, изучая древние рукописи и завязывая знакомства в ученом мире.


С юных лет проявлял Петрарка огромную любознательность, страсть к путешествиям, жажду познания мира и человека. В 1337 г. осуществляется давнишняя мечта поэта: он посещает «вечный город» Рим. Античные и древнехристианские памятники поражают и восхищают Петрарку, а также заставляют его заду­маться о нынешнем упадке Рима и о возможных путях возрожде­ния его величия.

После возвращения из Рима в Авиньон жизнь в папской столице показалась Петрарке нестерпимой.

Он бежит от этого «стяжатель­ного Вавилона», «горнила обманов», «ада для живых» в сельское уединение Воклюза - местечка в долине Сорги, в пятнадцати милях от Авиньона, где ведет уединенную жизнь в течение четырех лет (1337-1341), занимаясь садоводством, физическим трудом, прогулками и, главное, творческой работой. В Воклюзе неписаны или задуманы многие произведения Петрарки, в том числе эпопея на латинском языке «Африка» , которая принесла Петрарке славу великого поэта и венчание лаврами на Капитолии, подобно великим мужам древности. Во время этого венчания, состоявшегося в 1341 г. при огромном стечении народа, Петрарка произнес речь о сущности поэзии, в которой подчеркнул ее большую воспитательную роль.

Последние двадцать лет своей жизни Петрарка провел сначала в Милане у тамошних правителей Висконти, которые попытались создать ему уединенную обстановку, наподобие Воклюза, в самом центре города (1353-1361), затем в Венеции и в Падуе.

Томимый внутренним беспокойством и любознательностью, Петрарка много путешествовал. Но, в отличие от бесприютного скитальца Данте, он был подлинным баловнем судьбы. Петрарка никогда ни у кого не служил и всюду жил только на положении по­четного гостя. Государи и правители различных итальянских горо­дов наперебой зазывали поэта к себе, льстили ему, осыпали его почестями и подарками. Папа Климент VI и его преемники звали его к себе в секретари, но Петрарка упорно отказывался от этой выгод­ной должности, ставя превыше всего свою независимость.

Не меньшие почести воздавали Петрарке и городские синьории. В Ареццо дом, в котором родился поэт, показывали как достопри­мечательность уже в 1350 г. Флорентийцы предлагали Петрарке вернуться в родной город и готовы были возвратить поэту конфи­скованное имущество его отца. Для переговоров к нему был послан Боккаччо (1351). Все эти факты свидетельствуют о том огромном значении, которое начала приобретать в эпоху Возрождения сила художественного и ораторского слова, личность выдающегося пи­сателя, представителя нарождающейся светской культуры, эманси­пирующейся от влияния церкви.

Пользуясь своим беспримерным для поэта и ученого положе­нием, Петрарка пытался оказывать влияние на политическую жизнь страны. Как и Данте, он не отрывал искусства от политики и счи­тал поэта прирожденным учителем и наставником народов. Подоб­но Данте, он был горячим патриотом, ратовавшим за объединение Италии, за восстановление ее древнего могущества. Он скорбел о раздорах мелких итальянских государств, проповедовал само­отвержение во имя общего народного дела, отказ от мелких, частных интересов. В знаменитой канцоне «Моя Италия» он упре­кал итальянских князей за то, что они используют немецких солдат в войне друг с другом и страстно требовал: «Мира! мира! мира!» Он выдвигал идею великой итальянской родины в противовес идее маленькой местной родины, локальному патриотизму отдельных городских коммун.

Однако политическая деятельность Петрарки осталась бесплодной ввиду абстрактного, утопического направления его мысли, не учитывавшей конкретных условий итальянской жизни XIV в.

Меч­тая, как все итальянские патриоты, об объединении Италии, он воз­лагал заботу об этом объединении то на пап Бенедикта XII и Кли­мента VI, которых убеждал перенести свой престол обратно в Рим, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на импера­тора Карла IV, которого он в течение многих лет призывал возро­дить идеалы гибеллинов и укрепить в Италии светскую власть. Весьма неопределенными были также взгляды Петрарки на во­прос о политическом строе Италии. Интерес к античности делал заманчивым идеал римской республики, и Петрарка восторженно приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 г., возглав­ленное Кола ди Риенци, который объявил себя народным трибуном и провозгласил в Риме республику по образцу древнего Рима. Пе­трарка поощрял Риенци посланиями, он посвятил ему знаменитую канцону «Высокий дух», в которой сопоставлял Риенци с великими гражданами республиканского Рима - Брутом и Сципионами, и всячески стремился помочь новому трибуну. Однако после паде­ния Риенци Петрарка не менее горячо пропагандировал восстано­вление Римской империи, ибо различие между республикой и импе­рией представлялось ему незначительным.

Эти прямые политические выступления Петрарки были в его жизни исключениями. Он не считал себя созданным для обществен­ной деятельности и постоянно мечтал об уединенной, созерцатель­ной жизни. Последние годы поэт провел в местечке Арква около Падуи, где выстроил себе маленький домик. Здесь он тихо скончал­ся 18 июля 1374 г., склонясь над древним манускриптом.

Колоссальный авторитет Петрарки был основан прежде всего на его деятельности ученого-гуманиста. Петрарка был создателем гуманистической культуры в Европе, основателем науки, получив­шей наименование классической филологии. Всю свою жизнь он за­нимался разысканием и изучением древних рукописей и сделал в этом отношении ряд важных открытий: так, им были найдены две речи Цицерона и его письма, а также основной труд Квинтилиана «Об образовании оратора». Больше других авторов древно­сти Петрарка почитал Цицерона и Вергилия, называя первого своим «отцом», а второго - «братом». Ввиду слабого знакомства с греческим языком познания Петрарки в области античной литера­туры ограничивались главным образом римской литературой. С греческой литературой он был знаком меньше, хотя и видел в ней первоисточник римской. Не будучи в состоянии прочесть Го­мера в оригинале, он пользовался латинским переводом его поэм, изготовленным по поручению Боккаччо заезжим калабрийским гре­ком Леонтием Пилатом.

Преклонение Петрарки перед античным миром имело характер настоящей страсти. Он стремился целиком перенестись в обо­жаемый им античный мир, усвоил не только язык и слог, но образ мыслей римских авторов, писал письма Ливию, Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру, как своим личным друзьям, постоянно цитиро­вал их и искал в их произведениях ответа на современные вопросы. Самого себя он считал потомком древних римлян, Италию - нас­ледницей римской славы, итальянскую литературу - продолжением латинской. В отличие от Данте, Петрарка предпочитал писать не по-итальянски, а по-латыни, которую считал подлинным литера­турным языком Италии, причем стремился очистить латынь от средневековых наслоений, приблизив ее к языку древних классиков. Но, поступая таким образом, Петрарка в сущности шел назад, ибо отрывал литературу от народных масс, делая ее доступной только узкому кругу образованных людей. В этом отношении деятель­ность Петрарки явилась подготовкой к позднейшему академическо­му перерождению гуманизма, имевшему место в XV в.

Латинские произведения Петрарки могут быть разделены на две группы - произведения поэтические и морально-философские. Из поэтических произведений Петрарки, написанных по-латыни, пер­вое место занимает поэма «Африка» (1338 - 1342), написанная в подражание «Энеиде» Вергилия. Она состоит из 9 песен и оста­лась незаконченной. Это патриотический национальный эпос, воспевающий подвиги Сципиона, завоевателя Африки.

Сюжетный ма­териал поэмы заимствован Петраркой у римского историка Тита Ливия. Из «Республики» Цицерона заимствован рассказ о сне Сципиона, во время которого тень отца полководца предсказывает ему падение Карфагена, повествует о загробной жизни и пророчествует о грядущем упадке Рима. Культ античности сочетается у Петрарки с утверждением национальной независимости Италии, с ненавистью к чужеземцам и к феодальным насильникам, хозяйничающим в «вечном городе». В последней песне поэмы выводится римский поэт Энний, который предсказывает, что через много веков появится поэт, который прославит Сципиона и получит венец в Риме. Этот намек на себя, вставленный в поэму из античной жизни, является ярким проявлением самосознания Петрарки, его жажды личной славы. Культ античности давал опору этому индивидуализ­му, характерному для мироощущения ренессансного человека.

Современники Петрарки высоко ценили «Африку», считая ее шедевром. Позднейшая критика отметила в поэме длинноты, недостаток действия, слабую композицию. Сильнее всего в поэме не эпическое начало, а лирические места, в частности пламеные гимны родине.

Помимо «Африки», Петрарка написал латинскими стихами еще 12 эклог (1346-1356) в подражание «Буколикам» Вергилия. Однако Петрарка вложил в пасторальную форму совершенно чуждое ей со­держание. Некоторые эклоги Петрарки носят остро обличительный характер, порицают неаполитанский двор, римскую знать, испорченность папской курии. Другие эклоги носят глубоко личный, интимный характер; эклога XI выражает скорбь поэта над могилой Лауры.

Латинскими стихами написаны также «Послания» Петрарки», примыкающие к его прозаическим письмам, от которых они отли­чаются только своей стихотворной формой. Петрарка является создателем эпистолярного жанра в новоевропейской литературе. Следуя примеру Цицерона и Сенеки, он превращает свои частные письма в чисто литературные произведения, написанные мастерским слогом и знакомящие читателя с разными происшествиями из личной жизни поэта, с его мыслями, чувствами, переживаниями, с его оценками литературных произведений и откликами на события общественно-политической жизни. Форма письма или послания привлекала Петрарку своей непринужденностью, способностью вместить любое содержание. Некоторые письма Петрарки совсем не имеют адресатов; эти «Письма без адреса» переполнены резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - «нового Вавилона». Любовное отношение Петрарки к таким интимным документам, как его частные письма, ярко ри­сует его внимание к своей личности.

Среди прозаических латинских сочинений Петрарки необходимо выделить его исторические труды , в которых он пытался суммировать отрывочные знания своих современников об античной древности.

В книге «О знаменитых мужах» Петрарка изложил биографии выдающихся римлян, а также Александра Македонского, Пирра и Ганнибала. Образцом для Петрарки при написании этой книги явился известный труд Плутарха о героях древности, фактические же сведения были им почерпнуты у Тита Ливия. Задача книги «О знаменитых мужах» совпадает с задачей «Африки»: она должна была прославить древний Рим, оживив память о доблестях его лучших сынов. Книга имела большое значение для формирования того культа античного героизма, который органически входил в миросозерцание людей Ренессанса. Кроме того, это была школа патриотизма, общественной активности и гражданского долга.

Другой исторический труд Петрарки - «О достопамятных ве­щах» - представляет собой собрание выписок, изречений и приме­ров, извлеченных из сочинений древних авторов, а также ряд пре­даний о видных итальянских деятелях, в том числе о Данте. Книга имела большое культурно-воспитательное значение для своего времени. Особый интерес представляет во II книге этого труда раз­дел об остротах и шутках с многочисленными примерами, которые позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой но­веллы-анекдота на латинском языке, впоследствии разработанного гуманистом Поджо в его «Фацетиях».

Важное место среди латинских сочинений Петрарки занимают его морально-философские трактаты, дающие яркое отражение глу­боких противоречий его сознания. С одной стороны, Петрарка был глубоким индивидуалистом, выдвигавшим всегда на первый план свою личность, он обладал пытливым, критическим умом, жаждой славы, любовью к жизни и природе и восторженно преклонялся перед языческой античностью. С другой стороны, он влачил тя­желый груз аскетических воззрений и был бессилен порвать нити, связывавшие его со старой, религиозной культурой. В итоге - му­чительный разлад в сознании Петрарки между языческим и хри­стианским идеалом, между жизнелюбием и жизнеотрицанием. На этой почве у Петрарки создался своеобразный психический недуг, который он называет accidia ; это слово, заимствованное Петраркой из практики христианских отшельников, означает недовольство и удрученность сердца, гнетущую печаль, отбивающую охоту ко всякой деятельности.

Но самым ярким выражением идеологической борьбы, пережи­вавшейся Петраркой, является его книга «О презрении к миру» (1343), которую он называл своей «тайной» (secretum), ибо написал он ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоре­чиях своего сердца. Книга эта представляет первую в новой литера­туре исповедь мятущейся человеческой личности. Она написана в форме диалога Петрарки с блаженным Августином, одним из ос­новоположников средневекового мировоззрения, который сам в мо­лодости пережил сходные колебания, запечатленные в его знамени­той «Исповеди».

Диалог Петрарки и Августина по существу изображает внутрен­нюю борьбу в сознании самого Петрарки. Это как бы диалог его раздвоившейся души.

Августин в трактате является выразителем ортодоксальной, христианско-аскетическон точки зрения; он призы­вает поэта подавлять все мирские помыслы и желания, в том числе занятия поэзией, искание славы, любовь к Лауре, ибо все это - тлен, а думать следует лишь о неизбежной смерти. Петрарка спо­рит с Августином горячо и страстно. Он заявляет ему, что не мо­жет отказаться от жажды любви и славы. При этом он утверждает, что любовь к Лауре поднимает его ввысь, ибо он любит в Лауре не плоть, а бессмертную душу. В конце концов Августин берет верх; он убеждает Петрарку в том, что его любовь к Лауре все же земное чувство. Петрарка готов согласиться с ним, он готов отдаться за­боте о вечности, но раньше он должен устроить свои земные дела. Таким образом, хотя Петрарка и признает моральное превосход­ство Августина, однако гуманистическая сторона его сознания не дает себя подавить христианско-аскетической морали.

Идеологические противоречия Петрарки выразились не только в его морально-философских трактатах, но и в его лирических сти­хотворениях, написанных, в отличие от рассмотренных выше про­изведений, на итальянском языке . Сам Петрарка не очень высоко ценил свои итальянские стихи, называя их «пустяками», «безделка­ми», ибо, по его мнению, полноценной литературой являются лишь произведения, написанные по-латыни. Но будущее показало, что Петрарка велик именно своими итальянскими стихами, в которых он выступил подлинным пролагателем новых путей в области не только итальянской, но и европейской лирики.

Петрарка начал писать итальянские стихи уже в ранней молодо­сти. Подобно всем своим предшественникам, провансальским и итальянским, включая и Данте, он разрабатывал по преимуществу жанр любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка назы­вал Лаурой и сообщил о ней только то, что впервые увидел ее 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась. После смерти Лауры Петрарка воспевал ее еще десять лет и в дальней­шем разделил сборник посвященных ей стихов, обычно назы­ваемый «Канцоньере» («Canzoniere», т. е. «Книга песен»), на две ча­сти, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Состав «Канцоньере» несколько расходится с на­званием сборника, в котором канцоны составляют далеко не самую значительную часть, уступая первое место сонетам, из которых главным образом и состоит «Канцоньере». Помимо 317 сонетов и 29 канцон, в сборнике имеются также образцы других лирических жанров - секстин, баллад, мадригалов. Кроме любовных стихотво­рений, в сборник были включены также сонеты и канцоны фило­софского и политического содержания. Среди последних особенно знамениты канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух» , а также три антиватиканских сонета (сонет 136, 137 и 138), дающих острейшее обличение папского двора и царившей там чудовищной распущен­ности.

Имя «Лаура» казалось многим биографам Петрарки вымыш­ленным прозвищем, под которым трубадуры любили скрывать имена своих дам. Оно было удобно ввиду его созвучия со словом «лавр» (Laura - lauro), символом славы. Петрарка постоянно играет этими словами, утверждая, что любовь к Лауре дает ему лавр, иногда даже называя свою возлюбленную лавром.

Биографам Петрарки удалось собрать о его возлюбленной небольшое количество биографических данных. Установлено, что Лаура родилась около 1307 г. в знатной авиньонской семье Нов, что она вышла в 1325 г. замуж за местного дворянина Гюга де Сад, что она стала матерью 11 детей и скончалась в чумный 1348 год. Замужнее положение Лауры не противоречит ее образу в сти­хах Петрарки, который изображал Лауру женщиной, а не девуш­кой, что опиралось на старую традицию куртуазной лирики. В сти­хотворениях Петрарки нет ни одного намека не только на ответное чувство к нему Лауры, но даже на близкое знакомство с нею.

До нас дошли далеко не все стихи Петрарки в честь Лауры, ибо поэт уничтожил свои ранние опыты, в которых он еще недостаточ­но овладел поэтическим мастерством. Первое из дошедших до нас стихотворений Петрарки (канцона 1) не старше 1330 г. Оно написа­но еще в манере провансальских трубадуров, песни которых дожи­вали в Авиньоне. Петрарка далек здесь от присущей итальянским поэтам «сладостного нового стиля» спиритуализации любви, ее превращения в символ добродетели, в отражение «божественного блага». Любовь (Amore) здесь - властная сила, берущая себе всо­юзницы возлюбленную поэта, и они обращают поэта в вечнозе­леный лавр. Отзвуки поэзии трубадуров сочетаются в ранней лири­ке Петрарки с реминисценциями из римских поэтов, главным образом Овидия.

Поэтические аллегории, олицетворения, мифологические парал­лели остаются в поэзии Петрарки и дальше. Но они не мешают Петрарке стремиться к тому, чтобы говорить о своем чувстве без всяких философских абстракций. Правда, Петрарка не мог избежать влияние лирика Данте и его школы. Подобно Данте, он изо­бражает свою возлюбленную образцом добродетели, делает ее средоточием всех совершенств, утверждает очищающее и облагора­живающее действие ее красоты. Но в то же время он не отождест­вляет красоту с добродетелью, не превращает Лауру в некий бес­плотный символ. Несмотря на идеально-платоническую окраску любви Петрарки, его Лаура не теряет своих реальных очертаний, и сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней. Она остает­ся прежде всего прекрасной женщиной, которой поэт любуется, на­ходя все новые краски для описания ее красоты, фиксируя то свое­образное и неповторимое, что имеется в данной ее позе, в данной ситуации. Петрарка описывает локоны Лауры, ее глаза, ее слезы (о слезах Лауры написано целых четыре сонета); он показывает Лауру, окутанную покрывалом, рисует ее в лодке или в коляске, на лугу под деревом, показывает ее осыпаемой дождем цветов.

Но любование прекрасной моделью не имеет у Петрарки само­довлеющего характера. Описание красоты Лауры является только поводом для выражения переживаний влюбленного в нее поэта. Лаура остается всегда суровой повелительницей; любовь поэта к ней безнадежна, она питается только грезами, она заставляет его желать смерти и искать облегчения в слезах. Жалобы Петрарки на свою горькую участь лишены однообразия, потому что он находит бесконечные вариации для передачи одних и тех же переживаний.

Эти переживания, эти «порывы скорбного сердца» составляют основное поэтическое содержание «Канцоньере». Подобно трактату «О презрении к миру», книга стихов Петрарки вскрывает его душевные противоречия; она рисует мучительное раздвоение поэта между возвышенным платонизмом и чувсвенной земной любовью, греховность которой он сознает. Петрарка мастерски изображает борьбу с собетвенным чувством, свое тщетное стремление подавить его, свое бессилие вернуться назад. Он говорит: «С одной стороны меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой сто­роны меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так уси­лилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью». Идеологиче­ский конфликт, владеющий сознанием Петрарки, сообщает драма­тизм его любовной лирике; он вызывает динамику образов и настроений, нарастающих, сталкивающихся, переходящих в соб­ственную противоположность. Внутренняя борьба Петрарки завер­шается сознанием неразрешимости конфликта. Он ощущает раз­двоенность и ущербность своей психики, фиксируя ее в знаменитых словах: «Ни да, ни нет полностью не звучат в моем сердце». Невоз­можность подавить свое «греховное» чувство вызывает горестное восклицание Петрарки: «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!»

Во второй части «Канцоньере», посвященной умершей Лауре, жалобы на суровость возлюбленной сменяются скорбью об ее утрате. Образ возлюбленной освящается в воспоминаниях; он ста­новится более живым и трогательным. Лаура сбрасывает с себя обличие суровой мадонны, восходящее еще к лирике трубадуров. Она шепчет утешения поэту, дает ему советы, осушает его слезы, присев на край его ложа, и внимательно выслушивает историю его сердечных мук. Подобно Данте, Петрарка превращает свою умер­шую возлюбленную в святую. При этом, находясь в райской обите­ли, Лаура все время думает о нем и оборачивается назад, стремясь убедиться, что поэт следует за ней. После смерти Лауры кончается страстная борьба против чувства, потому что оно теряет свой зем­ной характер. Однако и здесь временами возникают у поэта сомне­ния в допустимости любви к «святой» Лауре, услаждающейся ли­цезрением бога. «Канцоньере» заканчивается канцоной, обращен­ной к деве Марии, - поэт просит ее вымолить для него прощение у бога за любовь, от которой он не в силах отказаться.

Но Петрарка не остановился на «Канцоньере», этой симфонии страдающего от внутреннего разлада сердца. Продолжая стремить­ся к примирению противоречий своего сознания, поэт в конце жизни возвращается к старой культурной и поэтической традиции.

Он обращается от «низменного» жанра любовной лирики к «высоко­му» жанру аллегорической поэмы-видения в манере Данте и его школы. Уже в 1352 г. он начинает поэму в терцинах «Триумфы» , над которой он работал еще в год смерти. Петрарка показывает здесь, что в жизни человека над ним торжествует Любовь, от кото­рой его освобождает Целомудрие; над Целомудрием торжествует Смерть, над нею - Слава, над Славой - Время, над Временем - Вечность. Соответственно этому поэма распадается на шесть «триумфов», построенных по старой схеме «видений». По примеру Данте Петрарка пытается здесь связать апофеоз Лауры с изображе­нием судеб человечества, для чего вводит в поэму большое количе­ство исторического и легендарного материала. Но для итальянско­го общества второй половины XIV в. такая ученая аллегорическая поэзия являлась пройденным этапом, и искомого Петраркой синте­за не получилось.

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобо­ждении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвле­ченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. Она сыграла потому огромную роль в укреплении гуманистического мировоззрения с его индивидуализмом и реабилитацией земных связей. Созданный Петраркой индивидуалистический стиль стал отныне каноническим для лирической поэзии.

Характерной особенностью поэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте является то, что Петрарка придает поэтической форме самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являлась только орудием мысли. Лирика Петрарки всегда артистична, она отличается исканием изящества, беспрестанным стремлением к внешней красоте. Этот последний момент вносит в его поэзию зачатки эстетизма и даже манерности.

Так, например, стремясь изобразить красоту своей возлюбленной, Петрарка охотно прибегал к вычурным сравнениям: волосы Лауры - золото, ее лицо - теплый снег, брови - эбеновое дерево, уста - жемчуг и розы. К этим сравнениям присоединяются блестящие, но холодные метафоры, например: Лаура - солнце, а он - снег, тающий под лучами этого солнца, его любовь - огонь, а он сам - воск, растапливаемый этим огнем, и т. д. Особенно охотно Петрарка играет име­нем возлюбленной и созвучными с ним словами (помимо приведенных выше Laura-lauro, еще 1"aura - «дуновение», «ветерок»), строя на таких созвучиях целое стихотворение.

Петрарка увлекался также метрическими трудностями, изощренными комбина­циями ритмов и рифм. Он писал, например, секстины - стихотворения с крайне затрудненной формой, состоящие из шести строф по шесть строк в каждой, оканчи­вающихся на одни и те же слова, не связанные рифмой и проходящие через все строфы в разной последовательности. Секстина завершается укороченной строфой из трех строк, в которых обязательно фигурируют все шесть финальных слов. Затрудненность формы секстины, естественно, толкала поэта на искусственные извороты мысли, в результате чего «чувство теряется порой в погоне за формой» (Веселовский).

Но эти моменты формального порядка не играли особенно су­щественной роли у самого Петрарки ввиду глубокой содержатель­ности его поэзии, а также ввиду наличия у него тонкого художественного вкуса и чувства «золотой меры».

Зато эти наименее ценные стороны поэтического мастерства Петрарки были выдви­нуты на первый план его бесчисленными подражателями, «петраркистами» XV-XVI вв. В их руках тончайшая ткань лирики Петрар­ки отвердевает и превращается в набор лирических штампов, прикрывающих скудость и убожество содержания. Но великий по­эт-гуманист не несет ответственности за своих эпигонов. Он оста­вил в наследие европейской поэзии огромный запас поэтических образов, форм и мотивов. Он довел до предельного совершенства разработанный уже его предшественниками жанр сонета, ставший отныне достоянием всех европейских литератур. Все это позволяет видеть в нем подлинного отца новой европейской лирики, учителя всех великих поэтов европейского Возрождения - Тассо, Ронсара, Спенсера, Шекспира (как лирического поэта).

В самой Италии огромное значение, помимо любовной лирики Петрарки, имели его патриотические стихи, в которых он призывал к объединению Италии. Знаменитые канцоны Петрарки «Моя Ита­лия» и «Высокий дух» стали на многие века боевым кличем и сим­волом веры итальянских патриотов, боровшихся за воссоединение страны.

Вместе с Данте Петрарка стал провозвестником итальян­ского национально-освободительного движения XIX в.

— знаменитый итальянский поэт, философ, создатель гуманистической культуры Возрождения. Родился 20 июля 1304 года в Италии, город Ареццо. Отец будущего поэта был флорентийским нотариусом, однако, как и Данте, был изгнан из Флоренции, как член партии «белых». Когда мальчику было девять лет, родители переехали в Авиньон. Обучаясь в школе, Франческо проявлял особый интерес к латыни и римской литературе. В 1319 году по желанию отца Петрарка начал изучать право, в 1320 году он поступил в Болонский университет. Обучаясь в университете, Петрарка все больше убеждался, что юриспруденция абсолютно его не интересует. Его все больше интересует литература, произведения великих классиков. К моменту окончания университета умирает его отец (1326 г.), Петрарка отказывается от карьеры юриста.

Чтобы иметь средства к существованию, Петрарка в возрасте 22 лет принимает духовный сан. В наследство от отца Петрарка получил лишь рукопись сочинений Вергилия. В Авиньоне Петрарка поселился при папском дворе. Здесь он сблизился с весьма богатой и влиятельной фамилией Колонна благодаря своему университетскому товарищу Джакомо, который был членом этой семьи. 6 апреля 1327 г. произошло самое главное, самое яркое и возвышенное событие в жизни Петрарки. В церкви святой Клары он впервые увидел и полюбил восхитительную и прекрасную, словно ангел, юную даму, которую звали Лаура. Любовь к прекрасной даме он пронесет через всю жизнь и останется верен ей даже после ее смерти. Неразделенная любовь к Лауре заставит его удалиться из Авиньона и уединиться в Воклюзе.

Любовная лирика в творчестве Петрарки занимает особое место. Свое глубокое чувство к Лауре он передает в стихах «Канцоньере», состоящих из двух частей. Первая — «На жизнь мадонны Лауры», вторая — «На смерть мадонны Лауры». В «Канцоньере» 317 сонетов, 9 секстин, 29 канцон, 4 мадригала и 7 баллад. Лирика Петрарки стала новым этапом в развитии не только итальянской, но и европейской поэзии в целом. Стихотворная форма Петрарки совершенна, образы изящны, стих музыкален. Используемые им стилистические приемы, которые отражают смятение в его душе и придают сонетам драматизм, абсолютно не нарушают плавности и гармоничности его стиха.

В 1354 году Петрарка написал терцинами аллегорическую поэму «Триумфы», которую также посвятил Лауре. Литературные произведения Петрарки сыграли огромную роль в развитии
европейской поэзии. Его, наряду с Данте и Боккаччо, считают создателями потрясающего итальянского литературного языка. Среди лирических стихов имеются у поэта и политические. В канцоне «Моя Италия» с болью и горечью Петрарка раскрывает раздробленность страны, анархию и междоусобицу, царящую в ней. Спасти итальянский народ он призывает Кола ди Риенцо, которому посвятил канцону «Благородный дух». В 1339—1342 годах Петрарка создает в стиле «Энеиды» латинскую поэму «Африка», рассказывающую о второй Пунической войне. В 1342—1343 годах Петрарка написал философский трактат на латыни «О презрении к миру».

Литературные произведения Петрарки и его письма принесли ему успех и известность. Почти в одно и то же время Петрарка получил приглашение из Неаполя, Парижа и Рима короноваться лавровым венком. Выбрав Рим в 1341 году, Петрарка был торжественно коронован лавровым венком. Богат и многогранен его талант. Писатель и поэт, удостоившийся любви, славы и признания еще при жизни, Петрарка был неутомимым путешественником, прекрасным знатоком античной литературы, ценителем природы и всего прекрасного, ученый, мыслитель. Он стал первым, кто в 1336 году официально зарегистрировал свое восхождение (вместе с братом) на вершину Мон-Ванту. Петрарка в последние годы жизни находился в Падуе при дворе Франческо да Каррара или в загородной деревне Арква, где и скончался 19 июля 1374 года, не дожив одного дня до своего 70-ти летия.

Франческо Петрарка (Petrarca) – величайший из итальянских лирических поэтов и в то же время один из величайших ученых той эпохи родился 20 июля 1304, умер 18 июля 1374. Отец его Петракко (т. е. Пьетро) ди Паренцо, как член партии Белых вместе с Данте и другими подвергся в 1302 изгнанию из Флоренции и поехал в Авиньон, куда перебрался вскоре и папский двор . Преподавателем молодого Франческо был грамматик Конвеневоле да Прато. Затем Петрарка слушал право в Монпелье и Болонье.

Франческо Петрарка. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

В 1325 он вернулся в Авиньон и после смерти родителей (1326) вступил в духовное звание. В 1333 Петрарка совершил через Париж, Гент, Фландрию и Брабант путешествие в Люттих, где открыл две речи Цицерона. За латинское послание к папе Бенедикту XII с обращённой к нему мольбой вернуться из Авиньона в Рим Петрарка получил в 1335 первый свой приход – каноникат в Ломбеце. Вблизи Авиньона, в прелестной долине Сорги, у столь прославившегося, благодаря Петрарке, источника Воклюз, итальянский поэт купил себе маленький домик, в котором он и провел несколько лет в полной тишине, углубленный в занятия. Многие из лучших стихотворений его к Лауре были написаны им здесь. Поэтические произведения Франческо Петрарки доставили ему вскоре громкую славу. Римский сенат и канцлер парижского университета одновременно пригласили поэта для увенчания его поэтическим венцом. Петрарка решил принять лавры, предложенные ему Римом, и был увенчан ими из рук сенатора Орсо дель Аниляр в первый день Пасхи (8 апреля) 1341 в Капитолии. За новое послание к папе поэт получил приорат Мильярино в епархии Пизы.

С конца мая 1342 до начала сентября 1343 Петрарка жил в Авиньоне, где познакомился с Колой ди Риенци . В этот период времени Петрарка написал книгу «О презрении к миру» («De contemptu mundi»). Византиец Варлаам обучил его элементарным сведениям греческого языка. В сентябре 1343 папа послал Петрарку в Неаполь, чтобы оградить там верховные права папского престола. В 1346 Петрарка получил пребенду, а позже (1350) архидьяконат в Парме. Известие о восстании римского народа против своего высокородного тирана и возведение Колы ди Риенци в звание народного трибуна (1347) вдохновило поэта, и он написал знаменитое свое послание к Коле ди Риенци и к римскому народу.

В конце года Франческо Петрарка отправился в Парму, где 19 мая 1348 получил известие о смерти Лауры. В 1350 Петрарка поехал на юбилей в Рим. По дороге туда он посетил впервые родной свой город Флоренцию и здесь близко сошелся с Боккаччо . В мае 1353 Петрарка навсегда покинул Авиньон и последние 21 год своей жизни провел в Верхней Италии. Сначала он жил при дворе властителя Милана, архиепископа Джованни Висконти. Император Карл IV во время посещения Италии принял Петрарку в высшей степени любезно (1354). Слух о том, будто император намерен предпринять новый поход в Италию, побудил Петрарку в 1356 написать послание Карлу IV в Прагу. Живя в Милане, Петрарка принялся писать для своего друга Аццо да Корреджо две книги «De remedies utriusque fortunae». В 1360 Петрарке было поручено ехать послом к французскому королю Иоанну . С 1362 по 1368 главным местом пребывания Франческо Петрарки была Венеция. Затем он уехал оттуда и провел последние годы своей жизни поочередно в Падуе и селе Акуа в семье своей дочери. Здесь Петрарка и умер от удара в библиотеке, нагнувшись над фолиантом.

Большая часть произведений Франческо Петрарки написана по-латыни. На ней созданы: «Африка» (окончена 1342), эпическая поэма в гекзаметрах, трактующая о деяниях Сципиона Африканского Старшего; «Буколические песни» («Carmen Bucolicum»), подражание «Буколикам» Вергилия из 12 эклог (1346 – 1356), с многочисленными намеками, личными и политическими; «Epistolae metricae», разделенные на три книги и обращенные к разным лицам. Из нравоучительных трактатов Петрарки назовем еще «Об одинокой жизни» («De vita solitaria», 1346 – 1356). Из исторических трудов Франческо Петрарки упомянем: «Rerum memorandarum» (четыре книги коротких исторических, анекдотических и легендарных повествований); «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»). Из всех латинских произведений Петрарки первое место, как по объему, так и по значению для его биографии и истории его времени занимает его переписка. Письма поэта распадаются на «Rerum familiarium» (семейные), «Rerum senilium» (старческие), «Rerum variarum» (разные) и «Sine titulo» (без адреса).

Национально-литературное значение Франческо Петрарки основано на итальянских его стихотворениях, которые он сам считал весьма незначительными. Это – «Canzoniere» или «Rime» (канцоны, сонеты, сестины, баллады, мадригалы), получившее значение поэтического устава всяких любовных мечтаний. На лирику Петрарки влияла провансальская поэзия и некоторые старинные итальянские поэты. Легкость и чистота языка, богатство и разнообразие мысли, выражёния и образов, тонкий вкус и чувство отличают Петрарку перед всеми остальными итальянскими поэтами. Сборник стихотворений Франческо Петрарки состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Уже в старости. Петрарка написал аллегорически-моральное сочинение «Триумфы», на форму которого имела явное влияние поэзия Данте. Имеется еще некоторое число стихотворений Петрарки, не включенных им в «Canzoniere», и потому названных «Estravaganti».

Итальянские стихотворения, именно его «Canzoniere» Франческо Петрарки, обычно не вполне правильно называемые «Сонетами », пережили бесчисленное множество изданий.

Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca). Родился 20 июля 1304 года в Ареццо - умер 19 июля 1374 года. Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра.

Во Франции Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По выходу из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшимся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности.

Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337-1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком в Пасху 1341 года - этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения .

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. «Песенник»), или Rime Sparse, или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta - центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере» , выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

В другом сочинении на итальянском языке, поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344-1345 и 1347-1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с ), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий .

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362-1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.


Всему миру известны великие итальянские сонеты. Франческо Петрарка, их автор, прекрасный итальянский поэт-гуманист XIV века, прославился в веках своим творчеством. Именно о нем и пойдет речь в этой статье. Мы поговорим о жизни, творчестве и истории любви Петрарки.

Франческо Петрарка: биография

Родился великий поэт в Ареццо (Италия) в 1304 году, 20 июля. Его отец - Пьетро ди сер Паренцо по прозвищу Петракко, был флорентийским нотариусом. Однако из Флоренции он был изгнан еще до рождения сына за то, что поддерживал партию «белых». Тем же гонениям подвергался Данте. Однако Ареццо путешествие семьи Петрарки не закончилось. Родители поэта скитались по городам Тосканы, пока не решили отправиться в Авиньон. К тому времени Франческо исполнилось девять лет.

Обучение

Во Франции в те годы уже были школы, в одну из них и поступил Франческо Петрарка. Биография поэта подтверждает, что за время учебы он освоил и приобрел любовь к римской литературе. Петрарка окончил обучение в 1319 году и по настоянию отца принялся за изучение права. Для этого он отправился в Монпелье, а затем где пробыл до 1326 года - в это время умер его отец. Однако юриспруденция нисколько не интересовала Франческо. Его влекла совершенно другая область - классическая литература.

И окончив университет, будущий поэт вместо того, чтобы пойти в юристы, пошел в священники. Это было вызвано нехваткой средств - в наследство от отца он получил рукопись произведений Вергилия.

Папский двор

Франческо Петрарка (биография которого представлена здесь) селится в Авиньоне при дворе папы римского и принимает духовный сан. Здесь он сближается с могущественной семьей Колонна благодаря университетской дружбе с одним из ее членов Джакомо.

В 1327 году Петрарка впервые увидел свою будущую возлюбленную Лауру, которая останется его музой на всю жизнь. Чувства к девушке стали одной из ряда причин удаления поэта в Воклюз из Авиньона.

Петрарка считается первым, кто взошел на вершину Мон-Ванту. Восхождение состоялось 26 апреля 1336 года. Путешествие он проделал со своим братом.

Литературная известность и покровительство семейства Колонна помогли Петрарке обзавестись домиком в долине реки Сорги. Здесь поэт в общей сложности прожил 16 лет.

Лавровый венок

Между тем благодаря своим литературным произведениям (особо стоит отметить сонеты) Франческо Петрарка стал знаменитым. В связи с этим он получил приглашение принять (высшая награда для поэта) от Неаполя, Парижа и Рима. Поэт избрал Рим, и в 1341 году был коронован на Капитолии.

После этого Франческо прожил примерно год при дворе Пармского тирана Аццо Корреджио, а затем вернулся в Воклюз. Все это время поэт мечтал о возрождении былого римского величия, поэтому он начал проповедовать восстание Такие политические взгляды разрушили его дружбу с Колонна, что привело к переселению в Италию.

Новый папа Иннокентий VI

Жизнь Франческо Петрарки с момента рождения и практически до самой смерти была полна путешествий и переездов. Так, в 1344 и в 1347 гг. поэт совершил продолжительные путешествия по Италии, которые принесли ему множество знакомств, большинство из которых окончились дружбой. Среди этих итальянских друзей оказался и Боккаччо.

В 1353 году был вынужден покинуть Воклюз Франческо Петрарка. Книги поэта и увлечение Вергилием вызвали неблагосклонность нового папы Иннокентия VI.

Тем не менее Петрарке была предложена кафедра во Флоренции, от которой поэт, впрочем, отказался. Он предпочел отправиться в Милан, где занял место при дворе Висконти, исполняя дипломатические миссии. В это время он побывал даже у Карла IV в Праге.

Смерть поэта

1361 год ознаменовался для Петрарки попыткой вернуться в Авиньон, которая оказалась безуспешной. Тогда поэт покинул Милан и в 1362 году поселился в Венеции. Здесь жила его незаконнорожденная дочь со своей семьей.

Из Венеции Петрарка практически каждый год выезжал в Италию путешествовать. Последние годы своей жизни поэт обитал при дворе Франческо да Каррара. Умер Петрарка в деревеньке Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374 года. Поэт не дожил до своего 70-го дня рождения всего один день. Его нашли только утром. Он сидел за столом, склонившись над рукописью, в которой описывал жизнь Цезаря.

Периодизация творчества

Прожил незаурядную и интересную жизнь Франческо Петрарка (биография поэта позволила нам в этом убедиться). Не все просто и с творчеством писателя. Так, в литературоведении принято разделять произведения Петрарки на две части: различные сочинения на латинском языке и итальянская поэзия. Латинские произведения имеют огромное историческое значение, тогда как стихи на итальянском сделали писателя всемирно знаменитым.

Хотя сам поэт воспринимал свои стихи как пустяки и безделицы, которые писал не ради публикации, а лишь для того, чтобы облегчить сердце поэта. Вероятно, именно поэтому глубина, искренность и непосредственность сонетов итальянского автора оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Петрарка и Лаура

О любви всей жизни Петрарки и вдохновившей его на великие создания музе известно всем любителям поэзии. Однако сведений о ней не очень много.

Доподлинно известно, что он впервые увидел девушку 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра. Лауре тогда было 20 лет, а поэту 23 года.

К сожалению, нет никаких исторических свидетельство о том, были ли они знакомы, отвечала ли девушка взаимностью писателю, который всю жизнь хранил в душе и мыслях светлый образ златокудрой возлюбленной. Тем не менее Петрарка и Лаура, даже если их чувства и были взаимны, не могли быть вместе, ведь поэт был связан церковным саном. А церковные служители не имели права жениться и заводить детей.

С момента первой встречи три года Франческо прожил в Авиньоне, воспевая свою любовь к Лауре. Одновременно с этим он пытался увидеть ее в церкви и в тех местах, куда она обычно ходила. Не стоит забывать о том, что у Лауры была своя семья, муж и дети. Однако эти обстоятельства нисколько не беспокоили поэта, ведь возлюбленная представлялась ему ангелом во плоти.

Последняя встреча и смерть Лауры

Согласно утверждениям литературоведов, Петрарка в последний раз видел свою возлюбленную 27 сентября 1347 года. А через полгода, в апреле 1348 г., женщина трагически скончалась. Причина ее смерти так и осталась неизвестной. Петрарка не желал смириться со смертью любимой, и во многих стихах, написанных уже после гибели Лауры, часто обращался к ней как к живой.

Сборник посвященных ей сонетов «Канцоньере» Петрарка разбил на две части: «на жизнь» и «на смерть Лауры».

Перед самой смертью поэт написал, что в своей жизни желал только двух вещей - лавра и Лауры, то есть славы и любви. И если слава пришла к нему еще при жизни, то обрести любовь он надеялся после смерти, где сможет соединиться с Лаурой навсегда.

Особенности творчества и духовная борьба

Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений - поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.

К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.

Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.

Отношение к церкви

Пытается примирить церковную доктрину с классической литературой Петрарка. Стихи, разумеется, не имеют никакого отношения к религии или аскетизму, тем не менее поэту удавалось оставаться верующим католиком. Это подтверждают ряд трактатов, а также переписка с друзьями. Кроме того, Петрарка выступал резко против схоластов и современного ему духовенства.

Например, «Письма без адреса» наполнены сатирическими и крайне резкими выпадами в адрес развращенных нравов папской столицы. Это произведение состоит из 4 частей, адресованных различным лицам - как реальным, так и вымышленным.

Критицизм

Франческо Петрарка, творчество которого было весьма разнообразно, критически относился как к современной ему церкви, так и к древней литературе. Такое положение дел говорит о том, что у поэта было высоко развито самосозерцание. Примерами тех произведений, где проявилось подобное отношения к миру, могут служить следующие: выступление против медика, который ставил науку превыше красноречия и поэзии; выступление против прелата, который предсказывал возвращение Урбана V в Рим; выступление против другого прелата, который нападал на сочинения самого Петрарки.

Критицизм поэта, связанный с этическими проблемами, также обнаруживается и в его исторических сочинениях. Например, в De rebus memorandis libri IV - сборнике анекдотов (историй) и высказываний, которые были заимствованы у латинских и современных авторов. Расположены эти изречения согласно этическим рубрикам, которые носили, например, такие названия: «О мудрости», «Об уединении», «О вере» и пр.

Основное значение для биографов Петрарки имеет огромная переписка поэта. Многие из этих писем являются, по сути, трактатами о политике и морали, другие похожи на публицистические статьи. Намного меньшее значение имеют речи писателя, которые он произносил на различных торжествах.

«Канцоньере» («Книга песен»)

Как поэт Франческо Петрарка прославился благодаря своему сборнику «Канцоньере», о котором мы уже упоминали выше. Книга была посвящена любви поэта к Лауре. В сборник вошло всего 350 сонетов, из которых 317 относились к части «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». В течение сорока лет Петрарка посвящал своей возлюбленной сонеты.

В своих лирических произведениях Франческо любуется небесной чистотой и ангельским обликом Лауры. Она является для поэта величественным и недоступным идеалом. Ее душа сравнивается с яркой звездой. При всем этом Петрарка умудряется описывать Лауру как реальную женщину, а не только как идеальный образ.

Для своей эпохи Франческо Петрарка был первым, кто начал воспевать величие и красоту человека, обращая внимание не только на внешность, но и на личностные качества. Кроме того, поэт является одним из основоположников гуманизма как содержания творчества и образа мыслей. До Петрарки искусство Средневековья воспевало только черты духовного, божественного и неземного, а человек представлялся несовершенным и недостойным рабом божьим.

Прокачка