Рукоположение во диакона. Таинства Православной Церкви

Рукоположение во диакона

Во диаконы может быть рукоположен только тот, кто уже посвящен в чтеца и иподиакона. Поэтому в настоящее время часто бывает так, что рукополагаемый во диакона в тот же день сперва посвящается в чтеца и иподиакона (если он не был до того посвящен в эти степени).

Рукоположение во диакона может быть только за литургией, как полной, так и Преждеосвященных Даров.

Диакон не совершает Таинства Евхаристии, а только служит при нем. Поэтому хиротония над ним бывает на полной литургии уже после освящения Св. Даров, именно после слов архиерея: «И да будут милости …» На литургии же Преждеосвященных Даров хиротония во диакона совершается после великого входа, пред ектениею: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви ».

Иподиаконы приносят архиерею кафедру и ставят ее у левого угла престола. Архиерей садится на ней так, чтобы не быть спиной к Св. Дарам. Два иподиакона приводят рукополагаемого с середины церкви к царским вратам, держа свои руки на вые его, а второю рукою держа его за руки, и приклоняя его ничуща, «елико можно». Старший иподиакон говорит: Повели . Потом, поступивше мало (в некоторых местах поворачивают ставленника лицом к народу), преклоняют его опять, и второй иподиакон говорит: Повелите . Наконец, подводят его к самим царским вратам, где его принимают протодиакон и диакон, один за правую, другой за левую руку, причем протодиакон произносит: Повели, преосвященнейший владыко . Это приведение хиротонисуемого к алтарю и эти возгласы выражают призвание Божие, которое свидетельствуется народом, клиром и епископом. Войдя в алтарь, хиротонисуемый поклоняется архиерею, сидящему слева у престола на кафедре, который осеняет его рукой крестовидно. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола, что символизирует его обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Обходя престол, рукополагаемый целует его на каждом из четырех углов, в доказательство того, что он благоговейно чтит святость престола. После каждого обхода целует архиерейскую руку и «епигонатион», то есть палицу, показывая почтение к тому, через кого низводится на него благ

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) Игнатия

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение преп. Феодора 10. Между тем, когда дела их так преуспевали и братство их умножалось и, подобно тучной и плодоносной ниве, отлично возделываемой опытностью искусных земледельцев, приносило многократный плод Господу, тогда мудрый пастыреначальник Платон,

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

Над кем совершается Таинство

Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл Таинства

Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение Таинства

Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»). Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники

Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы …», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исайе, ликуй…». Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение - греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, имеет право совершать священник. Это же Таинство – только епископ. Оно называется еще Рукоположение, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!».

Над кем совершается таинство? Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения таинств. Но не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл таинства. Через положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Такие церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение таинства. Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Постановление во епископа совершается сразу после чтения Апостола. Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники. Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владыко». Владыко благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: « Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа».

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников, как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «и да будут милости… со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключении он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает перед чтением Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

В конце литургии новому епископу вручается жезл как знак епископской власти, и уже после этого он благословляет народ обеими руками по-архиерейски.

Таинство Священства

О пастырском служении в Церкви было сказано в отделе о «Церковной иерархии». Было показано, что иерархия в Церкви установлена Самим Господом Иисусом Христом , что она неразрывна с существованием Церкви и что в апостольский период она получила трехстепенную организацию.

Но иерархическое служение в Церкви, особенно епископское и пресвитерское, есть служение особое, исключительное: это - служение благодатное. Здесь пастырство Божия стада, высочайший образец которого дал Господь в Своем земном служении: Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня… Пастырь добрый душу свою полагает за овец… Здесь предстояние перед Господом в молитве не только за себя, но и за народ. Здесь руководство душами людей на пути к достижению ими Царства Небесного. Священнослужитель приносит от лица всего народа бескровную Жертву в Божественной Литургии. И если в каждом добром деле мы испрашиваем Божия благословения и помощи, то тем более, при вступлении на всю жизнь в пастырское служение призывается Божия благодать, благословляющая этот подвиг, содействующая и укрепляющая будущего пастыря. Благословение низводится на приступающего с трепетом к принятию дара священнослужения в таинстве священства , через рукоположение от епископа, который сам носит по преемству благодать священства, при молитве собора священнослужителей и всего народа на богослужении. Она называется также таинством хиротонии .

Священное Писание дает прямые и ясные указания на то, что поставление на степень священства есть сообщение особого благодатного таинственного дара, без которого это служение не может быть исполняемо.

«Хиротония» в древней Церкви . - Из книги Деяний видно как Апостолы делали все по наставлению Христову и внушению Духа Святаго, и когда им стало нужно поставить в Церкви диаконов для помощи себе, они предложили избрать из среды учеников семь исполненных Св. Духа и мудрости мужей, а когда те были поставлены перед ними, тогда они, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6:2-6). Здесь с полной ясностью разграничиваются между собой два различных акта: избрание известных лиц для диаконского служения и их молитвенное рукоположение. Избрание - как дело простое человеческое, рукоположение же - как особое для этой цели священнодействие и действие божественной благодати. В той же книге Деяний находим указание на рукоположение, как на священнодействие, которым поставлялись пресвитеры для первенствующей Церкви. Писатель книги, св. ап. Лука повествует о том, как апостолы Павел и Варнава проходя с проповедью малоазийские города, умножая в них число христиан: рукоположивши (hirotoni sondes) же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу (Деян. 14:23). Это рукоположение представляло особую важность, как совершенное самими апостолами Павлом и Варнавой. Это засвидетельствовал сам ап. Павел в прощальной беседе с пресвитерами Ефесской церкви. Он так выразился о них: Внимайте себе и всему стаду в котором Дух Святой (через апостольское рукоположение) поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Наконец, в посланиях ап. Павла к Тимофею мы имеем прямое указание на рукоположение, как на благодатное священство через которое были поставляемы епископы . Так в первом послании к Тимофею, бывшему епископом Ефесской церкви, апостол пишет: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (4:14). Во втором же послании ему пишет: Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (1:6). Из сопоставления одного места с другим видно, что Тимофей был рукоположен священничеством и самим ап. Павлом, или что то же, собором старейших священнослужителей под предстоятельством ап. Павла, и что этим сообщен Тимофею дар Божий, который имеет пребывать с ним навсегда, как его достояние. От него требуется только одно - не нерадеть о нем, а возгревать его. Что здесь разумеется рукоположение епископское, вполне подтверждается дальнейшими ему наставлениями: из них видно что он облечен властью рукополагать других (1 Тим. 5:22), имеет право наблюдения над пресвитерами в его ведении (1 Тим. 5:17 и 19) и вообще является строителем «в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго» (1 Тим. 3:15).

Избрание и доставление в древней Церкви . - Сказанное приводит к несомненному выводу, что апостолами, по уполномочию Христову, установлены были три иерархические степени и что для возведения в них употреблялось рукоположение, которое сообщало благодать для их служения. Само собой понятно, что и преемники апостолов - епископы должны были в точности исполнять апостольские установления рукоположения, в том же апостольском значении и смысле. Так это и было в Церкви в последующие времена.

Хотя в древней Церкви поставление в священство происходило после их общего избрания и согласия церковной общины или поместной церкви, но само это поставление было актом совершенно отдельным и отличным от такого избрания и совершалось лицами, равными по своим полномочиям апостолам, бывшими их преемниками. Такими лицами были и остаются епископы. Из ранних свидетельств об этом можно указать на слова св. Иринея (2-ой век), который говорит: «надлежит следовать пресвитерам, (в смысле «старейшим» - епископам) тем, которые в Церкви и имеют преемство от апостолов, а вместе с преемством епископства , по благоволению Отца, получили дарование истины». Это говорит, очевидно, о благодатном даре, получаемом при доставлении. Ту же мысль можно найти и у Тертуллиана, а у Климента Александрийского (3 век) находится уже определенное указание, что «избрание» далеко не есть еще то, что дается поставлением через рукоположение. Это подобно тому как и избрание Христом апостолов (в числе которых был Иуда) не было равно тому «поставлению», которое апостолы впоследствии получили через дуновение Христово. Избрание известных лиц для священства есть дело людей, рукоположение же их не есть дело человеческое, а Божие. «Правила Апостольские» заповедуют: «Епископа да поставляют два или три епископа; пресвитера, диакона и прочих клириков, да поставляет один епископ» (1 и 2-е прав.). Здесь же устанавливается неповторимость хиротонии (рукоположения): «аще кто епископ, или пресвитер или диакон приемлет от кого либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он и рукоположивший, разве еще достоверно будет известно, что от еретиков имеет рукоположение» (68 прав.). Таким образом, благодать, подаваемая в хиротонии священства, признается также неизменной и неизгладимой, как и благодать, подаваемая в крещении. Однако благодать хиротонии является особенной и отличной от благодати, подаваемой в крещении и в таинстве миропомазания.

Сущность и совершительные слова таинства . - Итак, таинство священства есть такое священнодействие, в котором, через молитвенное возложение епископских рук на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень церковной иерархии и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей. Молитва хиротонии читается так: Божественная благодать, всегда немощных врачующая, и оскудевающих восполняющая, проручествует (такого-то) благоговейнейшего иподиакона в диакона (или диакона в пресвитера). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятого Духа .

В отличие от таинства хиротонии, поставление в низшие степени клира (чтеца, иподиакона) называется хиротасией .

Безбрачие епископов . - Для епископа существует обязательство безбрачия. В первые века христианства такое требование не было обязательным, но уже с апостольских времен епископам дозволялось уклоняться от брака ради подвига воздержания. Обычай этот укрепился, и 6-й Вселенский Собор сделал его законным правилом. Что касается священников и диаконов, то Церковь решила такого обязательного бремени на них не возлагать и следовать древнему правилу, возбраняя священнослужителям по получении ими хиротонии вступать в брак, но допуская к таинству священства лиц, уже связанных браком, и даже почитая это нормальным. Второбрачные, как и имеющие жену во втором браке, не могут быть рукополагаемы. В Римской церкви в 4-6-м веках стало вводиться безбрачие также священников и диаконов. Это нововведение было отвергнуто 6 Вселенским Собором, но это запрещение римскими папами оставлено без внимания.

Протестанты отвергли священство как «таинство». Их пасторы избираются и поставляются народом, но не получают никакого особого благодатного посвящения и в этом смысле не отличаются от рядовых членов их общин. Исторически это объясняется протестом против злоупотреблений своими правами латинского духовенства в конце средних веков. Протестанты выставили теоретическим оправданием то, что поставление в священство получило наименование таинства только в более позднее время. Но такое оправдание не имеет никакой цены. Мы видим по учению и практике апостолов и по всегдашнему верованию Церкви, что хиротония от начала является таинственно-благодатным священнодействием, и потому назвав ее таинством в более позднее время, ничего нового не внесло, а только точнее выразило ее сущность. Это подобно тому как термин omou sios , принятый на Первом вселенском соборе, ничего нового не внес в древне-церковное учение о Божестве Сына Божия, а только его определил и утвердил. К сожалению, протестанты, отстаивая свою ложную позицию, продолжают упорно выводить понятие христианских таинств из языческих мистерий.

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Таинство Священства О пастырском служении в Церкви было сказано в отделе о «Церковной иерархии». Было показано, что иерархия в Церкви установлена Самим Господом Иисусом Христом, что она неразрывна с существованием Церкви и что в апостольский период она получила

Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

Установление ветхозаветного священства; построение скинии и различные законы для священства. В дни торжественного праздника заключения завета Моисей часто уходил в горы и долго не показывался. Однажды, когда он надолго отошел от народа, израильтяне пришли к Аарону и

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

Таинство священства Во второй половине XI века у католиков был введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.Целибат не надо путать с монашеством. Священников и епископов из католических монашеских орденов не так много. Целибат - это просто обет отказа от

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Таинство Священства Вопрос: Что такое Таинство Священства?Ответ: Собственно, о Нём уже было рассказано, когда мы говорили о Благодати Святого Духа и о даровании Её Господом Иисусом Христом Апостолам, а ими через возложение рук, «хиротонию», их преемникам – епископам и

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

«Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас»… Таинство священства В таинстве священства совершается наделение Божественной благодатью возводимого в духовный сан лица для особого церковного служения. Согласно учению как Католической, так и Православной церквей, в духовный

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

6. Таинство Священства Это таинство имеет право совершать только архиерей, а потому все чинопоследования этого таинства помещаются не в требнике, а в «Чиновнике архиерейского священнослужения»; чин же наречения и рукоположения архиерейского помещается в особой

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

2.5. Таинство священства «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» . Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:«Итак идите, научите все

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Глава 2 Таинство Священства Церковь Христова продолжает жить и свидетельствовать сегодня, как она свидетельствовала почти две тысячи лет назад. Епископы получают рукоположение по прямому и непрерывному преемству от святых апостолов, а священники и диаконы, как и в

Из книги Католическая вера автора Гедеванишвили Александр

23. Таинство Священства Наш Господь Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, – единственный Посредник между Богом и людьми (ср. 1 Тим 2, 5), Вечный и Верховный Священник (ср. Евр 7, 24).Благодаря Крещению все верующие участвуют в священстве Христа. Это участие

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

Таинство Священства (Рукоположение) Епископ возлагает руки и возводит человека в сан дьякона или в сан пресвитера. Собор епископов возлагает руки и возводит инока в сан епископа. Когда говорят: «священство», имеют в виду и епископов, и пресвитеров, и дьяконов. Каким

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

§ 241. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему. I. По учению Православной Церкви, власть рукополагать в свящ. степени принадлежит только непосредственным преемникам Апостолов, епископам (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 10). И это

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Таинство священства (рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Таинство священства Мы разобрали шесть основных таинств православия, касающихся всех, кто поверил в святость библейски-православной церкви и отдал свои души ей в земное употребление, оставаясь жить и работать в «этом мире». Таинство священства касается тех «избранных»,

Из книги Основы православного вероучения автора Михалицын Павел Евгеньевич

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Таинство Священства В таинстве Священства избранный из христиан получает благодатное право возрождать и воспитывать других в духовной жизни посредством слова и спасительных таинств.Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к

УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТАВЛЕННИКОВ
ВО ИЕРЕЯ И ДИАКОНА

ПРАКТИКА МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Иеродиакон Константин (Островский)
Московские епархиальные ведомости (№7-8, 2002)

Христианин, желающий послужить Богу и Церкви в священном сане, подает на имя правящего архиерея соответствующее прошение.

К прошению на рукоположение кандидат прилагает следующие документы: рекомендации духовника и благочинного, автобиографию, две фотографии 6х9, справку о крещении, справку о венчании (если он женат), справки об образовании и с места жительства, медицинскую справку по форме №286, справку из психоневрологического диспансера, справку из кожно-венерологического диспансера, справку из туберкулезного диспансера, копию паспорта (все листы), копию паспорта супруги (если он женат, все листы), копию свидетельства о браке (монаху – удостоверение о постриге), заполненную анкету (текст дан в ).

На очередном заседании Епархиального Совета рассматривается прошение кандидата на рукоположение в священный сан в его присутствии. С кандидатом проводится собеседование, на котором выясняется степень его готовности к принятию священного сана.

Если решение Епархиального Совета положительное, то по обычаю церковному ставленник направляется к епархиальному духовнику на исповедь.

После доклада епархиального духовника архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленнику учиняется письменный допрос (текст находится в приложениях и ), который подписывают ставленник и Архиерей (или священник, проводивший допрос по благословению Архиерея). Ставленник в присутствии Архиерея (или, по благословению Архиерея, – священника) приносит ставленническую присягу (текст ставленнической присяги дан в ).

После принесения присяги ставленник целует Святой Крест и Святое Евангелие и подписывается под текстом присяги. Присягу заверяет своей подписью Архиерей (или священник, который по благословению Архиерея принимал присягу).

На этом предварительные действия, не связанные непосредственно с хиротонией, заканчиваются.

Хиротония есть один из самых важных моментов в жизни верующего человека, и требует от него сугубого молитвенного внимания. Редко кто из рукополагаемых хорошо знает чин архиерейского богослужения, поэтому желательно, чтобы ставленник основательно ознакомился с чином хиротонии, дабы, не смущаясь и не отвлекаясь, исполнять те или иные действия во время службы.

Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Хиротония во священника не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей.

Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.

Ставленник во священники должен иметь диаконскую хиротонию.

Ставленник во диаконы должен иметь предварительное поставление в чин чтеца и иподиакона.

Цвет облачения ставленника на хиротонии, по традиции, всегда белый.

Чин хиротесии во чтеца и иподиакона может совершаться:

1. Перед началом Божественной литургии, после чтения часов или после облачения Архиерея, на середине храма.

2. На Божественной литургии во время мирной ектении, на середине храма.

3. При совершении Божественной литургии несколькими архиереями одним из младших архиереев во время облачения первого архиерея, в алтаре.

4. Во время Всенощного бдения, в алтаре.

5. Во внебогослужебное время. В этом случае место совершения чина определяется Архиереем.

В любом случае структура чина одинакова.

Ставленник и два иподиакона исходят из алтаря через северные и южные двери (ставленник через северные) и становятся на солее в ряд лицом к Царским вратам. Ставленник стоит посередине между двумя иподиаконами. Все они делают одновременно три поясных поклона, поворачиваются и кланяются Архиерею поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы подходят к краю амвона и оттуда второй раз кланяются Архиерею, также поясным поклоном. Далее ставленник и иподиаконы идут к кафедре, и ставленник (один) делает Архиерею земной поклон. Затем ставленник приклоняет главу. Архиерей трижды благословляет главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенные по чину молитву и тропари.

Если чин хиротесии совершается в алтаре, то иподиаконы и ставленник становятся на Горнем месте, ставленник между иподиаконами. Все они три раза крестятся, кланяются поясным поклоном Архиерею, подходят к нему, и ставленник (один) делает земной поклон Архиерею. Затем все совершается по описанному выше чину.

После прочтения тропаря на “И ныне...” иподиакон подает Архиерею ножницы. Архиерей постригает главу ставленника крестообразно во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Протодиакон на каждое пострижение говорит “Аминь”. Иподиакон подает Архиерею малую фелонь. Архиерей благословляет фелонь, ставленник крестится, целует крест на фелони и руку Архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в фелонь. Архиерей снова трижды благословляет главу рукополагаемого.

Далее Святитель читает положенную по чину молитву. После прочтения молитвы Архиерей принимает у иподиакона книгу Апостол, открывает ее и вручает ставленнику. Ставленник принимает книгу, поворачивается лицом к алтарю и читает Апостол по следующей схеме:

Вначале ставленник смотрит на верх страницы и читает заглавие (как на Литургии): “Соборного послания... чтение” или “К Галатом послания святаго апостола Павла чтение” и т.д. Затем ставленник читает зачало, начиная с вступления, указанного внизу страницы. Архиерей останавливает чтение ставленника своим жестом. Ставленник крестится, прикладывается к письменам Апостола, к руке Архиерея, закрывает книгу и отдает ее иподиакону.

Иподиаконы снимают со ставленника фелонь. Архиерей трижды благословляет главу рукополагаемого и благословляет стихарь. Ставленник крестится, целует крест на стихаре и руку Архиерея. Иподиаконы облачают ставленника в стихарь. Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, возложив руку на главу ставленника, читает молитву и тайносовершительную формулу чина. На этом чин хиротесии во чтеца закончен, но так как ставленник должен быть еще посвящен и в чин иподиакона, то этот чин совершается сразу после хиротесии во чтеца.

Иподиаконы подают Архиерею орарь. Архиерей благословляет орарь. Ставленник крестится, целует крест на ораре и руку Архиерея. Иподиаконы опоясывают ставленника орарем.

Протодиакон снимает с Архиерея митру и возглашает: “Господу помолимся”. Хор поет: “Господи, помилуй”.

Ставленник приклоняет главу, и Архиерей, трижды благословив главу ставленника, возлагает на нее руку и читает положенную молитву.

Если чин поставления в иподиакона совершается перед началом Литургии или во время мирной ектении и антифонов, то совершается чин умовения рук Архиерея. Иподиакон износит омовение, и после окончания молитвы иподиаконы возлагают на плечи ставленника полотенце, и дают ему в руки лохань, в которой стоит кувшин с водой. Ставленник держит лохань четырьмя пальцами (кроме большого), а большими пальцами прижимает края полотенца к ручкам лохани. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных...”, а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, тот вытирает руки, и иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2-й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1-й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы единожды крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверьми).

Если хиротесия совершается во время Всенощного бдения или во внебогослужебное время, то омовение рук Архиерея не совершается.

Ставленник во диаконы, по традиции, накануне своей хиротонии читает на утрени шестопсалмие.

В самый день хиротонии ставленник, получив информацию из Епархиального управления, в положенное время приходит в указанный ему храм. При себе он должен иметь рясу, подрясник и пояс.

Иподиаконы и ставленник должны еще до начала службы проконтролировать наличие ставленнического облачения.

Если предполагается иерейская хиротония, то до выхода на встречу 1-й священник берет второй дискос (если же в храме нет второго дискоса, то тарелочку с жертвенника), возлагает на него иерейский крест поставляемого и помещает дискос с крестом на святой престол справа от дарохранительницы.

На встречу Архиерея ставленники исходят вместе с диаконами.

Ставленники становятся в один ряд с диаконами, лицом ко входу в храм, справа от последнего в ряду диакона. Рядом с последним диаконом стоит ставленник в иереи, рядом с ним ставленник в диаконы.

Когда Архиерей войдет в храм и начнет давать крест духовенству для целования, то после последнего священника к Архиерею подходят по старшинству ставленники. Каждый ставленник кланяется Архиерею земным поклоном, крестится, целует крест и руку Архиерея и сразу, не спеша, уходит в алтарь северными дверьми.

С этого момента и до великого входа для ставленника в иереи нет особых указаний, он принимает участие в Литургии наравне с прочими диаконами. Обычно, по традиции, ставленник во иереи возглашает ектению об оглашенных. Также он носит большой архиерейский омофор во время чтения Апостола.

Во время пения “Иже херувимы”, когда Архиерей отходит к жертвеннику, туда же подходит ставленник во иереи. Архиерей возлагает на главу ставленника воздух. Ставленник двумя руками придерживает воздух за передние углы и отходит к северной двери. На великий вход ставленник идет первым. Он выходит из алтаря, идет по солее до амвона, спускается с него и поворачивается лицом к алтарю.

После уставных поминовений протодиакон снимает с головы ставленника воздух. Ставленник остается стоять на своем месте.

После окончания пения “Яко да Царя...” начинается чин священнической хиротонии.

Из алтаря через боковые двери исходят протодиакон и 1-й диакон. Они становятся рядом со ставленником, по бокам от него, лицом к алтарю.

Протодиакон возглашает: “Повели”, и диаконы со ставленником кланяются поясным поклоном
Архиерею.

Затем диаконы и ставленник поднимаются на амвон, поворачиваются лицом к народу, 1-й диакон возглашает: “Повелите”, и диаконы со ставленником кланяются поясным поклоном народу.

Затем диаконы и ставленник поворачиваются лицом к алтарю. 1-й священник в Царских вратах встречает ставленника и возглашает: “Повели, (Высоко) Преосвященнейший Владыко”. Ставленник заходит в алтарь и сразу совершает земной поклон Архиерею (без крестного знамения). Диаконы в это время уходят в алтарь боковыми дверями. Ставленник встает с колен и, ведомый священником, обходит вокруг престола. У каждого угла престола ставленник крестится и прикладывается к престолу. Духовенство, а затем хор поет тропарь: “Святии мученицы…”. Ставленник становится перед Архиереем, делает перед ним земной поклон (без крестного знамения) и, стоя на коленях, целует правое колено и руку Архиерея. Затем ставленник поднимается с колен. Духовенство, а затем хор поют тропарь: “Слава Тебе, Христе Боже...”. Ставленник, ведомый священником, второй раз обходит престол, прикладываясь к его четырем углам. Далее ставленник становится перед Архиереем, делает перед ним земной поклон и, стоя на коленях, целует край омофора и руку Архиерея. Затем ставленник поднимается с колен. Духовенство, а затем хор поют ирмос: “Исаие ликуй...”. Ставленник, ведомый священником, в третий раз обходит престол, прикладываясь к его четырем углам. Далее ставленник вместе со священником становятся перед престолом. Ставленник и священник два раза крестятся и кланяются поясным поклоном. Затем священник и ставленник третий раз крестятся, и ставленник делает перед престолом земной поклон. Священник отводит ставленника к правому переднему углу престола. Ставленник в иерея становится на оба колена, руки возлагает крестовидно на край престола и приклоняет на руки главу. Архиерей поднимается с седалища, подходит к ставленнику, отлагает митру, ставит ее на престол, возлагает на главу ставленника омофор, благословляет его по главе трижды и возлагает на главу ставленника руки. 1-й священник возглашает: “Вонмем”, и Архиерей читает: “Божественная Благодать...”. Духовенство тихо и неспеша поет: “Господи, помилуй” трижды. После них хор поет: “Кирие элейсон” трижды. Архиерей тайно читает положенные молитвы. 1-й священник тихо читает ектению (текст ее дан ниже), а 2-й священник тихо отвечает на прошения ектении: “Господи, помилуй”. Архиерей заканчивает чтение молитв, снимает с головы ставленника омофор. Архиерей прикасается к руке ставленника, и ставленник поднимается с колен. Иподиаконы подводят ставленника к Архиерею. Архиерей снимает с плеча ставленника орарь. Иподиакон подает Архиерею священнические одежды (епитрахиль, пояс и фелонь), которые Архиерей последовательно показывает народу и возглашает: “Аксиос” (“достоин”). Ставленник крестится, целует крест на облачении и руку Архиерея. Архиерей возлагает облачение на ставленника. После того, как Архиерей облачил ставленника в фелонь, 1-й священник берет с престола дискос с иерейским крестом и подает его Архиерею. Архиерей, возгласив “Аксиос”, возлагает крест на ставленника. Последним, также с возглашением “Аксиос”, вручается служебник. После этого архиерей христосуется со ставленником, говоря: “Христос посреде нас”, а ставленник целует правое и левое плечи Архиерея и его руку со словами: “и есть и будет”. Ставленник отходит вправо и становится справа от первого священника.

Есть традиция, когда ставленника встречают в Царских вратах, а также водят вокруг престола первая пара священников (на диаконской хиротонии - диаконов).

На евхаристическом каноне со вниманием молится по служебнику на своей первой иерейской литургии.

После слов “преложив Духом Твоим Святым” и земного поклона 1-й священник поставляет перед Святыми Дарами дискос (тот, на котором лежал ставленнический иерейский крест) и полагает копие и антиминсную губу. Архиерей отделяет копием частицу Святого Агнца “ХС” и полагает ее на второй дискос. 1-й священник подводит ставленника к Архиерею, и Архиерей произносит: “Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” и вручает дискос со Святым Телом новопоставленному. Ставленник принимает дискос и целует руку Архиерея. 1-й иерей отводит ставленника к правой стороне престола. Ставленник стоит у престола, преклонив главу, держит дискос над престолом и читает 50-й псалом. Во время пения: “Отче наш...” Архиерей принимает из рук ставленника дискос, а ставленник целует руку Архиерея и отходит на свое место.

Ставленник причащается вторым, после 1-го священника.

По чину церковному новопоставленный иерей произносит заамвонную молитву. Во время ектении: “Прости приимше...” он стоит у престола, имея с собой служебник, заложенный на странице с заамвонной молитвой. Архиерей делает возглас после ектении, осеняя Евангелием престол, а затем крестится и целует престол. Ставленник также вместе с Архиереем крестится и целует престол. Архиерей возглашает: “с миром изыдем” и благословляет рукой ставленника. Ставленник кланяется Архиерею, исходит из алтаря через Царские врата, спускается с амвона, поворачивается лицом к алтарю и читает заамвонную молитву. Затем ставленник заходит в алтарь через Царские врата, крестится, кланяется Архиерею и встает на последнее место в ряду иереев.

После окончания Литургии новопоставленный иерей дает крест для целования народу.

Хиротония в диаконы совершается после Евхаристического канона. До этого момента ставленник во диаконы участвует в следующих моментах службы:

Омовение рук Архиерея на 1-м антифоне. В конце мирной ектении иподиакон возлагает на плечи ставленника полотенце, а в руки дает ему лохань, в которой стоит кувшин с водой. Иподиаконы и ставленник исходят на солею, (ставленник выходит из северных дверей) и становятся лицом к алтарю. На возгласе мирной ектении иподиаконы крестятся, вместе со ставленником кланяются Архиерею и идут к кафедре. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных...”, а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, а тот вытирает руки. Иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2-й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1-й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверями).

На ектении об оглашенных иподиаконы выводят ставленника с омовением к Царским вратам. После того, как Архиерей омоет руки, они возвращаются назад в алтарь. Особых указаний для ставленника нет.

Есть традиция, по которой ставленник в диаконы стоит на Литургии с омовением на солее, справа, у второй иконы в ряду иконостаса. После омовения рук Архиерея на Херувимской песни ставленник уходит с омовением в алтарь.

Если на Литургии Архиерей совершает две хиротонии, то ставленник в диаконы должен наблюдать за иерейской хиротонией, ибо диаконская хиротония совершается по тому же порядку.

После слов диакона: “...приносящих Святыя Дары Сия Господеви Богу Нашему” два иподиакона и ставленник (посередине) становятся на горнем месте, лицом к востоку. Все они три раза крестятся и кланяются поясными поклонами, затем кланяются Архиерею, исходят боковыми дверьми (ставленник северными) на солею, спускаются с нее и становятся перед амвоном, лицом к алтарю.

После возгласа Архиерея: “И да будут милости...” начинается чин хиротонии во диакона. По своей структуре оно аналогично хиротонии во иерея. Отличия лишь в том, что ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: “Вонмем”, и он же вместе с 1-м диаконом читает ектению во время чтения молитв Архиереем. Ставленник в диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника в иереи, который встает на оба колена). Архиерей с возглашением: “Аксиос” возлагает на ставленника во диаконы орарь и поручи, а в руки ему вручает рипиду. После окончания рукоположения протодиакон отводит новопоставленного к северной стороне престола, и там ставленник веет рипидой крестообразно над Святыми Дарами. Во время пения: “Отче наш...” Архиерей подходит к ставленнику и принимает у него рипиду. Ставленник берет в правую руку орарь, (лента проходит над указательным и средним пальцами и под безымянным пальцем и мизинцем), крестится, целует рипиду и руку Архиерея, крестится, целует престол, крестится и кланяется Архиерею, который его благословляет. Затем ставленник отходит вглубь алтаря и перевязывается орарем по иподиаконской схеме.

Причащается ставленник вторым после протодиакона.

Новопоставленный диакон, как и прочие диаконы, не запивает после причастия, так как после окончания Литургии он участвует в потреблении Святых Даров.

По церковному чину ставленник произносит ектению: “Прости приимше...”. Обычно ставленника при выходе на эту ектению сопровождает протодиакон.

Ектения на хиротонии

– Миром Господу помолимся.

– О свышнем мире…

– О мире всего мира…

– О архиерее нашем, (Высоко) Преосвященнейшем (поминается Архиерей, совершающий хиротонию), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его Господу помолимся.

– О рабе Божием (имя рек), ныне пророчествуемом пресвитере (диаконе), и спасении его Господу помолимся.

– Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство (диаконство) дарует, Господу помолимся.

– О Великом Господине...

– О Богохранимей стране...

– О Граде сем...

– О избавитися...

– Заступи...

– Пресвятую...

Возгласа на ектении нет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. АНКЕТА ДЛЯ РУКОПОЛАГАЕМОГО В СВЯЩЕННЫЙ САН

1. Фамилия, имя, отчество (если изменялись – указать).

2. Дата и место рождения.

3. Дата и место крещения, в честь какого святого назван (день памяти).

4. Национальность, гражданство.

5. Светское образование – когда и что окончил: школу, институт, университет, аспирантуру. Ученая степень.

6. Богословское образование – когда и что окончил: духовное училище, духовную семинарию, духовную академию, аспирантуру. Ученая степень.

7. Семейное положение: женат, холост, разведен (указать Ф.И.О. бывшей супруги и приложить копию свидетельства о разводе), вдовец (Указать Ф.И.О. усопшей супруги и приложить копию свидетельства о смерти), монах.

8. Первый ли это брак. Не был ли ранее в ином гражданском браке.

9. Дата и место венчания. Если монах – дата и место пострига, монашеское имя, в честь какого святого (день памяти), кем пострижен.

10 Имя, отчество и девичья фамилия супруги.

11. Дата и место ее рождения.

12. Дата и место ее крещения.

13. Первый ли это ее брак. Не состояла ли она ранее в ином гражданском браке.

14. Имеется ли согласие супруги на принятие сана (подпись супруги).

15. Имена и возраст детей (указать номер паспорта или свидетельства о рождении).

16. Фамилия, имя, отчество родителей и их профессия. Если скончались – год смерти.

17. Гражданская профессия и род занятий в настоящее время. Если есть трудовая книжка – приложить копию.

18. Был ли судим, по какому обвинению.

19. Отношение к воинской службе: служил ли в Вооруженных Силах, в каком качестве. Если не служил, то какова причина освобождения (указать номер военного билета, кем и когда выдан).

20. Имеет ли какой-либо физический недостаток, препятствующий священнослужению.

21. Состоял ли в расколе или в других конфессиях или сектах, и в каком качестве.

22. Участвовал ли в политической деятельности. Состоял ли в партии или общественной организации.

23. Домашний адрес (с почтовым индексом) и номера телефонов – домашнего и служебного.

При заполнении анкеты и прилагаемых документов расшифровка аббревиатур и сокращений обязательна.

2. ДОПРОС СТАВЛЕННИКУ ПЕРЕД РУКОПОЛОЖЕНИЕМ ВО ДИАКОНА

(Фамилия, имя, отчество ставленника), определенный, согласно его желанию, на диаконское место к храму (указывается полное наименование храма) Московской епархии, при опросе в присутствии (указывается имя священнослужителя, проводящего допрос) показал:

3. От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.

4. Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.

5. Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.

6. Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания.

До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.

7. Сан диакона избирает для славы Божией и спасения душ. Проходить свое служение будет по правилам Святых и Богоносных Отец и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви, ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии и чистоте святынь Алтаря Господня.

8. С усердием будет помогать священнику в совершении богослужений, таинств и треб, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.

9. В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.

10. Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.

11. Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.

12. Обязуется хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.

13. Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет.

14. Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.

15. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.

16. Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и неведением своего долга извиняться не будет.

3. ДОПРОС СТАВЛЕННИКУ ПЕРЕД РУКОПОЛОЖЕНИЕМ ВО СВЯЩЕННИКА

Диакон (фамилия, имя и отчество ставленника), определенный, согласно его желанию, на священническое место к храму (указывается полное наименование храма) Московской епархии, при опросе в присутствии (указывается имя священнослужителя, проводящего допрос) показал:

1. Родился в (указывается дата рождения).

2. Крещен (указывается дата и место крещения).

3. В сан диакона рукоположен (указывается дата хиротонии и архиерей – совершитель хиротонии)

5. От Православия в другие конфессии, секты и расколы не уклонялся.

6. Дел на него по суду и следствию никаких не имелось.

7. Увечий и болезней, препятствующих священнослужению, не имеет.

8. Женат первым браком на девице (указывается фамилия, имя, отчество и год рождения супруги) православного вероисповедания. До этого в гражданском браке ни с кем не состоял.

9. Сан священника избирает для славы Божией и спасения душ, которые будут ему вверены, а не для обогащения и не ради предоставленных священнослужителям прав; проходить оное будет по правилам Святых и Богоносных Отцев и согласно установлениям и традициям Святыя Православныя Церкви.

10. В Богослужебных чинопоследованиях и при совершении Таинств ничего произвольно не изменять и заботиться о благолепии храма Божия.

11. С усердием будет исполнять свои пастырские обязанности, довольствуясь установленным вознаграждением от прихода.

12. В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими Православной Церкви и состоящими в расколе, входить не будет.

13. Всегда будет служить добрым примером как при служении у Алтаря Господня, так и вне его.

14. Одежду будет иметь скромную, приличествующую его званию.

15. Будет хранить верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и церковному священноначалию.

16. Без воли Архипастыря самовольно покидать место служения или переходить на другие места не будет. Всегда будет придерживаться указаний епархиального архиерея и без его воли ничего делать не будет.

17. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участвовать не будет.

18. Ставленную Грамоту всегда будет содержать в памяти и незнанием своего долга извиняться не будет.

Верность вышеизложенного свидетельствую, в чем и подписываюсь: (следует подпись ставленника).

Допрос проводил: (следует подпись священнослужителя, проводившего допрос).

4. СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ПРИСЯГА

“Я, нижепоименованный, призываемый ныне к служению пресвитерскому (диаконскому) обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно буду стараться проходить служение во всем согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия.

Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя.

Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.

Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других ко благочестию.

В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви, находящимися в расколе, не входить.

Ни в каких политических партиях, движениях и акциях не принимать участия.

Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить.

Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию; благо Святой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.”

Ходовая часть