Образование единого государства в долине нила. Презентация на тему "образование государства в долине нила"

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:

образовательные:

1 . Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

Развивающие:

  1. Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государств а

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: у стный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил , в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся : приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

Как он назывался?

Ученик:

Первобытный мир

Учитель:

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

Древний Восток

Учитель:

Что называется Древним Востоком?

Ученик:

Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

Учитель:

Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.

По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.

Учитель:

Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

Древний Египет

Учитель:

Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту . Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта - это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет , что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

Благодаря реке Нил

Учитель

А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

Ирригация

Учитель.

Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

Какой год считается датой образования Египетского царства?

Ученик

3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI. Рефлексия

У читель

Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

3. +

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно


    «Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

    Древнегреческий историк Геродот

Рис. Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы

    Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему его изобразили выше остальных людей?

§ 5. Возникновение государства в древнем Египте

Страна среди песков. На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зеленой ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник - папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.

Рис. Древний Египет

    Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?

Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.

Рис. Бегемот. Древнегреческая фигурка

С Началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.

Складывание единого Древнеегипетского государства. Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома - и начинал передавать свою власть по наследству.

В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство - Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну.

Рис. Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите

Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.

Как было устроено Древнеегипетское государство. Во главе объединённого Египта стоял правитель, которого называли фараоном. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.

Большую часть населения Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.

Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные на войне пленные. Рабы не имели ни земли, ни имущества и должны были работать на своего господина - фараона или вельможу.

Подведём итоги

На плодородных землях долины Нила образовалось Древнеегипетское государство - одно из древнейших на Земле.

Вельможи - наиболее знатные и богатые люди.

3000 года до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.

Вопросы и задания

  1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
  2. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
  3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
  4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
  5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Когда и как люди заселили долину Нила.

2. Каковы были природно-географические условия в Египте.

3. Какую роль играл Нил в жизни людей.

4. Как и почему появились первые государства в Египте, что послужило причиной их объединения.

5. Как было устроено общество и государство в Древнем Египте. Что такое деспотия.

6. Как мы узнали об истории Древнего Египта. Что такое египтология.

1. Племена семитов заселяют долину Нила. Тысячи лет кочевали скотоводческие племена семито-хамитов в степях Северной Африки. Безжалостное Солнце иссушало некогда зеленые луга и журчащие ключи. Пустыня Сахара, тяжело переваливаясь тяжелыми песчаными дюнами, гнала племена кочевников прочь от земель, обжитых предками. Племена шли на Восток, пока путь им не преградил могучий поток мутной воды, несущийся на Север к Великому морю, в которое, как казалось древним людям, садилось Великое Солнце…

Так 8 000 лет назад на берегах Нила в Северо-восточной Африке появились первые человеческие поселения . Они оказались на 4 000 лет изолированы от остального мира. Ведь путь на юг им преграждали труднопроходимые пороги Нила, за которыми на землях Нубии жили племена чернокожих дикарей. С запада и востока страну окружали жестокие пустынные земли, населенные враждебными племенами кочевников. Вдали от Нила в песках этих пустынь изредка встречались оазисы – небольшие островки зелени из бьющей из-под земли воды. Дорога к Средиземному морю – Морю Заката – была перекрыта болотами нильской дельты .

За тысячелетия, проведенные в изоляции в нильской долине, сформировался особый народ – египтяне. Они были среднего роста, плотного телосложения. Кожа была смуглой, но не столь темной, как у негритянских племен живших южнее Египта в Нубии – Эфиопии. Они коротко стригли или вовсе сбривали волосы. Лицо египтян, с ярко выраженными скулами и толстыми губами, сочетало в себе как «негритянские», так и «европейские» черты. Египтяне были красивы….

2. Дар Хапи. Великий Нил заставлял отступить прочь жестокую мертвую пустыню, владычицу смерти. По берегам могучей реки росли разнообразные растения, сотни рыб кишели в ёё водах, в болотистой дельте ползали змеи. Тысячи птиц вили гнезда в долине Великого Нила. Здесь жили многочисленные животные – бегемоты, крокодилы, обезьяны, кошки, антилопы, верблюды – всех и не перечислить. Зеленоватые воды Нила казались людям наполненными величайшей животворящей силой, и они преклонились перед ним, почитая его богом. Они называли великую реку и её бога – Хапи. Страну простирающуюся меж пустынь от Великого Моря Заката на севере до первого порога Нила на юге, греческий историк Геродот назвал «дар Нила» и, пожалуй, он был прав, ведь жители долины Хапи полностью зависели от могучих разливов Великой Реки.

Воды Нила начинали свой стремительный бег на север в самом сердце Африки. Там, собираясь в могучий поток, река тысячами ручейков сбегала с отрогов высоких гор. Весенние тропические дожди и таяние ледников на заоблачных вершинах ежегодно смывали прошлогодние растения и глинистую почву и, урча, несли их под палящим солнцем. Река заметно увеличивалась, ей становилось тесно меж невысоких берегов, и она поднималась, заливая обширные земли к востоку и западу. Разливы всегда начинались в один день – 19 июля. Подъем вод Хапи для египтян становился великим праздником и первым днем нового года. За месяц до разлива казалось, что жизнь никогда уже не вернется в долину Хапи. Жестокое солнце жгло беспощадно, и надвигались пески пустыни. Нил уменьшался вдвое. Но внезапно все менялось, и радость заполняла долину – мутный поток стремительно разрастался и становился красным. Сотни километров полусгнившие растения и красноватые частицы глинистого грунта варились под лучами Солнца превращаясь постепенно в ил . Этот ил во время разлива оседал на захваченные рекой земли. Вода спадала лишь в сентябре, обнажая черные полосы земли по 5-10 километров с каждой стороны от реки. Красно-желтая пустыня вдоль берегов Нила чернела благодаря илу, принесенному его водами. Поэтому египтяне называли свою страну «Та-Кемет» - «Черная Земля» или даже просто «Кемет» - «Черная».

Почерневший плодородный ил, делавший почву «жирной» и мягкой, был настоящим даром Нила, залогом безбедного существования людей. Заселившие долину скотоводческие племена вскоре занялись земледелием. Они выращивали на землях вдоль Нила ячмень, пшеницу, лен и кунжут. Долина Хапи, была очень плодородна и позволяла снимать до трех урожаев в год. Египтяне жили в ритме Великой Реки, и поэтому их год делился на три сезона. После «сезона половодья», когда долина была залита водой Нила, наступал «сезон всходов». Тогда египтяне проводили все работы на полях. Третий – «сезон сухости» – был временем беспощадного зноя. Нил наполовину иссыхал.

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через него – и более отдаленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства – номы были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно – месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникает особенно рано из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода образовались два крупных государства – Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра – города Абидос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а затем и их союзов, с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов. По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа .

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины «пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на письме характерным изображением птицы с переломанными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого Нармер мог с новыми силами приступить к завоеванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

пн, 04/25/2016 - 17:52 | Микова Наталья...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»

Проект урока по теме:

«Образование государства в долине Нила»

учитель истории, 1 квалификационной категории

.Чердынь, 2016г.

Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО

Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.

Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.

Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках (текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.

Задачи:

1. Личностные:

- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.

2. Предметные:

Изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;

На основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)

Работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.

На основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.

3.Методы обучения : проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, в группах, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный .

(3 минуты)

Приветствие.

1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он?

Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Готовность к уроку.

Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).

Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет;

О (современном) Египте;

Личностные УУД:

Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации

2 вариант.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре

Приветствие.

2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян.

Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока.

Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии.

Готовность к уроку.

Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.

Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие.

  1. Актуализации знаний

(4 минуты)

Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний.

Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас?

Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним?

Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись

Заполняют таблицу: О Египте

Хочу узнать

Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности?

Личностные УУД:

Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  1. Целеполагания и планирования

(3 минуты)

Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения

1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу?

Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте.

Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте.

Познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно.

  1. «Открытие нового знания»

Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе.

1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30).

2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы)

Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями.

После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос:

Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян?

Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта (работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют.

Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).

Дети делают вывод:

Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности.

Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)

Познавательные УУД:

информационные – выделение новых слов и их определение.

Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство?

Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа:

1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян?

2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)?

3) Какие царства возникли в Др.Египте?

4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу.

Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради).

Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила?

Найти информацию в учебнике

Государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам.

Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь.

Проводят самопроверку по эталону.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто.

Познавательные УУД:

общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

самостоятельное выделение информации,

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.

  1. Первичное закрепление

Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал.

Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке.

2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки.

Вставляют недостающие слова в текст.

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________,

Добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.

Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи.

  1. Повторение. Рефлексия.

Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале.

Что бы вы еще хотели узнать?

Что научились делать?

Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?

Решили ли мы поставленную проблему?

Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь.

Предлагает записать домашнее задание.

Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался.

Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний.

Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником.

Находить информацию и использовать ее для выполнения заданий.

Строить предположения и делать выводы.

Отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями.

Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу.

Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике;

Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2.

Регулятивные УУД:

Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Приложение

Раздаточный материал:

Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)

Иллюстрации – в отдельном файле.

Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с письменным историческим источником

  1. При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
  2. На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…

…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится это государство?
  • Чем защищено оно с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река?
  • Куда она впадает?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Самопроверка по эталону и критерии оценки.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).

2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)

3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.

4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Текст для первичного закрепления

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил . Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта . Основным занятием древних египтян было земледелие , так же они занимались рыболовством , торговлей (ремеслом) , добывали золото , медь , камни (гранит) . Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы , а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40 _общностей людей - номов , которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис .

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.
Система