Корпус обратно нагруженный рупор для сабвуфера. Рупорная акустика и ее обзор

Сабвуферы в составе аудиотракта.

Сабвуфер-часть акустической системы, воспроизводящая самые низкие частоты в том числе инфразвук-от 10 до 250 Гц.

Низкие частоты в диапазоне от 0 до 200Гц не локализируются человеком в пространстве, тоесть слух человека с трудом сможет определить откуда идет звук.
Сабвуферы применяются для экономии пространства в комнате за счет уменьшения габаритов многоканальной акустической системы, например вместо пяти громоздких акустических системах объемом по 50 литров каждая(для надлежащего воспроизведения глубоких низких частот)можно применить один сабвуфер объемом от 20 до 50л и небольшие сателлиты объемом в 10-15литров каждая для средне-высокочастотных динамиков. Еще одним очевидным плюсом сабвуфера является возможность подобрать методом экспериментально-переносного прослушивания в комнате и выбрать наиболее подходящий Вашим вкусовым предпочтениям тембр звучания за счет стоячих волн в комнате.
Сабвуфер обычно применяют в составе от двух до девяти канальных акустических системах, рассчитанных на просмотр современного кинематографа с инновационными спецэффектами и прослушивание современной многоканальной музыки (в частности электронной ) — в них важна убедительная передача самых низких частот.
Одна из наиболее важных проблем сабвуферных систем — сложность состыковки амплитудно-частотных из за фазочастотных (временных задержек воспроизведения сателлитов от сабвуфера) характеристик, и как следствие провал или всплеск АЧХ на стыке. Решением этой проблемы служит корректирующая схемы регулировки фазы и частоты среза.


Среди всех сабвуферов можно выделить два основных типа относительно усилителя: активные и пассивные.


Активный сабвуфер имеет в своем составе встроенный усилитель мощности,который снимает всю нагрузку с основного усилителя) и имеет встроенный активный кроссовер, который отфильтровывает ненужные высокие частоты и упрощает согласование сабвуфера с сателлитами. Может усиливать полученный сигнал с линейного входа (с отфильтрованными высокими частотами). Обычно имеет возможности для подстройки в конкретных условиях применения (плавный или ступенчатая регулировка угла фазы, регулировка частоты среза АЧХ и крутизны среза а так же subsonic(фильтр инфранизких частот для разгрузки усилителя мощности и предотвращения излишних колебаний динамика от инфранизких частот и самое главное как по мне, корректоре линквица, позволяющего заметно уменьшить необходимый объем для НЧ динамика и воспроизводить частоты от 10 Гц динамиками от 8" и выше, что недопустимо при применении пассивного сабвуфера).
Пассивный сабвуфер не имеет усилителя мощности, поэтому он подключается к основному усилителю мощности вместе с основными АС (паралельно) , или к специально отведенному отдельному каналу усилителя мощности. Основной недостаток подключения пассивного сабвуфера является создание дополнительной, значительной нагрузкой основного усилителя что неизбежно уменьшает максимальный уровень громкости аудиокомплекса в целом и вносит свои искажения. Для фильтрации ненужных высоких частот применяют пассивные кроссоверы, которые тоже не сулит ничего хорошего для аудиотракта.Частичным выходом из ситуации фильтрации частот служит оформление бадпасс. Из-за отсутствия средств индивидуальной настройки пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в помещении и имеет большие габариты в отличие от активного.

По оформлению и коэффициенту полезного действия сабвуферы подразделяют на следующие категории:


Закрытый ящик (closed box) . Вид акустического оформления НЧ динамика работающего на герметично закрытый объем ящика без дополнительных излучателей.


Фазоинвертор (vented box). Вид акустического оформления вуфера с выводами от внутреннего объема АС в виде настроенных на определенную частоту труб, из которых выходит воздух от тыльной стороны динамика тем самым излучая звук от задней части диффузора и увеличивая КПД системы. Для наибольшего КПД но и искажений порт фазоинвертора размещают на фронтальной стороне АС. При размещении его на тыльной стороне получаем обратные качества и необходимое минимальное расстояние расположения от задней стенки комнаты. Крутизна среза низких частот выше, чем у оформления закрытый ящик, что позволяет добиться более низкой частоты воспроизведения.


Пассивный излучатель (passive radiator). Особенность этого оформления является дополнительно установленный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковое давление от волны исходящей от мембраны пассивного излучателя суммируется с активным низкочастотного динамика. Проигрывает в качестве и КПД фазоинверсным системам.


Бандпасс (bandpass). В ящик, разделенный внутри дополнительной перегородкой с динамиком на два разные по объёму камеры. КПД конструкции выше, чем у трех вышеуказанных.Название bandpass означает полосовой фильтр, коим служит корпус, который ограничивает АЧХ сабвуфера как снизу так и сверху и в некоторых случаях позволяет отказаться от использования кроссоверов. Существует три вида бандпасса: 4-й категории, 6-й тип-А, 6-й тип-Б.


ЧВ (четвертьволновый резонатор, quarter wave box). Вид акустического оформления с перегородками внутри АС в виде тоннеля с определенней длиной и определенным сечением. QTWP не имеет такого параметра как объем, важны лишь длина и площадь поперечного сечения тоннеля. Четвертьволновый резонатор имеет двухкратное превосходство над фазоинверсным оформлением и втрое большее над закрытым ящиком.


Рупорный сабвуфер (Horn loaded). Рупор очень сложен в настройке но облажает наибольшим КПД среди всех вышеприведенных оформлений. Редко применяется из за больших габаритов, сложности настройки и применяется в основном в професиональной концертной акустике.

Бандпасс четвертого порядка на 2х 75ГДН-3 в изобарическом подключении.

Довольно вызывающий и редко встречающийся в кругах аудиолюбителей вариант изготовления сабвуфера может вызвать много спорных вопросов у читателей, любителей и професионалов. Признаю, кроме интригующих ощущений были и определенные сомнения. Ведь вуфер в оформлении бандпасс призван увеличить КПД низкочастотного регистра, а подключение двух головок в оформлении изобар с точностью до наоборот уменьшает его, давая в качестве преимуществ возможность использовать вдвое меньший объем ящика и увеличивая максимально подводимую мощность вдвое. Измерив параметры Тиля-Смола связки НЧ динамиков и промоделировав результаты в программе идеальным типом оформления стал банд пасс четвертого порядка с одной герметично закрытой камеров и фторой фазоинвертной.




Этот тип Бандпасса считается наиболее приемливым в соотношении качества баса, легкости настройки и небольшого объема. Но ключевым моментом выбора стал подходящий объем в 48л имеющейся в наличии акустической системой Орбита 35АС-016.


Низкочастотные динамики не были в работе довольно долгое время и подвесы уже давно превратились в некую крохкую и липкую субстанцию. Поэтому первым шагом стал замана подвесов:

В ожидании отвердевания клея, необходимо было провести объемные работы по переделке корпуса. Измерив габариты стянутых между собой НЧ динамиками приходим к выводу о невозможности их размещения внутри перпендикулярно. Поэтому была изготовлена диагональная распорка, разделяющая объем корпуса на 2 части.

Но чтобы поместить динамики внутрь и иметь возможность удобно работать с ними (так как родные отверстия для динамиков в последствие будут закрыты)пришлось демонтировать заднюю стенку.

Как оказалось, чтобы поместить динамики даже диагонально в корпусе, необходимо было не только изготавливать новую заднюю стенку, которая монтировалась поверх корпуса добавляя те необходимые пару сантиметров запаса, но и выфрезироватьполости потай для магнитов динамиков чтобы добиться отсутствия контакта магнитов динамика с передней и задней стенкой АС. Закрываем передние заводские отверстия для динамиков в корпусе, изготавливая заглушки необходимой формы и герметизируя отверстия.

Устанавливаем диагональную распорку с низкочастотными головками.

Также монтируем распорку между боковыми стенками для минимизации вибраций корпуса. Монтируем терминал для подключения сабвуфера и приваиваем к нему провод сечением 2,5 кв см из безкислородной меди.

Для достижения подходящего вашим предпочтениям баса экспериментальным путем подбираем тип и количество звукопоглощающего материала в обеих камерах.
Так как оформление банд пасс(в переводе полосовой фильтр) ограничивает воспроизведение средних частот, на практике рекомендуется использование фильтра высоких частот. Однако в изобарическом оформлении присутствует дополнительная фильтрация средних частот в виду изоляции фронтальных сторон диффузора, которые и издавали излишние средние частоты через порты фазоинвертора. Взаимное подключение динамиков по изобарической схеме возможно в двух вариантах.

Однако вариант с параллельным соединением, имеющий больший КПД не дает нам возможности использования с большинствами усилителей, рассчитанными на работу с вуферами от 4 Ом. Мы же выходим на цифру 2 Ома-что приведет к перегреву и выходу из строя усилителя мощности. С последовательным соединением мы получаем импеданс в 8 Ом, позволяющий работать с подавляющим количеством усилителей. При сборке корпуса обязательно герметизируем все щели шпаклевкой или герметиком и заднюю стенку АС прикручиваем к корпусу через уплотнители, так как давление внутри сабвуфера будет очень большим.
После сборки корпуса и подключению к усилителю мощности было масса впечатлений от прослушивания композиций. Действительно низкий и глубокий бас, воспроизводящий 30 Гц по уровню 0дб и 25 Гц по уровню -6 Дб


и не имеющий инородных призвуков в виде гудений, вибраций и сипений воздуха. Однако чтобы раскачать данный агрегат необходим усилитель номинальной мощности от 50 Вт, а рекомендуемая все 100Вт. Поэтому была сделана доработка с возможностью гибкого подключения сабвуфера, исполненная в трех вариантах: 1) Отключение одного динамика и последующая работа его в качестве пассивного излучателя- наименьший КПД сабвуфера- наибольшие требования к мощности усилителя 2) Оригинальный вариант-один канал усилителя работает сразу с двумя динамиками- средний КПД/требования к усилителю. 3) Вывод отдельного терминала подключения для второго динамика – и подключение каждого динамика к своему каналу усилителя(необходимо 2 канала усиления, тоесть стерео усилитель)-наиболее производительный вариает и возможность использования усилителей мощность от 25 Вт на канал, так как каждый канал работает на свой динамик. Каждый из этих вариантов имел свои особенности в звучании поэтому это добавляет возможность в экспериментах согласно Ваших вкусовых предпочтениях и места прослушивания и усилителя мощности.

Данный вариант является отличным бюджетным аналогом современных импортных сабвуферов не уступая по качеству но превосходя по глубине баса в ущерб больших габаритов отлично подходит не только для отработки динамичных сцен фильмов и большего погружения в игровой процесс видеоигр, но и для прослушивания любимых аудиокомпозиций.

В этой статье мы посмотрим, как сделать сабвуфер своими руками, не вникая в недра электроакустики, не прибегая к сложным расчетам и тонким измерениям, хотя кое-какие проделать все равно придется. «Без особых сложностей» не значит «тяп-ляп на кирпич, гони, бабка, могарыч». В наши дни на домашнем компьютере можно моделировать очень сложные акустические системы (АС); ссылку на описание этого процесса см. в конце. Но работа с готовым устройством по наитию дает то, чего не получишь никаким прочтением и просмотром – интуитивное понимание сути процесса. В науке и технике открытия на кончике пера совершаются редко; чаще всего исследователь, набравшись опыта, «нутром» начинает понимать, что там к чему, и уж тогда ищет математику, подходящую для описания явления и вывода расчетных инженерных формул. Многие великие с юмором и удовольствием вспоминали свои первые неудачные опыты. Александр Белл, напр., катушки для своего первого телефона пытался поначалу мотать голым проводом: он, музыкант по образованию, просто не знал еще, что проволоку под током нужно изолировать. Но телефон Белл все-таки изобрел.

О компьютерных расчетах

Не думайте, что JBL SpeakerShop или др. программа расчета акустики выдаст вам единственно возможный самый-самый правильный вариант. Компьютерные программы пишутся по устоявшимся проверенным алгоритмам, но нетривиальные решения невозможны только в богословии. «Все знают, что так делать нельзя. Находится болван, который этого не знает. Он-то и делает изобретение» – Томас Альва Эдисон.

SpeakerShop появился не так давно, разработано это приложение весьма основательно и то, что пользуются им очень активно, безусловный плюс как разработчикам, так и любителям. Но чем-то теперешняя ситуация с ним похожа на историю с первыми фотошопами. Кто юзал еще винду 3.11, помните? – тогда по обработке картинок просто с ума сходили. А потом оказалось – чтобы сделать хороший снимок, нужно все-таки уметь фотографировать.

Что это и зачем?

Сабвуфер (попросту – саб) в дословном переводе звучит курьезно: подгавкиватель. Реально же это басовый (низкочастотный, НЧ) динамик, воспроизводящий частоты ниже прим. 150 Гц, в специальном акустическом оформлении, ящике (коробе) достаточно сложного устройства. Сабвуферы применяются и в быту, в напольных высококлассных АС и недорогих настольных, встроенные и в автомобилях, см. рис. Если получится сделать сабвуфер, верно воспроизводящий басы, можно смело браться за , т.к. воспроизведение НЧ, пожалуй, самый жирный из китов, на которых стоит вся электроакустика.

Компактное НЧ-звено АС сделать много труднее чем СЧ и ВЧ (средне- и высокочастотные) во-первых, из-за акустического короткого замыкания, когда звуковые волны от фронтальной и тыльной излучающих поверхностей динамика (головки громкоговорителя, ГГ) гасят друг друга: длины волн НЧ – метры, и без надлежащего акустического оформления ГГ ничто не мешает им тут же сойтись в противофазе. Во-вторых, спектр искажений звука на НЧ тянется далеко в лучше всего слышимую область СЧ. В сущности любая широкополосная АС есть НЧ-звено, в которое встроены СЧ и ВЧ излучатели. Но к сабу уже с точки зрения эргономики предъявляется дополнительное требование: сабвуфер для дома должен быть как можно компактнее.

Примечание: все виды акустического оформления НЧ ГГ можно разделить на 2 больших класса – одни гасят излучение с тыла динамика, вторые переворачивают его по фазе на 180 градусов (оборачивают фазу) и переизлучают с фронта. Сабвуфер, в зависимости от свойств ГГ (см. далее) и требуемого вида его амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) может быть построен по схеме того или иного класса.

Направление на звуки ниже 150 Гц человек различает очень плохо, поэтому в обычной жилой комнате саб можно поставить в общем где угодно. СЧ-ВЧ АС (сателлиты) акустики с сабвуфером получаются очень компактными; их расположение в комнате возможно подобрать оптимальным для данного помещения. Современное жилье избытком площади и хорошей собственной акустикой, мягко говоря, не отличается, и «приткнуть» в нем правильно хотя бы пару хороших широкополосных колонок возможно отнюдь не всегда. Поэтому изготовление сабвуфера самостоятельно позволяет не только сэкономить весьма солидную сумму денег, но и получить все-таки чистый, верный звук в этой вот хрущевке, брежневке или современном новострое. Особенно эффективен сабвуфер в системах полнообъемного звука, т.к. ставить 5-7 колонок на полную полосу каждая это уж чересчур и для самых «навороченных» пользователей.

Басы

Воспроизведение басов сложно не только технически. Узенький в общем-то НЧ участок всего спектра звуковых волн неоднороден по своему психофизиологическому воздействию и разделяется на 3 области. Чтобы правильно подобрать басовый динамик и сделать короб для сабвуфера своими руками, нужно знать их границы и значение:

  • Верхний бас (UpperBass) – 80-(150…200) Гц.
  • Средний бас или мидбас (MidBass) – 40-80 Гц.
  • Глубокий бас или подбас (SubBass) – ниже 40 Гц.

Верха

Середина

На мидбасах главная задача при создании сабвуфера – обеспечить в минимальном объеме ящика наивысшую отдачу ГГ, заданную форму АЧХ и ее максимальную равномерность (гладкость). АЧХ, в сторону низших частот близкая к прямоугольной, дает мощный, но жестковатый бас; АЧХ, равномерно падающая – чистый и прозрачный, но слабее. Выбор той или иной зависит от характера прослушиваемого: рокерам нужен звук «злее», а для классики нежнее. В том и другом случае большие провалы и всплески на АЧХ портят субъективное восприятие при формально одинаковых техпараметрах звука.

Глубина

Подбас определяющее влияние на тембр (окраску) звука музыкальных инструментов имеет только для духовых органов в специально для них построенных залах. Сильные подбасовые компоненты характерны для звуков природных и техногенных катаклизмов, сильных взрывов и голосов отдельных видов животных (львиный рык). Свыше 90% людей подбасы или вовсе не слышат, или слышат невнятно. Напр., если принципиально различные по своему характеру звуки тропического урагана и ядерного взрыва отфильтровать от всего, кроме подбасов, то по ним вряд ли кто разберет, что там на самом деле творится. Поэтому домашний сабвуфер почти всегда оптимизируют на мидбас, а остаток подбаса, какой получится, маскирует собственные шумы помещения. Для чего он, кстати, весьма пригоден и чем очень полезен.

Подбас в машине

Эффект маскировки шумов особенно необходим в тесном и зашумленной салоне автомобиля, поэтому автосабвуферы оптимизируются на подбас. Иногда ради этого любители Hi-Fi на скорости отдают сабу весь багажник, ставя туда 15”-18” динамики-монстры на 150-250 Вт пиковой мощности, см. рис. Однако вполне приличный сабвуфер в машину можно сделать и не жертвуя полезным объемом в кузове, см. далее.

Примечание: пиковую мощность динамика часто отождествляют с шумовой, что неверно. На пиковой мощности звук искажен, но еще внятен, т.е. различим по смыслу. Шумовая мощность определяется как такая, на которой динамик может работать определенное время (обычно 20 мин.), не перегорая и не повреждаясь механически. Звук при этом чаще всего бессвязный хрип, отчего такая мощность и названа шумовой. Но в некоторых видах акустического оформления шумовая мощность динамика может оказаться ниже пиковой, см. далее.

Какой нужен динамик?

Полный расчет акустического оформления производится по т. наз. параметрам Тиля-Смолла (ПТС). Поскольку мы решили потратить время и труд на настройку саба, нам из них понадобится только полная добротность головки на ее собственной резонансной частоте Qts, т.к. именно по ней выбирается оптимальный вариант акустического оформления. В зависимости от величины Qts динамики делятся на 4 группы:

  • Qts<0,5 – «безразличные» сверхнизкодобротные. Очень дорогие, очень низкая отдача, но способны воспроизводить подбасы вплоть до 20-15 Гц. Настройка сабвуфера с такими без звукомерной камеры и специальной измерительной техники невозможна, т.к. резонансный пик не выражен.
  • 0,5
  • 0,7
  • Qts>1 – высокодобротные. Высокая отдача, низкая цена, жесткий звук в неоптимальном оформлении. Трудно получить гладкую АЧХ. Компактны, выпускаются диаметром (в меньшую сторону) до 6” (155 мм). Оптимальны для сабвуфера настольного или к телевизору (не к домашнему кинотеатру!).

Измерения

В спецификациях производителя на динамики Qts может быть обозначена как Qп или просто Q, но присутствует там далеко не всегда, а в общедоступных базах данных вроде WinISD полно ошибок. Поэтому нам скорее всего придется определять значение Qts в домашних условиях.

Подготовка

Прежде всего выбираем и готовим для акустических измерений комнату. В ней должно быть как можно больше штор, гардин, ковров на полу и стенах, мягкой мебели. Жесткие горизонтальные поверхности (стол) нужно накрыть чем-то пушистым; не лишним будет и набросать везде побольше подушек. Особенно сильно искажают звуковое поле углы, в т.ч. жесткой мебели со стенами, их надо чем-то занавесить, напр., одеждой на плечиках. Далее подключаем к динамику длинные провода и подвешиваем в геометрическом центре потолка (под люстрой, если она есть) фронтальной стороной диффузора вниз на высоте от пола в 2/3 высоты потолка.

Теперь нужно собрать схему измерений, как показано вверху на рис. Нижняя схема нам еще понадобится для измерения импеданса (полного сопротивления) динамика Z. От обычно используемой любителями измерительной схемы без трансформатора данная отличается вполне профессиональной точностью: в расхожих схемах на диодах моста теряется ок. 1,5 В даже при входном сопротивлении тестера 10 МОм. Действие данной схемы основано на том, что импеданс трансформатора и R2, с одной стороны, много больше импеданса ГГ; с другой – много меньше выходного сопротивления усилителя мощности звуковой частоты, и на том, что самый паршивый цифровой мультитестер на пределе 200 мВ имеет входное сопротивление более 1 МОм. Однако, если измерительный сигнал подается от генератора звуковой частоты (ГЗЧ) со стандартным 600-омным выходом, данная схема для измерения Z непригодна.

Процедура

От компьютера с программой эмуляции ГЗЧ измерительный сигнал подается с выхода звуковой карты. «Гонять» его нужно в пределах 20-100 Гц вначале с дискретом (шагом) 10 Гц. Если резонанса ГГ не видно, она для сабвуфера непригодна. Или продавец вас бессовестно обманул, продав за 100 руб. безразличную ГГ ценой от $200.

Когда границы резонансного пика определены, «проходим» его уже с дискретом 1 Гц и строим АЧХ. Если ГГ высоко- или среднедобротная ближе к верхней границе Qts, получится график вроде того, что на поз. I рис. В таком случае:

  • По ф-ле (1) на поз. II находим U(F1,F2);
  • По графику находим F1 и F2;
  • По ф-ле (2) проверяем, совпадает ли вычисленная частота собственного резонанса в свободном пространстве F’s с измеренной Fs. Если расхождение более чем на 2-3 Гц, см. ниже;
  • По ф-ле (3) находим механическую добротность Qms, затем по ф-ле (4) электрическую Qes и, наконец, по ф-ле (5) искомую полную добротность Qts.

Если же добротность ГГ ближе к низкой или таковая, что вообще-то хорошо, резонансная кривая будет заметно несимметричной, а ее пик плоским, размытым, поз. III, или же проверка по ф-ле (2) не сойдется и при повторных измерениях. В таком случае по графику определяем точки наибольшего наклона касательных к вогнутым «крыльям» пика А1 и А2; математически в них вторая производная от описывающей резонансную кривую функции достигает максимума. За Umax тогда берем, как и прежде, его значение на вершине пика, а за Umin – вычисленное по ф-ле на поз. III новое значение U(F1,F2).

Структура системы

Померяли? Динамик подходит? Не торопитесь выбирать оформление. Сперва нужно выбрать структурную схему всей системы озвучивания, т.к. на ее электронную часть может пасть доля затрат не меньшая, чем на хороший басовый динамик. Система озвучивания с сабвуфером может быть построена по одной из след. схем, см. рис.

Примечание: эквалайзер и фильтр инфранизких частот ФИНЧ (рокот-фильтр) во всех схемах включаются до входов стереоканалов.

Поз. 1 – система с пассивной расфильтровкой по мощности. Плюс – не нужен отдельный басовый усилитель, подключается к любому УМЗЧ. Огромные минусы, первое, взаимное электрическое просачивание каналов в сабвуфере по СЧ: для LC-фильтров, сводящих его к приемлемой величине, понадобится приличный кейс, который для покупки их компонент придется прежде где-то на треть наполнить деньгами (в 100 рублевых купюрах). Второе – выходные сопротивления фильтров низких частот ФНЧ совместно с входным ГГ динамика образуют тройник, и каждый канал УМЗЧ теоретически четверть мощности будет тратить на то, чтобы греть соседа с его ФНЧ. Реально – больше, т.к. на мощности и потери в фильтрах существенны. Тем не менее, система с расфильтровкой по мощности применима в сабвуферах небольшой мощности с независимыми излучателями звука, см. далее.

Поз. 2 – пассивная расфильтровка на отдельный басовый УМЗЧ. Потерь мощности нет, взаимовлияние каналов слабее, т.к. характеристические сопротивления фильтров – килоомы и десятки килоом. В настоящее время практически не применяется, т.к. собрать активный фильтр на микросхемах оказывается много проще и дешевле, чем мотать катушки пассивных.

Поз. 3 – активная аналоговая расфильтровка. Сигналы каналов складываются простым резисторным сумматором, поступают на аналоговый активный ФНЧ, а с него на басовый УМЗЧ. Взаимовлияние каналов ничтожно и в обычных условиях прослушивания незаметно, расходы на компоненты невелики. Оптимальная схема для самодельного сабвуфера начинающего любителя.

Поз. 4 – полная цифровая расфильтровка. Канальные сигналы подаются на разветвитель Р, разделяющий каждый из них как минимум на 2 равнозначных исходному. По одному сигналу из пары подается на СЧ-ВЧ УМЗЧ (возможно, непосредственно, без ФВЧ), а остальные объединяются в сумматоре С. Дело в том, что при резисторном сложении на нижних частотах мидбаса и в подбасе возможно электрическое взаимодействие сигналов в ФНЧ, несколько искажающее суммарный басовый. В сумматоре сигналы складываются цифровым или аналоговым способом, исключающим их взаимовлияние.

С сумматора общий сигнал подается на цифровой ФНЧ с встроенными аналого-цифровым (АЦП) и цифро-аналоговым (ЦАП) преобразователями, а с него – на басовый УМЗЧ. Качество звука и развязка каналов – максимально возможные на сегодняшний день. Затраты на микросхемы для всего этого хозяйства оказываются посильными, но работа с ИМС требует уже некоторого радиолюбительского опыта, и еще большего – если покупается не готовый набор (что существенно дороже), а компоненты системы подбираются самостоятельно.

Оформление

На рис. даны наиболее употребительные схемы акустического оформления домашних сабвуферов. Лабиринты, рупоры и пр. не удовлетворяют требованиям компактности. Зеленым выделены схемы, предпочтительные для начинающих, желтым – выполнимые ими, а красным – непригодные. Кто поопытнее, может удивиться: 6-й бандпасс – для чайников? Ничего страшного, эту отличную басовую акустику на трубах можно настроить за выходные. Если знать, как.

Щит

Оформление сабвуфера в виде акустического экрана (щита, поз. 1) в домашних условиях выполнимо, если ГГ встроены в обшивку стен, т.к. их размеры соизмеримы с длинами подбасовых волн. Отсюда достоинство – с подбасом никаких проблем, лишь бы динамики его тянули. Другое – предельная компактность, саб полезной площади вообще не занимает. Но есть и серьезные минусы. Первый – большой объем строительных работ. Второй – акустический экран никак не влияет на АЧХ ГГ. «Горбатая» – так и петь будет, поэтому ставить на щит можно только дорогие низкодобротные и безразличные динамики. Подминус, так сказать – их отдача мала и щит ее увеличить никак не способен.

Закрытый ящик

Большущий плюс закрытого ящика (поз. 2) – глубокое демпфирование ГГ; для недорогих с высокой отдачей высокодобротных динамиков это единственно приемлемый тип акустического оформления. Но этот плюс влечет за собой и минус: с глубоким демпфированием шумовая мощность ГГ часто оказывается ниже пиковой, особенно у дорогих мощных головок. Катушка уже дымится, но хрипов все еще не слышно. Нужен индикатор перегрузки, но простейшие без отдельного электропитания искажают сигнал.

Не менее жирный плюс – предельно гладкая плавно падающая АЧХ и как следствие – наиболее чистый и живой звук. По этой причине выпускаются высококлассные мощные ГГ высокой добротности специально для установки в закрытые ящики или бандпассы 4-го порядка (см. далее).

Минус – из всех АС равного объема у закрытого ящика самая высокая низшая воспроизводимая частота, т.к. он повышает резонансную частоту динамика и не способен повысить его отдачу на частотах ниже нее. Т.е. по компактности сабвуфер в закрытом ящике проходит с большой натяжкой. До некоторой степени уменьшить этот недостаток можно, наполнив ящик синтепоном: он отлично поглощает энергию звуковых волн. Термодинамический процесс в ящике тогда из адиабатического переходит в изотермический, что равнозначно увеличению его объема в 1,4 раза.

Еще существенный минус – в закрытом ящике можно делать только пассивный сабвуфер, т.к. электроника в нем сильно греется даже помещенная в отгороженный отсек. Если вам попадутся старые АС 10МАС-1М, погоняйте их на половинной мощности с полчаса и потрогайте рукой корпус – теплый будет.

ФИ

Примечание: во всем равнозначен ФИ пассивный излучаетель (ПИ) – вместо трубы с портом ставят басовый динамик без магнитной системы и с грузиком вместо катушки. «Безнастроечных» методик расчета ПИ нет, потому и в промышленном производстве ПИ редкое исключение. Если у вас завалялся сгоревший басовый динамик, можете поэкспериментировать – настройка осуществляется изменением веса груза. Но учтите – активным ПИ лучше не делать по той же причине, что и закрытый ящик.

О глубоких щелях

Акустику с глубокими щелями (поз. 4, 6, 8-10) отождествляют то с ФИ, то с лабиринтом, но на самом деле это самостоятельный тип акустического оформления. Преимуществ у глубокой щели масса:

Недостаток у глубокой щели всего один, и то для начинающих: ненастраиваема после сборки. Как сделано, так и петь будет.

Об антиакустике

Бандпассы

BandPass в переводе проход полосы, так называют АС без прямого излучения звука в пространство. Это значит, что АС типа бандпасс не излучают СЧ вследствие внутренней акустической его отфильтровки: динамик ставят в перегородку между резонирующими полостями, сообщающимися с атмосферой портами труб или глубоких щелей. Бандпасс – специфическое для сабвуферов акустическое оформление и для полностью раздельных АС не применяется.

Бандпассы разделяют по величине порядка, а порядок бандпасса равен числу его собственных резонансных частот. Высокодобротные ГГ ставят в бандпассы 4-го порядка, где просто организовать акустическое демпфирование (поз. 5); низко- и среднедобротные – в бандпассы 6-го порядка. Ощутимой разницы в качестве звука между теми и теми, вопреки распространенному убеждению, нет: уже на 4-м порядке достигается сглаживание АЧХ на НЧ до 2 дБ и менее. Разница между ними для любителя в основном в сложности настройки: чтобы точно настроить 4-й бандпасс (см. далее) придется двигать перегородку. Что касается бандпассов 8-го порядка, то еще 2 резонансные частоты у них получаются вследствие акустического взаимодействия тех же 2-х резонаторов. Поэтому 8-е бандпассы иногда называют бандпассами 6-го порядка класса В.

Примечание: идеализированные АЧХ на НЧ для некоторых типов акустического оформления показаны на рис. красным. Зеленым пунктиром – идеальная АЧХ с точки зрения психофизиологии слуха. Откуда видно, что работы в электроакустике еще хватает и хватает.

Амплитудно-частотные характеристики одной и той же головки громкоговорителя в различном акустическом оформлении

Автосабвуферы

Автомобильные сабвуферы ставят обычно или в грузовой отсек, или под сиденье водителя, или за спинку заднего сиденья, поз. 1-3 на рис. В первом случае короб отнимает полезный объем, во втором саб работает в тяжелых условиях и может быть поврежден ногами, в третьем – не всякий пассажир сможет вытерпеть мощный бас прямо возле ушей.

В последнее время автомобильный сабвуфер все чаще делают типа стелс (stealth), встроенным в нишу заднего крыла, поз. 4 и 5. Подбаса достаточной мощности добиваются, применяя специальные автодинамики диаметром 12” с жестким диффузором, мало подверженным мембранному эффекту, поз. 5. Как сделать сабвуфер для автомобиля путем отформовки крыльевой ниши, см. след. видео.

Видео: автомобильный савбуфер “стелс” своими руками

Проще просто не бывает

Очень простой сабвуфер, не требующий отдельного басового усилителя, можно сделать по схеме с независимыми излучателями звука (ИЗ), см. рис. Фактически это две канальных НЧ ГГ, помещенные в общий длинный корпус, устанавливаемый горизонтально. Если длина короба сопоставима с расстоянием между сателлитами или шириной экрана телевизора, «расплывание» стерео мало заметно. Если же прослушивание сопровождается просмотром, то и вовсе незаметно благодаря непроизвольной зрительной коррекции локализации источников звука.

По схеме с независимыми ИЗ можно сделать отличный сабвуфер для компьютера: ящик с динамиками помещают в дальнем верхнем углу под столешницей. Полость под ней – резонатор, настроенный на очень низкую частоту, и от небольшой коробочки прорезается неожиданно хороший подбас.

ФИ для сабвуфера с независимыми ИЗ можно рассчитать в спикершопе. При этом эквивалентный объем Vts берут вдвое больше против измеренного, резонансную частоту Fs в 1,4 раза ниже, а полную добротность Qts в 1,4 раза больше. Материал короба, как и везде далее – МДФ от 18 мм; на мощность сабвуфера от 50 Вт – от 24 мм. Но лучше поместить динамики в закрытый ящик, его в данном случае можно сделать без расчета: длину по внутри берут по месту установки в пределах от 0,5 м (для компьютера) до 1,5 м (для большого телевизора). Поперечное сечение короба по внутри определяется исходя из диаметра диффузора динамиков:

  • 6” (155 мм) – 200х200 мм.
  • 8” (205 мм) – 250х250 мм.
  • 10” (255 мм) – 300х300 мм.
  • 12” (305 мм) – 350х350 мм.

В самом худшем случае (подстольный компьютерный саб на 6” динамиках) объем короба будет 20 л, а эквивалентный с заполнением – 33-34 л. При мощности УМЗЧ до 25-30 Вт на канал этого хватит, чтобы получить приличный мидбас.

Фильтры

LC-фильтры в данном случае лучше использовать типа K. Для них нужно больше катушек, но в любительских условиях это несущественно. У K-фильтров малое затухание в полосе непропускания, 6 дБ/окт на звено или 3 дБ/окт на полузвено, зато абсолютно линейная ФЧХ. Кроме того, при работе от источника напряжения (каковым с большой точностью является УМЗЧ), K-фильтр мало чувствителен к изменениям импеданса нагрузки.

На поз. 1 рис. даны схемы звеньев K-фильтров и расчетные формулы для них. R для НЧ ГГ берется равным ее импедансу Z на частоте среза ФНЧ 150 Гц, а для ФВЧ равным импедансу сателлита z на частоте среза ФВЧ 185 Гц (формула на поз. 6). Определяются Z и z по схеме и формуле на рис. выше (со схемами измерений). Рабочие схемы фильтров даны на поз. 2. Если вам больше по душе докупить конденсаторов, а не мотать катушки, точно такие же по параметрам можно составить из П-звеньев и полузвеньев.

Данные и схемы для изготовления фильтров простого сабвуфера с независимыми излучателями

Затухание ФНЧ в полосе непропускания 18 дБ/окт, а ФВЧ 24 дБ/окт. Такое откровенно нетривиальное соотношение оправдано тем, что сателлиты разгружаются от НЧ и дают звук чище, а отраженный от ФВЧ остаток НЧ отправляется на НЧ динамики и делает басы глубже.

Данные к расчету катушек фильтров даны на поз. 3. Располагать их нужно взаимно перпендикулярно потому, что K-фильтры работают без магнитной связи между катушками. При расчете задаются размерами катушки и по найденной в порядке расчета фильтра индуктивности определяют количество витков. Затем с помощью коэффициента укладки находят диаметр провода в изоляции, он должен получиться не менее 0,7 мм. Выходит меньше – увеличиваем размеры катушки и пересчитываем.

Настройка

Настройка данного сабвуфера сводится к выравниванию громкостей басовиков и сателлитов на соотв. частотах среза. Для этого сначала готовят комнату к акустическим измерениям, как описано выше, и тестер с мостом и трансформатором. Далее понадобится конденсаторный микрофон. Для компьютерного придется сделать какой-нибудь микрофонный усилитель (МУС) с подачей смещения на капсюль, т.к. обычная звуковая карта не может одновременно принимать сигнал и эмулировать ГЗЧ, поз. 4. Если найдется конденсаторный микрофон со встроенным МУС, хотя бы старенький МКЭ-101, отлично, его выход подключают прямо к первичной (меньшей) обмотке трансформатора. Процедура измерений несложна:

  1. Микрофон закрепляют напротив геометрического центра сателлитов на расстоянии по горизонтали 1-1,5 м.
  2. Отключают от УМЗЧ сабвуфер и подают сигнал 185 Гц.
  3. Записывают показания вольтметра.
  4. Ничего не меняя в комнате, отключают сателлиты, подключают саб.
  5. Подают на УМЗЧ сигнал 150 Гц, записывают показания тестера.

Теперь нужно рассчитать выравнивающие резисторы. Выравнивают громкости, приглушая более громкие звенья по последовательно-параллельной схеме (поз. 5), т.к. необходимо сохранить неизменными по модулю найденные ранее значения Z и z. Расчетные формулы для резисторов даны на поз. 6. Мощность Rг – не менее 0,03 от мощности УМЗЧ; Rд – любая от 0,5 Вт.

Тоже просто

Еще вариант простого, но уже настоящего сабвуфера – со спаренной НЧ ГГ. Спаривание НЧ динамиков – очень эффективный способ повысить класс их звучания. Конструкция сабвуфера на спарке старых 10ГД-30 дана на рис. ниже.

Оформление – весьма совершенное, бандпасс 6-го порядка. Басовый усилитель – на TDA1562. Можно использовать и другие высокодобротные ГГ с относительно небольшим ходом диффузора, тогда, возможно, придется делать настройку подбором длины труб. Производится она по контрольным частотам 63 и 100 Гц след. образом (контрольные частоты не являются резонансными акустической системы!):

  • Готовят комнату, микрофон и приборы, как описано выше.
  • Подают на УМЗЧ попеременно 63 и 100 Гц.
  • Изменяют длины труб, добиваясь разницы показаний вольтметра не более 3 дБ (в 1,4 раза). Для гурманов – не более 2 дБ (в 1,26 раза).

Настройка резонаторов взаимозависима, поэтому трубы нужно двигать согласно: выдвинул короткую, на столько же, пропорционально ее исходной длине, задвинул длинную. Иначе можно вовсе расстроить систему: пик оптимума настройки у 6-го бандпасса очень острый.

  1. Провал между 63 и 100 Гц – перегородку нужно сдвинуть в сторону большего резонатора.
  2. Провалы по обе стороны 100 Гц – перегородку сдвигают в сторону меньшего резонатора.
  3. Всплеск ближе к 63 Гц – нужно увеличить диаметр длинной трубы на 5-10%
  4. Всплеск ближе к 100 Гц – то же, но для короткой трубы.

После любой из подгоночных процедур делается перенастройка сабвуфера. Для ее удобства полную сборку на клею вначале не делают: перегородку плотно примазывают пластилином, а одну из боковых стенок ставят на двухсторонний скотч. Следите, чтобы не было щелей!

Трубы для резонаторов

Готовые коленчатые трубы для акустики продаются в музыкальных и радиомагазинах. Телескопическую акустическую трубу можно сделать своими руками из обрезков пластиковых или картонных труб. В том и другом случае поперек внутреннего устья нужно прочно приклеить 2 отрезка лески: один внатяг, другой выступающей наружу петлей, см. рис. справа. Если трубу нужно раздвинуть, на тугую леску давят карандашом и т.п. Если укоротить – тянут за петлю. Настройка резонатора с трубой таким образом ускоряется во многие разы.

Мощный 6-й порядок

Чертежи бандпасса 6-го порядка под 12” ГГ даны на рис. Это уже солидная напольная конструкция на мощность до 100 Вт. Настраивается, как и предыдущая.

Чертежи сабвуфера бандпасс 6-го порядка под 12″ динамик

4-й порядок

Вдруг в вашем распоряжении окажется 12” высокодобротная ГГ, на ней можно будет сделать бандпасс 4-го порядка того же качества, но более компактный, см. рис; размеры в см. Однако настроить его будет намного сложнее, т.к. вместо манипуляций с трубой большего резонатора придется сразу же двигать перегородку.

Сабвуфер бандпасс 6-го порядка под 12″ динамик

Электроника

К басовому УМЗЧ для сабвуфера предъявляется то же, что и к фильтрам, требование полной линейности ФЧХ. Удовлетворяют ему УМЗЧ, выполненные по мостовой схеме, она же на порядок снижает нелинейные искажения интегральных УМЗЧ с не комплементарным выходом. УМЗЧ для сабвуфера мощностью до 30 Вт можно собрать по схеме на поз. 1 рис; 60-ваттный по схеме на поз. 2. Активный сабвуфер удобно делать на одной микросхеме 4-канального УМЗЧ TDA7385: пару каналов пускают на сателлиты, а другие два включают по мостовой схеме на саб, или же, если он с независимыми ИЗ, пускают на басовики. TDA7385 удобна и тем, что для всех 4-х каналов у нее общие входы функций St-By и Mute.

По схеме на поз. 3 получается хороший активный фильтр для сабвуфера. Усиление его нормирующего усилителя регулируется переменным резистором на 100 кОм в широких пределах, поэтому в большинстве случаев отпадает довольно-таки муторная процедура выравнивания громкостей саба и сателлитов. Сателлиты в таком варианте включаются без ФВЧ, а в усилители СЧ-ВЧ встраивают потенциометры предустановки громкости со шлицами под отвертку.

Возможно, вам захочется рассчитать щелевой саб с нуля, а не возиться с перенастройкой сабвуферов-прототипов под свой динамик. В таком случае пройдите по ссылке: //cxem.net/sound/dinamics/dinamic98.php . Автор, надо отдать ему должное, сумел на уровне «для чайников люминевых» объяснить, как с помощью современных софтов рассчитать и сделать высококлассный сабвуфер. Однако в большом деле не без промашки, поэтому, изучая источник, имейте в виду:


И все-таки…

Самому сделать саб дело увлекательное, полезное для развития ума и мастерства, к тому же хороший басовый динамик стоит раза в полтора дешевле пары классом ниже. Однако на контрольных прослушиваниях и матерые эксперты, и случайные слушатели «с улицы» при прочих равных условиях однозначно отдают предпочтение системам озвучивания с полным разделением каналов. Так что прикиньте сначала: а не придется ли вам все-таки по рукам и кошельку пара раздельных колонок?


Компания Fostex основана в 1973 г. Она является дочерней компанией FosterElectricCo., Ltd., одного из мировых лидеров в разработке оборудования для акустических систем, а также устройств для преобразования и передачи звука. Компания имеет офисы в 9 странах, в ней работает более 20 тыс. человек. Акции FosterElectricCo., Ltd. котируются на Токийской фондовой бирже.
Изначально компания Fostex создавалась для продажи компонентов акустических систем потребителям и дилерам в Японии (в этой стране большое количество обычных людей разрабатывают и создают акустические системы для дома по собственному дизайну, даже сегодня продажа компонентов дает большую часть японского дохода компании).
Следует отметить, что Fostex одна из первых начала разрабатывать и внедрять технологию RP (Regularphase), которая обеспечивает очень чистый звук с высокой чувствительностью и широким динамическим диапазоном, чем сразу завоевали потребительское одобрение и мировую известность.



Динамики этой компании пользуются широкой популярностью среди электроакустиковблагодаря хорошему соотношению цены/качествасреди широкополосных и были рекомендованы мне одним из моих главных наставников товарищем Александром из г Харькова, который изготовил не один десяток акустических систем, соответственно имел колоссальный опыт в подборе динамиков.
Во время изготовления одного из моих проэктов-двухполосной АС на Visaton W200 и Vifa XT25TG в оформлении четвертьволновой трубы войта(TQWP)моим знакомым была предложена пара FostexFE206En по весьма заманчивой цене. Не удержавшись от давнего искушения прослушать рупорную акустику да еще и на самих Fostexах, было решено изменить приоритеты.
Измерения параметров Тиля-Смола показали сходство с заводскими в пределах 5%, чем не могут похвастаться большинство динамиков даже таких фирм как Vifa,Visaton, Seasи т.д.
Внешне динамики оказались очень необычным с одной стороны, но в то же время весьма с логичными и рациональными решениями для абсолютного качества звука с другой стороны- массивный магнит(диаметров более, чем у 12»вуфера150ГДН от Кливер 75АС), мягкий текстильный подвес и гибкая центрирующая шайба, легкий диффузор, изготовленный из волокон бананового дерева а также наличие еще более легкой композитной пленки на пылезащитном колпачке(используется в качестве материала для купольных высокочаcтотных динамиках) для лучшего воспроизведения высоких частот позволили добиться чувствительности в 96Дб/1Вт/м,с перспективой использовать его в рупорном оформлении и отличным вариантом для лампового усилителя.
Концепция однополосной АС является очень заманчивой ввиду наличия определенных преимуществ перед многополосными аналогами.
Среди достоинств следует выделить отсутствия фазового рассогласования и временных задержек, которые происходят из за корректирующих фильтров, разного расстояния между динамиками а также разного фактора ускорения(величины массы подвижной системы, например в двух полосной АС, когда нужно состыковать тяжелый вуфер с легким твитером возникает порог на частоте раздела) , что приносит свои нежелательные искажения. Поэтому звучание этой акустики характеризуется особой монолитностью и насыщенностью.
Еще одним явным преимуществом широкополосных систем является тщательный подбор материалов подвижной системы динамика для максимальной широкополосности, что дает возможноcть их использовать в экзотических и наиболее достоверных оформлениях,в частности обратный рупор


(четвертьволновая труба войта) TQWP

ОНКЕН



лабиринт рогожина


При просмотре характеристик динамиков в паспорте видим рекомендованный чертеж корпуса обратного рупора. Однако его неотесанный внешний вид заставляет искать другие решения дизайна.


К счастью на полках магазина акустических систем и бескорыстными электроакустиками предложено несколько вариантов более привлекательного дизайна для этих динамиков. Например:

Используя один из предоставленных чертежей можем добиться максимальной нижней границы воспроизведения в 75Гц.Однако размеры комнаты и желание максимально возможных результатов позволяют изготовить корпуса больших размеров, что позволит добиться максимально возможной глубины баса. Расчет рупора и моделировании АЧХ производим в бесплатной программе HornResp, которая позволяет моделировать поведение АЧХ в рупорном оформлении согласно параметров Тиля-Смола, объеме предрупорной камеры и особенностями строения рупора.
Согласно теории о рупорном оформлении громкоговорителей, чтобы добиться максимальной глубины в нижнем регистре(в жертву большего КПД) необходимо стремиться к максимальной длине рупора, и максимально большей на выходе площадью устья, при этом не забывая соблюдать золотую пропорцию 1 /3 (горловина/устье). Предрупорная камера по разным источникам информации должна быть эквивалентна объему оформлении закрытый ящик или фазоинвертор. В нашем случае, это 20 литров для фазоинвертора и 10 литров соответственно для закрытого ящика.Согласно выбранному чертежу, объем предрупорной камеры составлял 7 литров, что не приемлимо в нашем случае, поэтому было принято решение усовершенствовать чертеж,увеличив объем предрупорной камеры до 12 литров, с возможностью увеличения до 17 литров с помощью перегородки. Модернизированный чертеж имел следующий вид:


Корпус изготовлен из 20мм ДСП, выбор цвета был остановлен на темном дубе Венге.Светлая комната и белый цвет динамика при этом создавали отличные контрасты. Ввиду того, что лабиринт внутри акустики дополнительно играл роль перегородок, корпуса практически не нуждались в вибропоглощении. Более того, малейшее изменение формы, сечения рупора а также распорки внутри лабиринта приносили значительные искажения на средних частотах и создавали перекос в сцене. Некоторые крупные производители и рядовые разработчики рупорных АС рекомендуют использовать небольшое количество звукопоглотителя в предрупорной камере, особенно если она незначительных размеров, располагая звукопоглотитель напосредственно на стенке предрупорной камеры за динамиком и не закрывая горловину рупора. При субъективном оценивании после звукопоглощения наблюдалось заметное ухудшение артикуляции баса, излишнее подавление средних частот(даже при минимальном размере клочка звукопоглотителя в виде поролона, войлока, мин.ваты ). Поэтому звукопоглотитель рекомендую использовать лишь в исключительных случаях, когда горбы АЧХ слишком велики или стоячие волны или всплески АЧХ динамиков проблемно корректируются режекторными фильтрами.
После сборки корпуса и первом тестовом прослушивании наблюдался острый недостаток глубины нижнего регистра. Причиной этого была недостаточная герметизация перегородок лабиринта рупора и стенок корпуса. Устранив утечки воздуха с помощью герметика, и обклеив съемную боковую стенку уплотнителем,удалось добиться гораздо лучшего результата.

Последним шагом по части герметизации стало тщательно уплотнение посадочного места под динамик с помощью более плотного резинового уплотнителя. Результат превзошел ожидания, и удалось добиться даже излишки баса, но не его глубины.Хорошим рычагом в этой ситуации оказалась перегородка в предрупорной камере, регулирующая ее объем. Больший объем означал большую глубину баса, но меньшее давление(КПД), что стало отличным корректором в нашей ситуации.
При измерении АЧХ и импеданса динамика

в акустической системе обнаружился всплеск АЧХ на частоте выше 12Кгц и низкодобротный,незначительный презенс на частоте 3,49 Кгц. Первый корректируется компенсирующей цепью Цобеля, второй параллельным низкодобротным режекторным фильтром.
Катушку индуктивности следует наматывать проводом, сечением не менее 1,2 квадрата, чтобы реактивное сопротивление ее не превышало 0,5 Ом, иначе будут заметные потери в глубине и артикуляции баса.
Динамики Fostex обладают очень легким звучанием, которые замечательно передают инструментальную музыку, вокал. Бумажный диффузор и рупорное оформление придает нейтральное звучание, с небольшим всплеском на верхней середине и нижнем высокочастотным регистром. Поэтому необходимо максимально приближенно сохранить исходный тембр звучания динамиков и сделать небольшой провал в области верхней середины. Так как все типы разделительных конденсаторов обладают уникальным тембром, следует учесть это при выборе типа проходного конденсатора в режекторный фильтр.
В тесте участвовали следующие конденсаторы:
-Металлобумажные МБГО: практически нейтральный тембр с небольшими презенсами в области нижней середины, и недостатком высоких частот.
-Металлобумажные МБГЧ, с расширенным верхним диапазоном воспроизведения высоких частот:Слишком сырое звучание с приглушенной серединой и излишними высокими частотами.
-Металлобумажные конденсаторы МБМ: довольно звонкое звучание из за гармоник в верхней середине,искажение локализации звуковых образов при построении сцены аудиокомпозиций.
- металлопленочные К-73-17: нейтральное звучание, излишнее подавление верхней середины.
-металлопленочные К-73-11: нейтральное звучание, излишнее подавление нижнего ВЧ регистра.
Выбор был остановлен на металопленочны К-73-11 , как наиболее подходящих под особенности тембра нашего динамика.
Монтаж проводки к акустическому терминалу следует производить максимально симметрично по центру рупора прикрепив его к стенке и установив максимальную натяжку.

Ожидание прослушивания оказалось оправданным и в первые секунды оставило много незабываемых впечатлений. Не удалось ограничиться минимальным тестовым набором композиций для установлении оценки о прослушивании этой акустики.Напротив, появилось неутолимое желании прослушать аудиокомпозиции самых разных жанров, что собственно и было проделано.
Среди наилучших качеств стоит выделить гораздо более широкую направленность, и наилучшую проработку и большую достоверность нижнего регистра из всех существующих оформлений динамиков.
Наиболее достоверно и качественно воспроизводятся инструментальные аудиокомпозиции -классика, легкий рок, джаз. Так же отлично артикулированный и мощный нижний регистр отигрывает поп, рэп, и т.д вплоть до дабстепа.Однако,тяжелый рок и эта акустика воспроизводит с некоторыми недостатками.
После конструированияэтой акустики стало ощущаться слабое звено оставшегося звукового тракта- звуковая карта AsusXonar DX. Дискретный транзисторный усилитель HarmanKardon PM 655 еще справляется с поставленной задачей, однако эти высокочувствительные АС с легкими динамиками еще больше раскроют вой потенциал в дуэте с ламповым усилителем.
И конечно же, после многочисленных прослушиваний Вы приходите к желанию отказаться от таких низкочастотных оформлений, как закрытый ящик, фазоинвертор и даже Четвертьволновая труба Войта ввиду явного проигрыша в достоверности воспроизведения аудиокопозиций.
Поэтому в качестве оформления вмногополосных АС и сабвуферных систем по возможности рекомендую использовать рупорное оформление.
Желаю всем желающим удачи в конструировании рупорных АС и возможному повторению моего проэкта!





Система 5.0 для прослушивания совместно с сабвуфером.


Хочу представить Вашему вниманию недавно изготовленную систему 5.0 на базе динамиков производства СССР. Прежде всего хочу Вас ознакомись с историей развития акустических систем и дать некоторые рекомендации по выбору типа АС.


Начиналось все очень давно с самого простого динамика, встроенного в корпус. Называлось это "устройство" спикерфоном, оно, кстати, и сейчас является обязательным атрибутом любого "панциря". Ситуация изменилась с появлением первых звуковых карт, которые могли обеспечить вывод 2-канального звука. Сейчас эту систему называют "по-научному" 2.0 (первая цифра - количество колонок, вторая - количество сабвуферов), раньше же говорили проще - стереосистема.
Первые многоканальные акустические системы имели обозначение 4.0, в состав которых, соответственно, входят 4 колонки - две фронтальных и две тыловых. Подобная акустика дает неплохие эффекты в играх, создавая трехмерный звук. С помощью системы 4.0 можно, конечно, и слушать музыку, но звук будет ненамного отличаться от того, который можно получить на обычных двух колонках. В акустике 4.1, как видно из названия, добавлен сабвуфер. Правда, эти системы все равно остались четрыехканальными - низкочастотные сигнала в них выделяются с помощью специального кроссовера.

Следующий тип акустических систем уже обладает полноценным 6-канальным звуком. Речь идет, как вы, наверное, уже догадались, об акустике 5.1. В состав этих комплектов входят две фронтальные колонки, две тыловые, одна центральная и сабвуфер. То есть по сравнению с акустиской 4.1 появился центральный излучатель. А нужен он для соответствия формату Dolby Digital, часто используемом в фильмах, особенно на DVD-дисках. По центральной колонке передаются диалоги действующих лиц. Кроме того, акустика 5.1 может оснащаться декодерами DTS и Dolby Pro Logic. Таким образом, системы 5.1 - минимально необходимые для домашнего кинотеатра.

Муки выбора...

2.0 и 2.1. Большинство пользователей компьютеров не очень требовательны к компьютерному звуку. Если вы слушаете записи формата mp3, да еще иногда играете, то вам будет вполне достаточно акустики 2.0 или 2.1. Причем, если вы хотите добиться качественного звука, то просто купите систему подороже. Приобретать же более "продвинутую" акустику не имеет смысла, поскольку для нее нужна многоканальная звуковая карта. А подобные затраты для прослушивания mp3 (формата, не отличающегося особым качеством звука) мне кажутся нерациональными.
4.0 и 4.1. Эта акустика предназначена в первую очередь для игроков, а особенно для любителей трехмерных "стрелялок". Специально для систем 4.0 и 4.1 разработчики игр создают впечатляющие звуковые эффекты, которые могут существенно поднять настроение игрокам. Ну а при прослушивании музыки на системах 4.0 и 2.0 вы почти не почувствуете разницы, поскольку в большинстве случаев задние динамики будут просто дублировать сигнал с фронтальных. Таким образом, при покупке хорошей акустики 2.0 или 2.1 можно слушать более качественную музыку, чем после приобретения акустики 4.0 или 4.1 низшего ценового диапазона.
5.1. Как я уже говорил, формат 5.1 разрабатывался в первую очередь для просмотра фильмов на DVD и blu-ray качества. Таким образом, если вы частенько смотрите на компьютере видео, то выбор для вас однозначен. Кроме того, акустика 5.1 дает очень неплохие результаты и при прослушивании музыки. В играх же все зависит от того, потрудились ли разработчики обеспечить поддержку 6-канального звука. Если нет, то использование акустик 5.1 и 4.1 будет мало чем различаться.

Данная акустическая система разрабатывалась c учетом следующих требований:

1) Ширина и высота корпуса определялась рамками установки АС в декоративные нишы. Поэтому компенсировать недостаточный размер АС, например в высоту, можно было размерами глубины.

2) Совместное использование и состыковка с активным сабвуфером на 12" головке с верхней частотой среза не более 110 Гц фирмы Mission M6AS

3) Довольно скромный бюджет, в который нужно вложиться.



Это привело к некоторым сложностям, так как разработка акустических систем обычно начинается с подбора объема и формы АС под параметры конкретного динамика. К тому же, динамики производства СССР при их легкости и сочности звучания обладали излишней добротностью, из за чего прослушивать их даже в оформлении "закрытый ящик" оказалось невозможным- большая неравномерность АЧХ и как следствие тяжелое и кашистое звучание. Для справки: оформление открытый ящик можно выполнить в следующих вариантах:

1)Отсутствие задней стенки в акустической системе.

2)Использование вместо нее растянутого по всей площади звукопоглощающего материала, эксперитментально подбираю толщину и материал.

3) Использование перфорированный задней стенки, как например здесь:

Однако платой за "гладкую АЧХ" является более резкий спад гораздо дальше от частоты основного резонанса в области НЧ. из за "акустического короткого замыкания" передней и задней части диффузора динамика.

Выходом из этой ситуации нашелся в использовании второго низкочастотного динамика в фронтальных и самых ответственных АС. Это позволило снизить нижнюю граничную частоту воспроизведения до 90Гц и улучшить диаграмму направленности аустчисекой системы.
Можете сравнить графики АЧХ-верхний открытый ящик, нижний-закрытый.

Выбор динамиков для акустических систем ввиду большой стоимости импортных динамиков,наличии подделок и китайских копий был остановлен на отечественных, производства СССР. Очень ценятся в кругах аудиофилов, любителей лампового и винтажного звука.Из преимуществ можно рассмотреть:

доступную цену;

Высокую чувствительность (нетребователен к мощности - -усилителя и идеальный вариант для лампового);

Большой потенциал.

На последнем остановлюсь подробнее. Широкополосные динамики отечественного производства обладали очень приятным тембром, просто шикарной и завидной для очень многих зарубежных аналогов микродинамикй и детализацией в звучании, широкой сценой и легкостью звучания.Этого удалось достичь благодаря отсутствию вибро и звуко поглощающих мастик при изготовлении диффузора. Конечно же без жертв не обошлось. Теперь можно выделить основные недостатки:

Слишком неравномерная АЧХ из за излишней добротности и отсутствию мастик, который использую для устранениия вышеперечисленных недостатков импортные заводы изготовители динамических головок;

Довольно таки невзрачный внешний вид преимущественно всех динамиков, особенно корзины, из за чего приходится прибегать к нестандартным решения вроде расоложения динамика изнутри корпуса или использовать решетки гриль и декоративные кольца для скрытия этих недостатков. Выбор остановился на 8" 8гдш-1 для НЧ /СЧ звена в фронтовых и тыловых АС


и 6" 5гдш-4 для центрального канала.


В качестве высокочастотного звена был использован легендарный овальный диффузорного типа 3гдв-1, которые придают бархатный тембр звучанию АС в отличии от купольных твитеров.


Однако овчинка стоит выделки. Заложеный потенциал можно раскрыть благодаря долгой и кропотливой работе по рассчету и настройке разделительных фильтров, которые заняли львиную долю времени при изготовлении этих АС.

Для воссощдания корректной звуковой картины в системе 5.1 тыловые АС должны не только находить на уровне немного выше головы слушателя, но и быть направленны строго на слушателя. Для этого использую консоли(кронштейны) с верикальным и горизонтальными углами наклона. Однко есть проблемма: они должны крепится к задней стенке акустики, которой у нас нет... Сдесь в жертву пришлось принести внешний вид верхней стенки АС, закрепив их на 2 болта и немного модернизировав кронштейны под крепление к верху акустической системы.
для закрепления их изнутри. Попытка поиска станков с ЧПУ по фрезеровке в городе не обвенчалась успехом, поэтому пришлось фрезеровать вручную с помощью лекала. Однако после проделанной работы были выявлены неровности и сколы от декоративной пленки. Защитная решетка гриль не только не придала лучший внешний вид, но и ухудшила внешний вид стыков решетки с корпусом ДСП.


Для объективной оценки звучания необходимо мнениие аудиокритиков. Незамедлительно была создана колегия критиков из родственников и друзей. Большинство из просто равнодушны к музыке.И только 2 человека из них музыканты.
Тестовыми композициями были выбраны концерт Nigtwish Dark Parsons Play 2008 года записанной в формате DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 48KHz с и битрейдом аудио 5400 кбит /секунду и концерт Metallica: Orgullo pasion y Gloria - Tres Noches en Mexico 2009 с аудиодорожкой формата DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 96KHz с и битрейдом аудио 7200 кбит /секунду .

При первом прослушивании системы 5.0 было отмечена четкая локализация объектов, масштабная сцена с равномерно распределенным звуковым полем, шикарная микродинамика, отчетливо слышна игра каждого инструмента, и самое главное, что воспроизводимые звуковые образы не привязаны к акустической системе, а равномерно распеределяются в воссозданной мощной сцене. Даже при прослушивании этих концертных фонограмм и других одиночных композиций в формате Flac (несжатый аудиокодек, по качеству не устапает лицензионному компакт диску) и просмотре трейлера к фильму Transformers:The dark side of the moon наблюдалось очень интересное явление: стереопара давала настолько обширную сцену, что даже в неидеальном с точки зрения акустики помещении, объекты локализоровались даже сбоку слушателя и даже сзади АС, что было очень приятной неожиданностью и поставило жирную точку в сомнениях о корректном изготовлении и настройке АС.


В данной статье рассмотрим подробно как сделать сабвуфер своими руками, если нет профессиональных знаний в области электроакустики и нет желания использовать ранее неизвестные и непонятные схемы, хотя конечно немного измерений все же сделать придется.

Что представляет собой сабвуфер и для каких целей он используется?

Сабвуфер в народе называют просто саб, и если переводить это слово дословно, то звучит достаточно забавно – подгавкиватель. В действительности это самый настоящий басовый динамик, отличающийся низкой частотой, оформленный в специальном ящике с крайне сложным устройством.

На сегодняшний день если посмотреть фото сабвуфера своими руками, то можно заметить, что они используются в огромном количестве самых различных мест, начиная от простых бытовых ситуаций, когда он устанавливается дома и заканчивая тем, что сегодня многие используют сабы в своих машинах.

Если удастся найти хороший чертеж сабвуфера и правильно сделать его, то определенно можно браться практически за любой сложности АС, поскольку именно воспроизведение НЧ является одним из самых сложных моментов в мире электроакустики.

Важно лишь, чтобы схема сабвуфера полностью отвечала вашим представлением об идеальной акустике.

Немного о басах

Воспроизведение различных басов в принципе является достаточно трудным процессом. В целом НЧ-участок абсолютно любого спектра имеющихся волн звука различается в зависимости от своего психофизиологического сильного воздействия на несколько областей.

Для того чтобы не ошибиться в выборе басового, по-настоящему качественного динамика, и впоследствии короб для сабвуфера удалось выполнить достаточно быстро, прежде всего необходимо значить их ключевое значение и соответствующие границы.

Глубина

Для различного рода духовых органов в специально отремонтированных для музыкальных инструментов залах существенное влияние на то, каким будет тембр звука, оказывает подбас. Именно для звуков природы и различных техногенных катаклизмов, вроде неожиданных взрывов характерны достаточно сильные подбасовые составляющие.

Стоит отметить, что большинство людей подбасы или не слышат вообще, или же слышат, но не достаточно хорошо. К примеру, если осуществить отфильтровку принципиально разных по характеру имеющихся звуков ядерного взрыва и сильного урагана, вроде торнадо в тропиках от всего, за исключением подбасов, то со стопроцентной уверенностью можно сказать о том, что вряд ли кому-либо из слушателей удастся понять, что же на самом деле происходит.

Именно по этой причине сабвуфер для дома практически все оптимизируют исключительно на мидбас.

Как выбрать динамик?

При выборе обязательно стоит обратить внимание на то, что полный расчет всего акустического оформления всегда производится только по известным параметрам Тиля-Смолла.

При создании хорошего сабвуфера своими силами важно лишь учесть абсолютную добротность головки именно на ее основной резонансной частоте. Связано это с тем, что по ней осуществляется выбор идеального варианта для будущего акустического оформления.

Автосабвуферы

Если вас интересуют автомобильные сабвуферы, то в таком случае стоит иметь обязательно в виду, что их чаще всего устанавливают либо прямо под сиденьем у водителя, либо в отсек багажника.

При размещении вторым вариантом, автосабвуфер может занять достаточно много полезного места, поэтому к нему прибегают не так часто. Однако и в случае размещения сабвуфера под сиденьем возникают некоторые риски, связанные, например с тем, что его достаточно легко в таком случае повредить ногами.

Стоит обратить ко всему прочему особенное внимание на важный момент, заключающийся в том, что в достаточно тесном салоне машины не обойтись без обязательного эффекта маскировки различных шумов.

Именно по этой причине практически все автомобильные сабвуферы оптимизируются преимущественно на подбас.

В завершение стоит отметить, что сделать самостоятельно усилитель для сабвуфера может в принципе любой человек и это будет достаточно забавным занятием, полезным не только для развития мастерства, но и ума.

Обратите внимание!

Фото сабвуфера своими руками


Обратите внимание!

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

Советы