Промежуток между первой и второй мировыми войнами. Экономическое развитие германии и японии в период между первой и второй мировыми войнами

Неустойчивость в послевоенное время. Всеобщие протесты против высоких тарифов, высоких кредитных ставок и растущей стоимости жизни вызвали крупный социальный кризис сразу же после войны. Организации западных фермеров требовали передачи в общественную собственность природных ресурсов и коммунальных предприятий, а также введения строго регламентированных налогов на доходы частных лиц и корпораций, резкого снижения тарифов и проведения избирательной реформы.

В протестантских кругах ширилось движение за реформы, которое началось еще до войны. Многие священники, такие как Сейлем Бланд и Джеймс Вудсворт, открыто поддерживали требования фермеров и рабочих. В то время как предприниматели, многие политические деятели и большинство газет требовали репрессивных мер, по стране прокатилась волна забастовок, инициированных профсоюзами; эти забастовки начались еще в 1918 и достигли пика в виде всеобщей виннипегской стачки в мае – июне 1919. Практически все рабочие города бастовали в течение шести недель, поддерживая требования рабочих строительной и металлообрабатывающей промышленности о признании права профсоюзов на коллективные договоры и повышении заработной платы. Федеральное правительство приняло сторону предпринимателей; оно направило в Виннипег отряды милиции и Конную полицию, которые арестовали руководителей забастовщиков и разогнали массовые марши протеста.

Поражение на экономическом фронте убедило многих канадских рабочих и фермеров в необходимости перейти к организованной политической деятельности. Четыре социалиста – руководителя виннипегской стачки, англичане по рождению, еще находясь в тюрьме, были избраны в состав законодательных органов провинции Манитоба в 1920. В 1921 Вудсворт, которому было предъявлено обвинение в подстрекательстве к мятежу (хотя он так и не был привлечен к суду), стал первым членом федерального парламента от социалистической партии.

Избрание Макензи Кинга. После смерти Лорье лидером Либеральной партии стал Уильям Лайон Макензи Кинг (внук руководителя восстания 1837). Кинг обладал невыразительной внешностью, не был блестящим оратором и всю жизнь оставался холостяком; он испытывал глубокую потребность восстановить доброе имя своего деда, который руководил антиколониальным восстанием в Верхней Канаде. Его сила как политика состояла в том, что в отличие от либералов, принявших участие в коалиционном правительстве, он не переставал поддерживать Лорье во время политического кризиса, связанного с введением всеобщей воинской повинности, и потому сохранил свою популярность в Квебеке. Это имело особенно большое значение для либералов, так как лидер консерваторов на федеральных выборах 1921 Артур Мейген был одним из горячих поборников введения всеобщей повинности. Мейген, который стал премьер-министром вместо ушедшего в отставку по болезни Бордена, вел избирательную кампанию, сохранив старую программу коалиционного правительства – в частности, положение о необходимости высоких протекционистских тарифов.

Кинг вел свою избирательную кампанию очень осторожно, обращаясь к фермерам и рабочим и обещая им гарантии против безработицы, назначение пенсий по старости и проведение некоторых других реформ; в то же время он старался не обострять отношений с деловыми кругами. В западных провинциях и в Онтарио была создана Прогрессивная партия, отражавшая интересы фермеров; в основе партийной платформы лежали требования о снижении тарифов и «взаимности» в торговле с США. Оказавшись в затруднительном положении, консерваторы получили 50 мест в парламенте, тогда как либералы – 117, победив во всех избирательных округах Квебека. Прогрессисты оказались на втором месте по числу мест в палате общин, получив 65 мест. Таким образом, в 1921 было положено начало многопартийному правительству Канады.

Кинг не сумел убедить прогрессистов войти с ним в коалицию, однако, пойдя на небольшие уступки в вопросе о пошлинах на импортируемую сельскохозяйственную технику, он добился того, что они не голосовали против его правительства в палате общин. Поддержку Квебека удалось обеспечить, назначив Эрнеста Лапойнта министром юстиции и предоставив ему практически неограниченные полномочия во всех вопросах, затрагивающих интересы Французской Канады. Некоторые прогрессисты, однако, резко критиковали Кинга за то, как он повел себя при возникновении трудовых конфликтов в Новой Шотландии, где угольные и сталелитейные компании срезали заработную плату рабочим более чем на 30%. Кинг, хотя и заявлял неоднократно, что федеральное правительство не имеет конституционного права вмешиваться в это сугубо внутреннее дело провинции, тем не менее разрешил использовать против забастовщиков силу и арестовать их главарей по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Он оставил без внимания протесты правых в Приморских провинциях (среди которых были и члены его собственной партии), заявлявших, что политика федерального правительства подрывает экономику региона.

Связи с другими членами Британского Содружества. Правительство Кинга получило поддержку прогрессистов в первую очередь за те успехи, которых оно добилось во внешней политике Канады. В 1922, когда над Англией нависла угроза войны с Турцией, британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж обратился за поддержкой к доминионам. Как и Лорье, Кинг не хотел брать на себя обязательства, связанные со слишком тесным взаимодействием с метрополией, и потому отказался принять участие в военных акциях против Турции. Этот эпизод, вошедший в историю под названием Чанакского инцидента, ознаменовал собой утверждение независимой внешней политики Канады. Имперская конференция 1923 поддержала Кинга в том, что доминионы должны иметь право вести самостоятельную внешнюю политику, а на имперской конференции 1926 была принята т.н. Декларация Бальфура, в которой доминионы определялись как «автономные единицы внутри Британской империи, равные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в их внутренних и внешних делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского Содружества Наций». Этот принцип был формально закреплен Вестминстерским статутом 1931, который объявил Канаду и другие доминионы полностью равноправными и независимыми во внешней и внутренней политике. Однако и после этого канадская конституция могла быть изменена только парламентом Англии, а высшей апелляционной инстанцией Канады оставался юридический комитет британского Тайного совета.

Проблемы благосостояния страны. Восстановление экономики Канады в 1920 затруднялось скандалами в деловых кругах и застоем в некоторых провинциях. В Приморских провинциях послевоенный спад производства продолжался до 1929. Однако для большинства канадцев это десятилетие было в общем благополучным. Начало массового производства автомобилей вынудило администрацию провинций заняться ремонтом имеющихся шоссейных дорог и постройкой новых. Возрастающие расходы подобного рода вызвали трения провинций с федеральным правительством, которое контролировало большую часть доходов в бюджете. Писатели и художники (в частности, знаменитая «Группа семи») уверенно разрабатывали канадские темы, несмотря на влияние американской культуры. Все большее число канадцев становилось городскими жителями – к 1931 они составляли 54% всего населения страны. В степных провинциях фермеры объединялись и создавали собственные организации для хранения и сбыта зерна – пшеничные пулы, которые превратились в мощные маркетинговые агентства.

В то же время завершение постройки железной дороги из Виннипега в Черчилл на берегу Гудзонова залива позволило сократить расходы на перевозку экспортируемого зерна.

В англоязычной Канаде произошел подъем протестанского фундаментализма, сопровождавшийся требованиями строгого соблюдения воскресного дня и запрета на торговлю алкогольными напитками. Однако правительства в провинциях не смогли помешать массовой контрабанде спиртного; в результате к середине 1920-х годов большинство провинций отменили сухой закон, введя вместо этого правительственный контроль над продажей алкогольных напитков. Поскольку США сохранялся сухой закон, развилась сложная система контрабандного сообщения, причем через границу перевозились не только спиртные напитки, но и другие товары.

Вторая победа Кинга на выборах. На выборах 1925 консерваторы получили большинство мест в парламенте, что сделало правительство Кинга еще более зависимым от поддержки прогрессистов. Вскоре после этого всплыли доказательства коррупции среди таможенных служащих, пропускавших запрещенные грузы за взятки. Когда в июне 1926 разразился этот скандал, Кинг, понимая, что не может больше рассчитывать на поддержку прогрессистов против тори в палате общин, обратился к генерал-губернатору, сэру Джулиану Бингу, с предложением распустить парламент и назначить всеобщие выборы. Бинг отказал ему и предложил сформировать новое правительство Артуру Мейгену. Однако уже через неделю консерваторы, лишившись поддержки прогрессистов, потерпели поражение. Мейгену пришлось просить о роспуске парламента, и на этот раз Бинг удовлетворил эту просьбу. Во время подготовки выборов, состоявшихся в сентябре 1926, либералы, игнорируя таможенный скандал, заявляли, что генерал-губернатор нарушил автономию Канады, отказавшись удовлетворить первое требование Кинга о роспуске парламента. Они обвинили его во вмешательстве во внутренние дела Канады и поддержке канадских консерваторов в ущерб либералам. На выборах победу одержали либералы.

На этот раз Кинг имел в парламенте большинство всего в три голоса. На практике это означало, что баланс власти находился в руках двух членов парламента, избранных от рабочих, – А.А.Хипса и Дж.С. Вудсворта. Они стали поддерживать правительство после того, как Кинг согласился ввести систему пенсий по старости. Такое успешное использование парламентских методов в борьбе за реформы убедило руководителей движения рабочих и фермеров в необходимости создания новой социалистической партии в национальном масштабе. Такой партией стала Федерация кооперативного содружества (ФКС), основанная в 1932 и объединившая представителей радикального крыла прогрессистов, деятелей профсоюзного движения и социалистов.

Годы депрессии. Основным фактором, который способствовал созданию ФКС и других подобный ей организаций, была глубокая депрессия, последовавшая за крахом рынка ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже осенью 1929. Канада, в сильной степени зависевшая от экспорта зерна, рыбы и леса, серьезно пострадала от резкого спада в международной торговле, который охватил почти все отрасли хозяйства в западных степных и Приморских провинциях. В городах рабочие под страхом лишиться средств существования вынуждены были соглашаться на самую мизерную оплату труда. К 1933 безработица достигла 23%.

Несмотря на тяжелое положение, Макензи Кинг отказался прибегнуть к широкомасштабным мерам по оказанию помощи безработным, настаивая на необходимости сбалансированного бюджета и «соблюдении прав провинций». Кинг и его партия, не имевшие программы выхода из кризиса и преодоления депресии, потерпели сокрушительное поражение на выборах осенью 1930. Под руководством своего нового лидера Ричарда Бедфорда Беннетта консерваторы получили в парламенте большинство в 31 место. Сразу же после выборов Беннетт провел через парламент закон о выделении 20 млн. долл. для организации общественных работ и оказания содействия провинциям и муниципалитетам. В то же время он существенно увеличил тарифы. И хотя проводимая им политика помогла некоторым фирмам и компаниям, получившим льготные ссуды для организации работ, в целом она серьезно замедлила восстановление экономики после депрессии. В 1932 было заключено соглашение о снижении таможенных тарифов для стран, входящих в Британское Содружество, но это не оказало заметного влияния на внешнюю торговлю Канады.

По мере того как углублялась депрессия, нарастала социальная и политическая нестабильность. В Альберте Партия социального кредита, во главе которой стоял проповедник Уильям Аберхарт, выступавший с проповедями по радио, одержала победу на выборах в 1935; эта партия обещала фермерам – земледельцам и скотоводам, что она установит справедливые цены и кредит, пропорциональный количеству произведенных товаров или оказанных услуг. ФКС призывала к установлению социализма в Канаде. В эти же годы пришли к власти и другие реформистские общественные организации и движения: в Онтарио – либералы, под руководством Митчелла Хепберна выступавшие против Кинга, а в Квебеке – партия Национальный союз под руководством Мориса Дюплесси. Хотя довольно быстро выяснилось, что по сути эти партии являются консервативными и служат интересам предпринимателей, их успех показал, что федеральное правительство консерваторов не принимает достаточных мер для вывода страны из депрессии. Хотя Беннетт создал несколько крупных государственных корпораций, таких, как «Бэнк оф Канада» и Си-Би-Си, это не оказало заметного воздействия на восстановление экономики.

В 1935, в условиях растущего политического давления Беннетт сормулировал свою программу реформ, получившую название «нового курса». Он быстро провел через парламент законодательные акты, облегчавшие получение кредитов для фермеров, создал управление по сбыту природных ресурсов; парламент принял законы о социальном страховании и страховании по безработице, о минимальной заработной плате и ограничении продолжительности рабочего дня. Эти меры встретили поддержку у немногочисленных членов ФКС, но либералы оспаривали их конституционность; они выступили с предположением, что Беннетт специально проводит через парламент законы, которые, как ему хорошо известно, будут отменены в судебном порядке как находящиеся за пределами полномочий федерального правительства. И хотя реформистское законодательство было принято, «новый курс» Беннетта вызвал раскол в среде самих консерваторов. В результате консерваторы потерпели поражение на выборах 1935, и к власти снова пришли либералы под руководством Макензи Кинга.

Новое правительство либералов представило законы, принятые правительством Беннетта, в Верховный суд, который признал большую часть из них не соответствующими конституции, так как в них нарушались прерогативы администрации провинций. Затем Кинг создал специальную комиссию, которая должна была проанализировать вопрос о взаимоотношении федерального правительства и провинций. В докладе этой комиссии, опубликованном в 1940, содержались рекомендации усилить роль федерального правительства в экономике страны, а также возложить на него ответственность за социальное обеспечение в национальных масштабах. В 1940 Кинг добился принятия поправки к Акту о Британской Северной Америке, в соответствии с которой федеральное правительство получило право на создание национальной системы страхования по безработице.

Экономическое развитие Японии в 1919 - 1939 гг. За годы первой мировой войны Япония значительно обогатилась и обеспечила дальнейший рост своей индустрии. Однако послевоенный экономический кризис 1920 - 1921 гг. особенно сильно ударил по Японии в силу ее исключительной зависимости от внешнего рынка. Кризис одновременно высветлил слабые стороны японской экономики:

  • 1) неравномерность развития отдельных отраслей промышленности;
  • 2) отставание сельского хозяйства;
  • 3) появление многочисленных предприятий спекулятивного плана. За годы кризиса японский экспорт упал на 40%, импорт - на 30, уровень промышленной продукции снизился на 20%.

Кроме того, 1 сентября 1923 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Наиболее потерпел район Токио - Иокогама. Погибло 140 тыс. человек, материальные потери оценивались в 5 млрд. иен. Правительство Японии оказало помощь потерпевшим и в первую очередь крупным предпринимателям. Им были отсрочены все виды платежей и выплачены компенсации за причиненный ущерб. Такая помощь стала значительной базой осуществления промышленного подъема Японии.

На протяжении 1924 - 1926 гг. наблюдается быстрый рост строительной, металлургической, судостроительной и других отраслей промышленности, а также торговли. В результате стоимость валовой продукции фабрично-заводского производства увеличилась с 6,6 млрд. до 7,1 млрд. иен. Наибольшие успехи были достигнуты в металлургической, машиностроительной и химической промышленности. Тем не менее, ведущую роль по-прежнему играла хлопчатобумажная отрасль, которая давала свыше 40% всего промышленного производства. Более того, японские изделия успешно конкурировали на мировом рынке с товарами других стран.

За период промышленного подъема (1924 -- 1926) завершается становление японского машиностроения как самостоятельной отрасли. С каждым годом увеличивалось количество двигателей, которые применялись на заводах и фабриках. Так, с 1918 по 1929 г. их мощность возросла более чем в 4 раза и составила 4,5 млн. л.с. Одновременно шел процесс концентрации производства. В 1929 г. на предприятиях, на которых насчитывалось свыше 50 человек, производился 61% всей промышленной продукции.

Японский крупный капитал все более и более укреплял свою гегемонию в самых главных отраслях экономики. Так, концерны Мицубиси и Сумитомо наращивали свои мощности в тяжелой промышленности, Мицубиси и Ясуда - в отраслях кредита и внешней торговле. Процессы концентрации производства и капитала в военный и послевоенный период завершили формирование монополистических объединений в форме семейных концернов - дзайбацу, объединяющих десятки разнообразных предприятий под контролем головной семейной компании, которые охватывали основные отрасли экономики. В отличие от финансово-промышленных монополий Запада дзайбацу образовались не в результате конкурентной борьбы, а путем особых торгово-промышленных привилегий, которые давались государством особым семейным кланам. Тесные связи монополистических объединений с родовыми семействами делали дзайбацу концернами закрытого типа, акции которых не имели широкого хождения.

Характерной чертой дзайбацу была их универсальность. Так, концерн Мицубиси в 20 е гг. контролировал около 120 компаний с общим капиталом в 8900 млн. иен, имея в своем составе железнодорожную, электротехническую компании, а также предприятия в металлургической, горнорудной, судостроительной и хлопчатобумажной промышленности. Дзайбацу поддерживали тесную связь с правящими кругами.

Государство продолжало играть роль крупнейшего предпринимателя и в 20-е гг. Технический уровень государственных предприятий был значительно выше, чем частных. Государство обеспечивало около 2/3 всех инвестиций в экономику страны. Большинство из них предоставлялись дзайбацу.

Тем не менее, экономическое положение Японии было напряженным. Характерным был огромный пассив внешней торговли, что свидетельствовало о слабой конкурентоспособности товаров. Нередко японские предприниматели в целях удержания позиции на азиатских рынках прибегали к экспорту своих товаров по низким ценам.

Промышленный подъем в Японии был недолговечным и непрочным. Уже в конце 1926 - начале 1927 г. началось сокращение объема промышленной продукции. В 1927 г. большинство заводов было недогружено на 1/4. На протяжении 1925 - 1927 гг. количество рабочих сократилось на 10%. Промышленный кризис в марте - апреле 1927 г. дополнился финансовым. Он охватил кредитно-банковскую систему и проявился в банкротстве ряда торговых домов и банков. В то же время укрепилось могущество крупнейших банков. Так, в распоряжении пяти из них (Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумито и Даиити) в 1928 г. находилось 35% всех банковских депозитов страны, а вместе с другими девятью банками - 55% депозитов". Следует учитывать и то, что все более усиливалась зависимость Японии от внешних рынков и источников сырья.

Сельское хозяйство Японии фактически находилось в кризисном состоянии на протяжении 1919 - 1928 гг. Это было основной причиной низкого уровня жизни трудящихся. К тому же японские работодатели стремились получать свои прибыли за счет интенсификации труда рабочих. Все это вело к внутренней политической нестабильности в стране. В результате в марте 1927 г. к власти пришло правительство генерала Танака, разработавшего свой план под названием "Меморандум Танака", в котором предусматривался стратегический курс установления фактически мирового господства японского империализма путем насильственной агрессии. Началом осуществления этого плана должно было послужить нападение Японии на Китай. Однако проявление первых симптомов приближающегося мирового экономического кризиса и обострение внутриполитической борьбы в июле 1929 г. привели к отставке правительства Танака.

Таким образом, 1919 - 1928 гг. стали для Японии периодом поисков путей дальнейшего развития экономики, где тесно переплетались меры силового давления на предпринимателей с поощрением и помощью им. Наибольшие результаты были достигнуты в отраслях тяжелой промышленности, характерной чертой которой была ориентация на производство вооружении.

В конце 1929 г. в капиталистических странах разразился небывалый экономический кризис, который начался в октябре с биржевого потрясения в США. В силу тесных экономических связей между этими странами кризис очень больно ударил по Японии. Он высветлил экономическую слабость и сравнительную отсталость японского капитализма. Валовая стоимость продукции фабрично-заводской промышленности за 1929 - 1931 гг. сократилась с 7,4 млрд. до 5 млрд. иен, или на 32%. Значительно уменьшились объемы производства в угольной, металлургической, хлопчатобумажной отраслях и судостроении.

Еще более тяжелый удар был нанесен сельскому хозяйству, стоимость продукции которого за этот период уменьшилась почти на 60%. При этом следует учитывать, что в Японии сельское хозяйство играло значительно большую роль, чем в других капиталистических странах. Аграрный сектор экономики был в числе первых, который ощутил на себе основную тяжесть упадка. Особенно угрожающее положение сложилось в шелководстве, где было занято около 50% крестьянских хозяйств, а экспорт шелка-сырца достигал 30% японского вывоза за рубеж. В результате кризиса в США - основном импортере японского шелка-сырца - сократился его экспорт, и катастрофически упали цены. Снижение цен на шелк, рис и др. привели к сокращению объема сельскохозяйственной продукции на 40%.

За годы кризиса снизился японский экспорт в целом. В 1931 г. он упал в 2 раза по сравнению с 1929 г. При этом следует учитывать то, что на экспорт поступало около 20% валового национального продукта страны. Сужение как внешнего, так и внутреннего рынка привело к огромному накоплению нереализованных товарных ценностей.

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве отраслей, которые обслуживали внутренний рынок традиционными японскими товарами - национальной одеждой, обувью, зонтиками, керамическими изделиями и др., - промышленный переворот не был еще завершен.

В таких непростых условиях правительственные круги Японии старались найти выход из кризиса, перекладывая основную его тяжесть на плечи трудящихся масс. Практиковалось широкое сокращение рабочих мест. Количество безработных за 1929 - 1933 гг. увеличилось до 3 млн. человек, снизилась заработная плата. Ускорились рационализация производства, его концентрация и централизация, что сопровождалось массовым разорением мелкой и средней буржуазии. Выросла и без того жесткая эксплуатация колоний.

В этой ситуации военно-националистические слои как в правительстве, так и в оппозиции, будучи активными сторонниками агрессивного внешнеполитического курса и милитаризации экономики Японии, высказывали открытые призывы к еще большему усилению этих процессов. Был разработан курс на развертывание военно-инфляционной конъюнктуры. В соответствии с ним были введены эмбарго на вывоз золота и отказ от золотого стандарта иены. Ускоренный выпуск бумажных денежных купюр, не обеспеченных ни золотом, ни товарным эквивалентом, наводнение рынка государственными долговыми обязательствами создавали возможность правительству использовать дополнительные ассигнования на военные нужды. Военное производство приносило японским предпринимателям наивысшие прибыли. Так, за 1932 - 1936 гг. ведущие концерны получили военных заказов на сумму 5,5 млрд. иен, а чистая прибыль японских акционерных компаний с 1931 по 1936 г. выросла в 2,3 раза. Если в 1935/36 бюджетном году доля военных заказов составляла 45% всех бюджетных расходов, то в 1937/38 они достигли 73,5% расходной части японского бюджета.

Таким образом, сложная экономическая ситуация как в Германии так и в Японии в послевоенный период была обусловлена снижением производства промышленности, падением экспорта, что привело к сокращению числу рабочих и росту безработицы.

милитаризация япония германия дауэс

Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны сильно изменилась. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора: Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. в России. Оба фактора станут источником новых социальных потрясений и Второй мировой войны: первый потому, что подобное унижение целой нации не могло не подтолкнуть её к реваншистским настроениям; вторая - поскольку большевики провозгласили своей целью (наряду с строительством социализма) мировую пролетарскую революцию и предпринимали определённые усилия к её скорейшему осуществлению, максимально стимулируя для этого деятельность Коммунистического Интернационала.
Версальский договор поставил Германию в крайне тяжёлое положение, фактически она оказалась в международной изоляции. Этому способствовали как политика держав-победительниц, так и политика Советской России, находившейся в сходном положении и потому ставшей как бы «естественной союзницей» Германии, которая воспользовалась ситуацией и, шантажируя страны-победительницы возможностью складывания немец- ко-советского союза, заставляла их идти на определённые уступки. Другой причиной для Франции, Англии и США желать экономического возрождения Германии было то, что нищая страна, в которую превратилась Германия, просто не могла выплатить возложенные на неё огромные репарации.
В наиболее тяжёлом состоянии оказалась Франция: потеряв своего естественного континентального союзника - Россию, она получила по- соседству потенциально более опасного, нежели до войны противника - Германию. К тому же французов тревожило советско-германское сближение. На протяжении 20 - 30-х гг. Франция будет пытаться исправить ситуацию, создав систему союзов с «малыми» странами Европы (Польшей, Чехословакией, Югославией, Румынией). Однако это не компенсирует «выпадения» России из мировой политики. Всё это - вместе с позицией Англии, имевшей более умеренные взгляды на положение Германии (вызванные нежеланием со стороны Великобритании французского преобладания на континенте), - очень затрудняло достижение основной цели внешней политики Франции - сохранения ситуации в Европе в том виде, в котором она сформировалась после мировой войны.
Единственной страной, которой война принесла положительные изменения, были Соединенные Штаты Америки, превратившиеся из европейского должника в крупнейшего кредитора. В американской внешней политике возникло два направления: традиционное - изоляционистское, - и новое, интернационалистское. Сторонники первого настаивали на отказе от «автоматического» участия в европейских делах и крайней осторожности в вопросах принятия на себя международных обязательств. Сторонники же второго говорили об «исторической миссии» США, которая состоит в том, чтобы нести свет либеральной идеи всем странам и народам. Борьба этих направлений закончилась победой интернационалистов. В итоге межвоенный мир оказался устроен так, что практически ни одна серьёзная проблема европейской политики не могла решаться без американского участия. США продолжали и в мирное время вкладывать средства в Европу, что, в сочетании с политикой протекционизма в отношении европейских товаров, закрывавшей им доступ на внутренний рынок США, также неблагоприятно сказывалось на европейской ситуации.
США предложили свой варианта решения германского вопроса - репарационный план Дауэса, который должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций (и попутно максимально открыть немецкий рынок для Америки). Важнейшей его задачей была стабилизация немецкой марки. Этот план устанавливал размеры платежей Германии и контроль союзников над германским государственным бюджетом, финансами и железными дорогами. В 1929 г. из-за медленного восстановления германской экономики этот план был переработан. Новый план (план Юнга) предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей и ликвидацию иностранных контрольных органов. Принятие плана Юнга имело одно отдалённое, но очень важное следствие: именно во время его утверждения была достигнута договорённость о выводе союзных войск из Рейнской области. Это произошло летом 1930 г. и позволило Гитлеру в марте 1936 года ввести туда немецкие войска.
Первая мировая война вывела в число активных игроков мировой политической арены Японию, ставшую мощной доминантой в Азии и на Тихом океане. На десятилетия отставая от стран Запада в технологическом плане, она нуждалась в колониях, куда могла бы экспортировать свою продукцию, не опасаясь конкуренции западных товаров. Столкновение интересов с США и Великобританией привело к разрыву англо-японского союза в 1921 г.; что же касается США, то для них Япония никогда и не переставала быть потенциальным врагом. Всё это привело к сближению Японии с Германией, следствием чего стал их союз во Второй мировой войне.
Все 20-е годы прошли под знаком проблемы долгов союзников друг другу и репарационных выплат, которые они должны были получить с Германии. Главным кредитором были США, а основными должниками - Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. Переговоры по этому вопросу продолжались четыре года (с 1922 по 1926 г.) и завершились соглашением, предусматривавшим возвращение 2,6 млрд. долл., то есть чуть более четверти изначально запрошенной Штатами суммы.
Что касается проблемы репараций, то и здесь между союзниками существовали серьёзные противоречия, и, прежде всего, в вопросе зависимости межсоюзнических долгов от выплат немецких репараций: Франция считала их жёстко взаимосвязанными и предполагала выплачивать свои долги из того, что она получит с Германии, а США и Британия считали германские репарации отдельной проблемой. Многочисленные попытки добиться компромисса в этом вопросе к успеху не привели, и 26 декабря 1922 г. репарационная комиссия тремя голосами против одного констатировала факт невыполнения Германией её репарационных обязательств и вследствие этого объявила Германии дефолт, что (по Версальскому договору) давало право Франции оккупировать Рейнскую зону и Рур. Тем временем в Германии росли социальное неравенство и безработица. На обычную в таких условиях социальную напряженность накладывались антивер- сальские настроения: немцы обвиняли великие державы в намерении окончательно разорить страну репарациями. Разрядке ситуации не способствовало и стремление коммунистов подчинить эти антиправительственные и антииностранные настроения и направить в революционное русло. Всё это сопровождалось ростом антисемитизма, отчасти спровоцированного притоком в Германию богатых еврейских эмигрантов из Польши (где при режиме Пилсудского антисемитизм стал едва ли не государственной политикой), поскольку эта эмиграция совпала с ухудшением экономической ситуации в Германии.
Оккупация Рейнской зоны накалила ситуацию до предела, что вылилось в вооруженные восстания и выступления как левых, так и правых сил, которые, впрочем, были плохо подготовлены и подавлены. В итоге в стране было введено чрезвычайное положение. Великобритания и США обвинили в обострении ситуации в Германии Францию и поставили её перед угрозой изоляции, подписав с Германией в конце 1923 г. соглашения о предоставлении ей займов. Отныне в своём противостоянии с Францией Германия твёрдо могла рассчитывать на помощь Лондона и Вашингтона.
Потрясения, вызванные последствиями Первой мировой войны, улеглись к 1924 г. В это время в мире начинают происходить важные перемены, связанные с изменением роли и места социал-демократического движения в общественно-политической жизни государств. Это проявлялось «вхождением во власть» социал-демократических партий и усилением влияния идей реформизма в рядах социал-демократии. Оба эти момента являлись как следствием, так и причиной того, что теория и практика социал-демократических партий всё больше приобретали реформистскую направленность с акцентом на постепенное мирное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Своей главной задачей лидеры социал-демократии считали участие в работе парламентской системы и перестройку капиталистической экономики путём «равноправного делового сотрудничества» между рабочими и предпринимателями, а также с помощью принятия социального законодательства.
Представители же коммунистических партий абсолютизировали тенденции острого кризиса капитализма, на основании чего требовали немедленной вооружённой и бескомпромиссной борьбы за власть. Большинство этих партий, объединённых в Коммунистический интернационал (Коминтерн), находились под сильным влиянием ВКП(б), что служило причиной подобной позиции.
Изменение роли социал-демократии в политической жизни европейских государств было свидетельством нарастающего кризиса традиционных форм государственности в послевоенном развитии Европы. Однако если в странах со сложившимися традициями буржуазной демократии этот процесс шел достаточно мирно, то в странах, где демократические традиции ещё не успели укорениться, либерально-реформистский путь оказался крайне затруднённым, или и вовсе невозможным. Здесь место социал- демократии часто занимали реакционные массовые движения, что в итоге привело к ликвидации буржуазной демократии и установлению тоталитарной диктатуры различного толка (фашизма) или других, более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов.
В целом можно сказать, что в 20-е годы наметились две тенденции в политическом развитии государств: либерально-реформистская (основанная на дальнейшем развитии парламентской демократии, осуществлении реформ и привлечении в высшие органы власти лидеров социалистических или социал-демократических партий); тоталитарная, связанная с установлением фашистских и других диктаторских режимов.
Экономическая стабилизация 20-х гг. закончилась в «черную пятницу» 24 октября 1929 г. обвалом нью-йоркской фондовой биржи, который стал результатом сильнейшего кризиса перепроизводства, названного «великой депрессией» и охватившего не только США, но и Западную Европу. Причина такого быстрого распространения кризиса в том, что после окончания Первой мировой войны США фактически превратились во всемирного кредитора, и экономики других капиталистических стран более или менее оказались «завязаны» на американскую экономику, крах которой ударил и по ним. Поскольку кризис охватил весь капиталистический мир, то ни одна страна не могла выйти из него и за счёт экспорта. Кризис сказался и на международных отношениях - именно в эти годы начался крах версальско-вашингтонской системы мира.
Непосредственными причинами кризиса стали: 1) биржевые спекуляции, которые привели к тому, что продажный курс акций стал значительно превышать их реальную стоимость; 2) «банковский бум» 20-х годов, когда практически в каждом городке существовал собственный банк, чаще всего организованный по принципу «финансовой пирамиды». Обвал нью- йоркской фондовой биржи привёл к резкому падению рыночной стоимости ценных бумаг. Параллельно нарастал кризис и в банковской сфере, поскольку многие стремились забрать свои сбережения - это привело как к массовому обрушению «пирамид», так и небольших честных банков.
«Великая депрессия» привела к свертыванию производства и сокращению посевных площадей. Кризис охватил все отрасли экономики всех капиталистических стран мира. Ситуацию усугубляло и резкое ухудшение материального положения пролетариата и среднего класса, что привело к взрыву классовой борьбы, проявившейся в массовом стачечном движении и в повороте к созданию Народных фронтов.
Выходом из кризиса стал государственно-монополистический капитализм, развитие которого шло по двум основным направлениям - буржуазно-реформистскому и фашистскому.
Буржуазный реформизм. Наиболее ярко политика буржуазного реформизма проявилась в США, где её кульминацией стал «новый курс» президента Ф. Рузвельта, в котором меры государственного регулирования экономики сочетались с социальными реформами. Концепция государственного вмешательства в экономику была детально разработана уже накануне Первой мировой войны, которая лишь подтвердила её правильность. Однако после войны США от неё отказались. В странах, где была проведена политика буржуазного реформизма, она, усилив влияние государства на различные сферы жизни, стала реальной альтернативой тоталитаризму, смягчив, а потом и ликвидировав социальные последствия мирового экономического кризиса. По этому пути пошли государства с высоким уровнем развития национальной экономики, стабильной социальной структурой и давно сложившимися политическими институтами.
Программа Рузвельта в общем выразилась в четырёх законах: о восстановлении национальной промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях и о социальном обеспечении. Закон о промышленности устанавливал право государства вмешиваться в дела частных промышленников. Целью этого вмешательства было прекращение перепроизводства путём сокращения выпуска товаров. Закон обязывал предпринимателей признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, которые защищали бы права рабочих и предусматривал организацию крупных общественных работ за счёт государства, что должно было уменьшить безработицу. Закон о сельском хозяйстве помог избежать затоваривания рынка путём повышения цен на продукты и сырьё, сокращения посевных площадей и уменьшения поголовья скота. Закон о трудовых отношениях также предписывал капиталистам признавать профсоюзы и устанавливал наказание за преследование профсоюзных организаторов и другие виды борьбы с профсоюзами. Закон о социальном обеспечении впервые в американской истории вводил государственную систему пенсий и пособий.
Преобразования Рузвельт начал с «оздоравливания» финансовой системы государства. Были закрыты все банки. После проверки разрешение на возобновление работы и получение правительственных займов получили только те из них, которые доказали, что проценты по вкладам они выплачивают из доходов, получаемых благодаря вложению средств вкладчиков в производство и акции. Отмена золотого стандарта и девальвация доллара увеличили финансовые ресурсы государства и стали основой для проведения дальнейших реформ.
Другим вариантом выхода из кризиса стал фашизм. Процесс его возникновения шёл в различных странах по-разному. Но решающими всё же можно назвать 1922 - 1923 гг., когда в разных странах проявились его сходные черты и своими проявлениями он привлёк к себе всеобщее внимание. Но прежде чем говорить о фашизме, следует остановиться на понятии «тоталитаризм», частным случаем которого он и является. Характерными чертами тоталитарного режима являются: наличие в стране единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером; ограничение прав и свобод граждан во всех сферах, при этом законы на стороне государства, а не личности; существование официальной идеологии, обязательной для признания всеми гражданами; монополия государства на средства массовой информации и вооружение; система террористического полицейского контроля (когда человек может быть подвергнут «превентивному заключению», то есть быть заключённым под стражу не по приговору суда, а по подозрению в совершении преступления, или даже по подозрению в возможности или замысле противоправного деяния); централизованная система контроля и управления экономикой со стороны государства.
В 30-е годы в разных странах Европы фашизм находился на разных ступенях развития. В целом, можно выделить 4 группы государств: 1) страны, в которых фашистское движение не оказало особого влияния на буржуазно-демократическую систему государственности. В основном это страны с устоявшимися демократическими традициями (Англия, Франция, США, Бельгия, Ирландия, Норвегия, Бразилия и др.); 2) страны, где фашистское движение привлекло на свою сторону некоторую часть населения и проникло в местные и центральные органы власти (Дания, Нидерланды, Финляндия); 3) государства, где фашистские партии и организации участвовали на равных в правительствах военных и военно-монархических диктатур (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния и Югославия); 4) страны, где фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства. Их было четыре: Германия, Италия, Португалия и Испания. До середины 30-х годов моделью служила фашистская система Италии. С установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней.
При всех различиях в программах, идеологии, политических структурах фашизм представляет собой единый исторический феномен.
Наиболее серьёзные последствия имел приход фашистов к власти в Германии в январе 1933 года. Причин победы национал-социалистов было несколько. Во-первых, в период мирового экономического кризиса германский рейхстаг (парламент) быстро терял доверие избирателей, не будучи в состоянии предложить им выход из создавшейся ситуации. В этих условиях росло влияние радикальных партий - национал-социалистов и коммунистов. Левое движение Германии (коммунисты и социал-демократы) находилось в состоянии жесточайшей оппозиции друг другу и не смогло в нужный момент объединить усилия и сплотиться против фашизма. Произошло это потому, что немецкие коммунисты находились под сильнейшим влиянием сталинской ВКП(б) и разделяли её тезис о том, что «социалисты для нас сейчас опаснее, чем фашисты» (поскольку стоят за мирную эволюцию капитализма, «размывая» рабочее движение). Неоднократные призывы социал-демократов к объединению перед лицом фашистской опасности остались без ответа. Во-вторых, одним из наиболее привлекательных для немцев пунктов программы Гитлера было требование отказа от унизительного для Германии Версальского договора. В-третьих, парадоксально, но пост канцлера был предложен Гитлеру именно из опасения возникновения диктатуры - но диктатуры левой. Гитлер же, в сравнении с коммунистами, грозившими мировой революцией, выглядел достаточно безопасным.
После прихода нацистов к власти произошла быстрая консолидация сторонников тоталитарного режима и ликвидация политической системы Веймарской республики: 1) самораспустились или были запрещены все (кроме НСДАП) партии и профсоюзы; 2) было отменено самоуправление земель и началась административная централизация; 3) партийные органы НСДАП стали выполнять государственные функции и в конечном счёте слились с госаппаратом. При этом партия опиралась не только на мощный и разветвленный карательный аппарат и тотальный идеологический контроль, но и на многочисленные общественные организации.
Мировая тенденция усиления государственного влияния в экономике проявилась и в Германии. С 1934 г. управление экономикой было коренным образом изменено: 1) все предпринимательские союзы перешли в введение министерства экономики; 2) была создана общеимперская экономическая палата; 3) военное производство, ставшее главным условием экономического подъёма и ликвидации безработицы, выделялось в отдельную группу. В 1936 г. в стране был принят «четырехлетний план» развития экономики. Главной целью плана стало создание собственной сырьевой базы и подготовка экономики и армии к войне, что свидетельствовало о выходе Германии из кризиса.
Приход фашистов к власти сильнейшим образом отразился и на международных отношениях. Национал-социалисты получили власть под лозунгами ревизии Версальского порядка и были намерены претворить эти лозунги в жизнь. Главной задачей своей внешней политики Гитлер полагал реализацию «национального самоопределения немцев» (в том виде, как он это понимал). Но Германия не могла позволить себе вступить в конфликт сразу со всеми государствами, не разделявшими её планов. В первые годы пребывания национал-социалистов у власти немецкая внешняя политика строилась, во-первых, на мирных отношениях Германии со всеми соседями на двусторонней основе, и, во-вторых, на неприятии существующего мирового порядка в целом. В русле этой же политики Германия нормализовала отношения с СССР. Этот дружеский жест в отношении СССР был сделан на фоне антикоммунистических репрессий внутри Германии, на которые, впрочем, никакой официальной реакции со стороны советского правительства не последовало. Причиной подобной позиции СССР, вероятно, было опасение оказаться в условиях войны на два фронта - против Японии в Азии и против Германии в Европе, что вынуждало советское руководство проявлять крайнюю осторожность в своих внешнеполитических шагах.

Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны Шефов Николай Александрович

Россия между мировыми войнами

Россия между мировыми войнами

Подписанный в 1919 году без участия России Версальский мирный договор завершил Первую мировую войну. Он стал триумфом западной англо-романской цивилизации. В Версале она единолично вершила судьбы мира, оставив за бортом таких крупнейших игроков, как Германия и Россия. Впрочем, «стратегия эгоизма» западных союзников по отношению к царской России оказалась близорукой. Экономя на своих усилиях по отношению к восточному партнеру, Англия и Франция получили взамен жесткую и непримиримую Советскую Россию, сумевшую нарушить гегемонию западного мира. Униженные и восставшие из руин два исполина - Германия и СССР - взорвали старый миропорядок в момент, когда, казалось, ему уже ничто не угрожало.

В Первую мировую войну русская армия потеряла погибшими 1,7 млн чел. (убитые, умершие от ран, газов, в плену и т. д.). Общие же ее потери составили 7,036 млн человек. Война стоила России 25 млрд долларов. Наряду с материальными потерями была нанесена глубокая моральная травма нации, впервые за многие столетия потерпевшей столь жестокое поражение. Боль о растраченных впустую жизнях, мужестве, преданности долгу и идеалам вызвала сильную национальную трагедию. Она стала одной из причин мощных внутренних потрясений России и отчаянных попыток населения страны устроить свою жизнь заново.

После Первой мировой войны Россия и Германия оказались отброшенными в разряд второстепенных держав. Страны-изгои, оказавшиеся за бортом Версальской системы, нуждались друг в друге не только по причине общего несчастья. СССР испытывал нужду в немецкой технике. Германия нуждалась в советских рынках сбыта, сырье, а также территориях для закрытых испытаний своей новой военной техники, на производство которой накладывал ограничения Версальский договор.

Период тесного германо-советского сотрудничества прервался в 1933 году, когда к власти в Берлине пришел Гитлер с его резко антикоммунистической позицией. При нем начинается стремительное открытое наращивание военного потенциала Германии. С 1934 по 1940 год военное производство увеличилось там в 22 раза, а численность вооруженных сил более чем в 35 раз (с 100 тыс. до 3,7 млн чел.).

В Москве с беспокойством взирали на рост германской военной мощи и пытались максимально использовать этот период для укрепления обороноспособности. Впрочем, задача резкого наращивания советского военного потенциала была не нова. Ее появление совпало по времени с началом мирового экономического кризиса (1929), давшего старт новой гонке вооружений в Европе.

В этот период Советский Союз практически не имел реальных союзников, за исключением Монголии. После крушения надежд на мировую революцию большевики оказались один на один с враждебным миром. Им пришлось опираться в своей деятельности на ресурсы России и ее народа.

Опора на собственные силы в условиях далеко не дружественного окружения возрождала в советском государстве тех лет элементы давно ушедшей эпохи Московского военного лагеря с ее первостепенными задачами национальной обороны, которым подчинялась жизнь всех слоев общества. Этой цели - выстоять вопреки всему - служила и господствующая коммунистическая идеология. Ее мессианство было явно сродни теории «Третьего Рима» - быть в окружении враждебного мира и нести праведную идею.

При враждебных отношениях с миром капитала экономическая слабость СССР могла обернуться консервацией технико-экономической отсталости и возможной потерей независимости. Поэтому стремление большевиков поскорее сделать свою страну промышленно развитой диктовалось не только марксистскими догмами, но и конкретной обстановкой того периода. Подчинив жизнь страны суровой логике борьбы за выживание, сталинский СССР вступает на путь Не только идеологического, но и экономического соревнования с капиталистическим Западом.

Большевизм, захвативший власть в экстремальных условиях войны и разрухи, воссоздал в новых исторических условиях мобилизационную модель экономики. Логическим завершением этой системы стал сталинский строй 30-х годов, в котором зримо проступают черты петровской России. Характерными чертами этого строя были: ставка на техническую модернизацию, милитаризация хозяйства и подчинение всех слоев общества нуждам государства. Именно эта система позволила в конечном итоге переломить начавшийся с Крымской войны период военных неудач России и вывести страну в разряд сверхдержав.

Суть советской индустриализации 30-х годов сжато выразили слова Сталина: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Этот лозунг безотказно действовал на глубинные инстинкты национального самосохранения, выработанные многими столетиями тяжелой борьбы России за независимое существование.

Индустриализация стала средством преодоления не только технического отставания, но и чувства национального унижения, вызванного поражением страны в мировой войне. По мнению политэмигранта С. Дмитриевского, советские руководители той эпохи «боролись не столько за отвлеченные принципы, сколько за родную землю, за ее независимость, богатство, мощь… Коммунизм был для них не столько целью, сколько орудием национальной борьбы…».

В 30-е годы ценой невиданного напряжения сил и лишений Советский Союз резко увеличил свой экономический и военный потенциал. СССР придал русскому могуществу новое измерение. Теперь во главе государства стоял не мягкий Николай II, а жесткая, прагматическая власть, сумевшая путем террора и новой идеологии обеспечить единство общества и модернизацию страны.

По глубине изменений 30-е годы не имеют себе равных в российской истории. «Это были дни, когда возвращавшиеся не узнавали покинутых улиц, насиженных мест. Так быстро менялся облик земли», - такими видел эти годы писатель Иван Катаев. За десять лет в СССР появились целые новые отрасли, оснащенные передовой (в основном импортной) техникой. Они производили станки, автомобили, самолеты, трактора, комбайны. Только в Первую пятилетку было введено в строй 1500 индустриальных объектов. Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Горьковский и Московский автозаводы - таков перечень важных строек.

За две пятилетки национальный доход страны увеличился почти в три раза. Еще быстрее росли показатели промышленного производства. Так, выплавка стали поднялась с 4 до 17,7 млн т, добыча угля - с 35,4 до 128 млн т. Была ликвидирована неграмотность. В результате окончившие школу новобранцы начала 40-годов могли быстрее и увереннее овладеть военной техникой, чем их сверстники времен Первой мировой войны.

Темпы экономического развития СССР в 1928–1940 гг. (1928 - 100 %)

В течение одного десятилетия Советский Союз совершил то, что не могла сделать Россия за предшествующие столетия - обошел Францию, Германию и Великобританию по основным экономическим показателям. Преодоление серьезного технического отставания от Запада позволило СССР устранить традиционную «ахиллесову пяту» русской армии со времен Крымской войны.

Развитие промышленного производства в некоторых странах Европы в 1929–1937 гг. (1929 г. - 100 %)

Заложенная в те годы индустриальная база во многом обслуживала рост военного могущества СССР, став его материальной основой. Пожалуй, никогда еще со времен Петра Великого жизнь страны не была так подчинена нуждам вооруженных сил и военной индустрии. Фактически в тот период страна жила в режиме мобилизационной экономики, призванной ускорить развитие оборонной промышленности.

Подобный приоритет обеспечил значительный рост производства вооружений. Например, если перед Первой мировой войной Россия уступала передовым странам в развитии самолетостроения, то к концу 30-х СССР пятикратно увеличил выпуск самолетов и занял первое место в мире по их производству (10 тыс. в 1939 г.). Особенно быстро рос выпуск военной продукции в 1939–1941 годах. Так, в 1940 году ее объем увеличился по сравнению с 1939 годом более чем на одну треть. За тот же период численность армии выросла в 2,8 раза и достигла 5,3 млн человек.

В этот же период нарком обороны СССР С. К. Тимошенко и начальник Генштаба РККА Б. М. Шапошников направили Сталину записку по основам стратегического развертывания советских вооруженных сил на 1940–1941 гг. В ней прямо говорилось о возможной в данный период оборонительной войне на два фронта. Против Германии (поддержанной Италией, Финляндией и Румынией) - на западе и Японии - на востоке. Таким образом, советская военная доктрина предусматривала вариант двустороннего удара по СССР на западных и дальневосточных границах. Это существенно отличало положение страны от ситуации накануне Первой мировой войны.

В целом, советское руководство достаточно серьезно учло негативный опыт Первой мировой войны. Введение жесткого государственного регулирования и контроля над экономикой исключало возникновение в массовом масштабе безнаказанных хищений, коррупции, спекуляции и других язв, которыми страдал тыл царской России времен Первой мировой. В стране была проведена и широкая моральная подготовка общества к войне, чего не делалось перед 1914 годом. Подобная задача облегчалась тем, что, в отличие от дореволюционного общества, население СССР, дважды испытавшее агрессию с Запада (в период Первой мировой и Гражданской войн), не питало миролюбых чувств к Европе.

Военное производство в Германии и СССР в первой половине 1941 г.

* Рассчитано по среднемесячному производству.

Наращивая мощь вооруженных сил, СССР сумел добиться значительных количественных показателей. По оснащенности армии техникой (за исключением автомобилей, автоматического оружия и др.) он в целом не уступал Германии. Но немалую часть советской военной техники (танков, самолетов) составили устаревшие образцы. Новые конструкции только начинали поступать на вооружение. Слабым местом военной промышленности СССР было отставание в выпуске боеприпасов, без достаточного количества которых впечатляющее число «стволов» остается лишь «бумажным тигром». По некоторым данным, к июню 1941 года Красная Армия имела почти вдвое меньше боеприпасов, чем германские войска.

Существенно отставала Красная Армия от немецкой по уровню подготовки войск, штабов и комсостава. Проблема подготовки военных кадров была, пожалуй, одной из самых острых.

Серьезный удар по ним нанесли чистки в армии, которые отчасти снизили уровень командного звена и оказали на него деморализующее воздействие. Падению качества комсостава способствовал и установившийся после революции разрыв в традициях воспитания профессиональных военных, над которыми к тому же тяготел во многом бесполезный и даже вредный опыт Гражданской войны. Ослабляла подготовку армии и введенная в 20-е годы смешанная система комплектования. Наряду с небольшой кадровой армией существовали и территориальные войска. В них рядовой и часть командного состава привлекались к военному обучению лишь периодически (на военных сборах и т. д.). Уровень подготовки там был на порядок ниже, чем в кадровых частях. Многие не имели ни представления о современном бое, ни опыта взаимодействия с танками и артиллерией.

От территориальной системы комплектования СССР полностью отошел лишь к 1939 году. В том же году был принят Закон «О всеобщей воинской обязанности». Он закрепил кадровый принцип формирования вооруженных сил и отменил классовые ограничения при призыве на военную службу. Однако успешно подготовить кадровую армию к овладению новой техникой и ведению современной войны советское руководство не успело.

Эффективное соединение человека с техникой приобретало в тот период решающее значение. 30-е годы стали переломным периодом в развитии военного дела, когда новые технические средства (танки, автомашины, авиация) революционизировали войну, придав ей невиданные ранее скорости и возможности.

Подвижные танковые и авиационные соединения, оснащенные мощным вооружением (пушками, пулеметами, бомбами), могли осуществлять быстрые глубокие прорывы неприятельской обороны и наносить удары по основному нерву массовых армий - тыловым коммуникациям. Активное использование авиации позволило войне заполнить воздушное пространство, сделав уязвимым уже и глубокий тыл. Разгром коммуникаций и баз снабжения дезорганизовал армию противника, парализуя ее действия и волю к сопротивлению.

Немцы сумели успешно применить теорию молниеносной механизированной войны. Они первыми мере воспользовались преимуществами новой техники, успешно отработав на практике ее ошеломляющее воздействие. Это дало вермахту неоспоримое преимущество на первых этапах Второй мировой войны.

Наличие такого превосходства позволяло Гитлеру с должным основанием заявлять: «Наши танковые войска и военно-воздушные силы… достигли в настоящее время такого технического совершенства, какого нет ни в одной стране мира. Их стратегический потенциал в боевых действиях обеспечивается должной организацией и опытным руководством, каких не имеет никакая другая страна». Большое значение германское руководство уделяло пропаганде, которая играла огромную роль в дезорганизации противника и подавлении его воли к сопротивлению. Кроме того, Германия имела довольно развитую сеть агентуры, а также своих агентов влияния в странах, на которые собиралась нападать.

Германское руководство эффективно внедрило в жизнь новую военную стратегию, предполагавшую достижение успеха за счет маневренных механизированных соединений и четкого взаимодействия пехоты, танков и авиации. В целом по степени оснащенности современным оружием и особенно по уровню подготовки германские вооруженные силы в начале Великой Отечественной войны превосходили Красную Армию.

В данный период основной практический боевой опыт советские вооруженные силы получали на Дальнем Востоке, где им пришлось воевать, защищая свои границы.

Из книги Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть вторая. В советское время автора Солженицын Александр Исаевич

Глава 17 – В ЭМИГРАЦИИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ В результате Октябрьского переворота и Гражданской войны сотни и сотни тысяч российских граждан эмигрировали – отступили с боями или бежали. Здесь был и весь выживший боевой состав Белой армии, и часть казачества. За

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 2 МИР В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Из книги Если бы не генералы! [Проблемы военного сословия] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Между двумя мировыми войнами Война окончилась, и Мехлис демобилизуется из армии, хотя уже занимал в ней пост, позволявший сделать стремительную карьеру. Скажем, Я.Б. Гамарник в 1920 году имел такую же должность, как и Мехлис - комиссара, но 58-й дивизии. Остался Яков Борисович

Из книги Русско-украинские войны автора Север Александр

Глава 5 МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ На Украине еще продолжалась Гражданская война, когда оказавшиеся в эмиграции лидеры украинских националистов начали дискуссию на тему: кто виноват в том, что не удалось сохранить независимость Украины. Причину отыскали быстро -

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Япония между первой и второй мировыми войнами Итоги первой мировой войны были выгодны для Японии. Ее экономика развивалась, внешняя торговля завоевывала все новые рынки, особенно в Азии, куда сильно сократился поток товаров из Европы. Хотя в самой Японии вскоре после

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

22. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ В результате первой мировой войны и крушения старых европейских империй радикально обновилось лицо Восточной Европы: на ее карте появились национальные государства, определявшие новый политический порядок в этом регионе. Хотя

Из книги КГБ против МИ-6. Охотники за шпионами автора Красильников Рэм Сергеевич

Из книги Между Гитлером и Сталиным [Украинские повстанцы] автора Гогун Александр

1.1. Украина и УВО-ОУН между двумя мировыми войнами «…Несколько десятков тысяч украинских колхозников всё ещё разъезжают по всей европейской части СССР и разлагают нам колхозы своими жалобами и нытьём». Из письма Сталина Молотову и Кагановичу, 18 июня 1932 г. «Центром

Из книги Терроризм. Война без правил автора Щербаков Алексей Юрьевич

Глава 6 Между мировыми войнами По сравнению с концом XIX – началом ХХ века период между мировыми войнами не слишком богат на террористические организации. Наступило время массовых движений. Анархизм продемонстрировал свою полную бесплодность. На фоне таких движений, как

Из книги История Чехии автора Пичета В. И.

§ 2. Чехословацкая республика между первой и второй мировыми войнами Общая численность населения образовавшегося Чехословацкого государства превышала 13, 6 млн. человек, из которых 8761 тыс. было чехов и словаков, 3123 тыс. - немцев, 745 тыс. - мадьяр, 462 тыс. - украинцев,

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Пешки в чужой игре [Тайная история украинского национализма] автора Бердник Мирослава

Глава 3. Между мировыми войнами «Гетман Украины в изгнании» После бегства в Германию в декабре 1918 года Павел Скоропадский получил аккредитацию, как «гетман Украины в изгнании». Ему была назначена ежегодная пенсия в размере 10 тысяч марок и предоставлена роскошная вилла в

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Западноукраинские земли между двумя мировыми войнами В начале 20-х годов вне границ Советской Украины на территории 146 тысяч квадратных километров проживали 6,6 миллиона украинцев - в составе Польши, Румынии и Чехословакии. В сентябре 1921 года восточная Галиция была

Из книги Человек, который дал имя Государству автора Ашкинази Леонид Александрович

2. Между мировыми войнами Практическая работа увлекательна, и, занимаясь ею, мы иногда упускаем возможность что-то полезное прочесть, о чем-то подумать. И понятно почему - приятнее делать то, что дает выход немедленно, работу, результат которой виден. А чтение книжек, а

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 2 Мир в период между двумя мировыми войнами

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Международные отношения между двумя мировыми войнами Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели

Такая конференция была проведена в Вашингтоне в конце 1921 – начале 1922. Согласно ее решению , устанавливалась определенная пропорция предельного тоннажа линейного флота: США – 5, Великобритания – 5, Япония – 3, Франция – 1,75, Италия – 1,75. Установлен был также предельный тоннаж линкоров и авианосцев. Число крейсеров не ограничивалось, но договором предусматривались максимальные нормы их водоизмещения – 10 тыс. т и предельный калибр артиллерии – 203 мм. Договоры, заключенные на конференции, действовали до 1936, когда Япония сочла себя свободной от принятых обязательств. Фактически к этому времени произошли фундаментальные изменения в военно-морских технологиях и доктринах . Первая мировая война была последней войной, в которой исход морского боя решала крупнокалиберная артиллерия. В последующие 20 лет на первое место в качестве средства ведения войны на море выдвинулись самолеты, базирующиеся на плавающих аэродромах – авианосцах, хотя многие осознали это до конца только в ходе Второй мировой войны.

Все эти 20 лет Великобритания сохраняла

положение ведущей морской державы. США с 1936 начали быстро наращивать свои ВМС. От США старалась не отстать Япония. Германия приступила к созданию нового флота и построила большое количество подводных лодок. Вторая мировая война . В морских сражениях этой войны принимали участие уже не только линкоры, крейсеры и миноносцы, но также самолеты и подлодки. Основой флотов становились авианосцы. Так , в сражении у атолла Мидуэй американские палубные истребители, бомбардировщики и самолеты-торпедоносцы нанесли потери значительно превосходящему японскому флоту. Поражение японского флота изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу США. Объединившись у Филиппин осенью 1944 , силы американского флота стали готовиться к вторжению в Японию. Однако атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и разгром советскими войсками Квантунской армии вынудили Японию капитулировать.

В Атлантике, как и в Первую мировую войну, большую опасность для океанских коммуникаций, связывающих США и Великобританию, представляли немецкие подлодки. Союзники вновь прибегли к формированию конвоев, охраняемых эсминцами. Кроме того

, английская разведка сумела узнать шифр, с помощью которого немецкое командование передавало по радио приказы командирам подлодок, что позволило обходить опасные районы. 6 июня 1944 союзники начали самую крупную в истории десантную операцию на побережье Нормандии. Она положила начало открытию Второго фронта в Европе в дополнение к развернувшемуся наступлению советских войск на Восточном фронте. После нормандской десантной операции роль союзного флота свелась к доставке предметов материально-технического обеспечения из США в Европу . Период после Второй мировой войны . После войны Германия, Япония и Италия были лишены военного флота, а флот Франции нуждался в восстановлении. Благодаря своей мощной судостроительной промышленности США за время войны обогнали Великобританию и заняли место ведущей морской державы. Однако под давлением общественности, требовавшей сокращения армии и скорейшего возвращения домой американских солдат, большое число боевых кораблей было переоборудовано в транспортные , и в 1945 – 1946 они доставили 2 млн. военнослужащих в США с бывших фронтов Второй мировой. Строительство боевых кораблей сверх имевшихся 10 тыс. было приостановлено, и еще 2 тыс. исключены из боевого состава флота. Двигатель