Римский царь сервий туллий. Реформы сервия туллия

Сентябрь 22, 2018

Еще будучи мальчиком, Сервий попал в дом древнеримского царя Тарквиния Приска в качестве раба, ставшего слугой. Его отец погиб в одном из боев с римлянами, а мать попала к римлянам в плен. В легендах говорится о том, что она, возможно, была знатного происхождения, поэтому царица Танаквиль приблизила женщину к себе. Мальчика в семье полюбили, дали ему хорошее образование и относились как к младшему родственнику, а не как к прислуге. Повзрослевший Сервий впоследствии даже стал зятем Тарквиния Древнего, женившись на его дочери.

Сервий Туллий

Поначалу трагическую смерть древнеримского правителя от рук убийц скрывали от народа. Его жена Танаквиль распорядилась наглухо закрыть дом, а сама из окна обратилась к собравшейся толпе с речью. Она сказала, что царь обязательно поправится, так как рана неглубокая, а пока распоряжения от его имени будут передаваться через Сервия Туллия. За несколько дней будущий древнеримский царь, шестой по счету, смог упрочить свое положение в избранных кругах, после чего было решено объявить о смерти Тарквиния. Сервий не избирался всенародно. Занять царское кресло ему помогла Танаквиль, по-матерински полюбившая юношу.

Избежать ненависти подросших царских сыновей и участи своего предшественника Сервий Туллий попытался, выдав замуж за юношей двух дочерей. Но избавиться от вражды, предательства и зависти ему так и не удалось. Впоследствии Туллия-младшая сыграет роковую роль в судьбе отца, задумывая и принимая непосредственное участие в нешуточных интригах за его спиной. В конечном итоге, Сервий Туллий будет прилюдно убит заговорщиками во главе со своим зятем , а его дочь – Туллия-младшая – на колеснице проедет по телу своего отца!

Туллия-младшая направляет колесницу на тело своего отца

Шестой древнеримский царь правил с 578 по 535г. до н.э. Сервий больше уделял времени государственному устройству и строительству, нежели войнам. В результате, реформы Туллия поспособствовали упрочнению государственного строя. Им было создано:

  • Сервиево законодательство;
  • центуриатная реформа, разделившие население Рима на городские и сельские трибы – родовые объединения были заменены территориальными округами.

Кроме всего прочего, появились имущественные классы и электоральные группы. Аристократия стала определяться не по родству, а по богатству. Бедняки же составляли отдельный класс, представители которого не могли принимать участие в голосовании и не несли военную службу. Но их позволялось выкупать из рабства, освобождая от зависимости, что сказалось на уважении народа к царю, который самолично участвовал в процессе.

Сервиева стена

По легенде, в период правления Туллия была возведена , окружившая семь холмов Рима. Но исследования сохранившихся участков строения свидетельствуют о строительстве стены в IVв. до нашей эры, хотя именно эти развалины могли сохраниться уже после ее реконструкции. Руины крепостной стены встречаются сегодня в нескольких исторических районах Рима.

Происхождение и избрание на царство

Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствии войсками под предводительством . В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиле - жене римского царя. Сервий Туллий рос при царском дворе, пока с ним не случилось чудо: однажды, когда он спал в , яркое пламя короной охватило его голову. Танаквила увидела в этом событии знамение и посоветовала царю Тарквинию Приску обратить внимание на мальчика и дать ему хорошее образование. Сервий Туллий действительно проявил большие способности и стал любимцем царя, и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями , Танаквила сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и . Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм и учредил союзные праздники. тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к , но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в . Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

Государственные реформы

С именем Сервия Туллия римская связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ - реформа, в соответствии с которой родовые были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 86 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по ). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по . Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных . Всего таких комиций было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центуриев 1 класса и 20 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования. Таким образом, была утверждена богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на , и .

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена ), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium ). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине .

Сервию Туллию приписывается реформа (он первый в Риме начал чеканить . Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примера в он выкупал бедняков из рабства и освобождал от зависимости - эта процедура носила название nexum . Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Сыновья Тарквиния Приска и гибель Сервия Туллия

Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку

Надеялись захватить господство над городом. Но, вопреки их расчётам, монархический сан получили не они, а Сервий Туллий, который, по преданию, был царский сын, родившийся в рабстве. Тарквиний Древний за добродетели и дарования сделал Сервия Туллия своим зятем. После смерти Тарквиния Сервий занял престол, благодаря хладнокровию и сообразительности жены убитого царя, Танаквилы. Народ радостно одобрил его выбор. Счастье чрезвычайно благоприятствовало Сервию Туллию. Легенда говорит, что богиня Фортуна любила его так, как никого из людей. Сыновья Анка Марция удалились в изгнание в город Суэссу Помецию, а сын рабыни стал царем.

В молодости Сервий Туллий превосходил всех сверстников мужеством, но славу у современников и потомства заслужил он не военными подвигами, а делами мира. Он довершил многое из начатого Тарквинием Древним. Он расширил и укрепил город, занимавший до него пять холмов: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Целийский, Авентинский; Сервий Туллий присоединил к ним Эсквилинский и Виминальский холмы; все это пространство, и мост на сваях, который вел на остров Тибра, и самый остров он обвел валом и стеною; таким образом он сделался основателем «семихолмного города».

Еще важнее было то, что Сервий Туллий дал государству новое устройство; эта реформа поставила его во мнении потомков наряду с Нумою. Как Нума создал религиозное благоустройство, так он создал гражданский порядок, положил основание свободе римского народа.

Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий установил государственный порядок, по которому права граждан были приведены в соразмерность с возложенными на них обязанностями; этот порядок давал удобную организацию военной службе, платежу податей и подаче голосов в народном собрании. Царь Сервий Туллий разделил город Рим и его владения на округи (regiones), a граждан распределил по размеру их имущества на классы и центурии. Эта новая организация разорвала прежние племенные и родовые корпорации имевшие религиозный характер, и соединила всех граждан (патрициев) и плебеев в одно государственное общество.

Новые трибы Сервия Туллия

До царя Сервия Туллия плебеи составляли неустроенную, политически мертвую массу, наряду с патрициями, которые одни имели в своих руках управление государством. Но они числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло быть поэтому небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели; без этого невозможно было комплектование войска и собирание податей. Чтобы уравнять права прежних и новых граждан и тех поселенцев, которые не имели гражданских прав, чтобы соединить все эти разряды жителей в одно гражданское общество и дать лучшую организацию войску, Сервий Туллий распределил, как говорит предание, римский народ на группы не по религиозным или родовым связям (как было прежде), а по месту жительства и по размеру имущества. Он разделил город Рим и его владения на округи – трибы. Трибы существовали и раньше, но были племенными группами патрициев. Новые трибы Сервия Туллия соединяли внутри себя патрициев и плебеев, основываясь лишь на окружном принципе.

Известия о числе триб, установленных Сервием Туллием, неодинаковы; но большинство древних писателей говорит, что он разделил государство на 30 триб: четыре городские и 26 сельских. Трибы разделялись на части менее крупные, которые в городских трибах назывались, vici, а в сельских pagi. Каждый из этих мелких участков, вероятно, имел общее святилище, и в богослужении этого святилища участвовали, вероятно, не одни патриции, но и плебеи. Жители каждого округа, по новым законам царя Сервия Туллия, образовали особую общину, имевшую своего правителя, который вел списки жителей и их поземельных имуществ, домов и другой их собственности; по этим спискам производились набор войска и распределение налогов.

В состав триб входили все римские граждане, имевшие земельную собственность. Прежде полагали, что введённое царём Сервием Туллием распределение по трибам относилось только к плебеям, а патриции не принадлежали к трибам. Это ошибка, поводом к которой послужил тот факт, что впоследствии, когда был учрежден сан народных трибунов, плебеи были созываемы трибунами в народные собрания, в который не допускались патриции (concilia plebis). В этих собраниях плебеи группировались по трибам. Но были собрания, которые созывались патрицийскими сановниками (трибутные комиции, comitia tributa) – в этих собраниях участвовали все граждане, плебеи и патриции. Было также мнение, что членами курий были только патриции и что собрание народа по куриям (куриатные комиции, comitia curiata) состояло из одних патрициев. Относительно исторических времен это мнение ошибочно: только в глубокой древности, до Сервия Туллия, могло быть так.

Распределение граждан Рима по имущественным классам – центурии

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

По своему смыслу реформы Сервия Туллия имели совершенно тот же характер, что и законы Солона, введенные в Афинах незадолго до этого. Распределение всех граждан по трибам ввело в состав государственной общины плебеев (plebs, plebes), между которыми прежде того не было государственной связи. С тем вместе царь Сервий Туллий предоставил им политические права, участие в законодательной и правительственной власти, установил размер их участия в отправлении военной службы и платеже налогов. Он разделил всех граждан государства, патрициев и плебеев, по размеру их имущества («цензу») на пять классов, а классы подразделил на центурии, общее число которых было 193. При этом новом распределении Сервия Туллия права и обязанности каждого были соразмерны его имуществу, и ни один гражданин не был совершенно исключен от участия в политических правах. Патриции были вообще богаче плебеев, потому их положение было привилегированное, но зато они платили больше налогов, и обязанность военной службы лежала на них в большем размере. Небогатые люди имели меньше влияния на политические дела, но зато военная повинность и подати ложились на них легче; притом, улучшая свое экономическое положение, они увеличивали и свои политические права. Шестой класс, состоявший из людей, не имевших земельной собственности, не пользовался политическим значением, потому что голоса в народном собрании (центуриатных комициях, comitia centuriata) собирались по центуриям, начиная с высшего класса, постепенно переходя ко второму классу и т. д. – и как скоро образовалось большинство, следующие центурии оставались не спрошенными. Но зато люди, не имевшие земельной собственности, по законам Сервия Туллия, были свободны от налогов и военной повинности. Они назывались capite censi (внесенные в список только по именам, а не для платежа налогов); один из разрядов этого шестого класса составляли «пролетарии», т. е. люди небогатые, но владевшие имуществом достаточным для воспитания детей.

По распределению граждан на центурии Сервием Туллием, политическое влияние сосредоточивалось в руках богатого сословия. Первый класс разделялся на 80 центурий, кроме того из богатых людей состояли 18 центурий всадников; таким образом центурий первого класса вместе с центуриями всадников образовали большинство голосов; а когда все они вотировали в одном и том же смысле, то очередь подачи голосов вовсе и не доходила до граждан остальных классов. К первому классу принадлежали граждане, земельная собственность которых была оценена в сумму не менее 100.000 ассов (несколько более 20000 рублей) или, по счету греческих историков, 100 мин. 2-й, 3-й и 4-й классы имели каждый по 20 центурий. Наименьший ценз был во втором классе 75.000 ассов (75 мин), в третьем 50.000 ассов (50 мин), в четвертом 25.000 ассов (25 мин). Пятый класс состоял из граждан, чье земельное имущество простиралось от 11.000 до 25.000 ассов; он имел 30 центурий.

Общее распределение граждан Рима по центуриям в итоге реформы Сервия Туллия выглядело так:

– А. Всадники (equites), из 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

– В. Пехота, разделенная на 5 классов и 170 центурий:

I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).

II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).

III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).

IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).

V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

– Затем следовали еще:

С. Состоящие вне классов, из 5 центурий, а именно:

1) ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;

2) музыканты при войске (tubicines и cornicines), 2 центурии;

3) proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

При всем неравенстве политического влияния граждан разных классов, распределение их по центуриям было важным шагом к соединению патрициев и плебеев в одно государственное общество, потому собрания народа по центуриям считались в исторические времена истинными собраниями всего народа. Распределение граждан на центурии, приписываемое Сервию Туллию, осталось навсегда основною формою политической деятельности римского народа. Но должно полагать, что с течением времени производились сообразные с переменами обстоятельств изменения в числе триб, классов, центурий и в цифрах ценза, по которым граждане делились на классы.

Три вида римских комиций (народных собраний) после реформ Сервия Туллия

На центуриатные комиции – собрания всего римского народа, основанные на новом, цензовом устройстве, – Сервий Туллий перенес те права, которые прежде имели куриатные комиции, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне. При введении новых законов центуриатные комиции могли принять или отвергнуть предложение сената, и их решения подлежали еще утверждению комиций куриатных, которые, таким образом, имели здесь функцию первой палаты. Итак, римляне со времени Сервия Туллия имели три разных народных собрания: комиции по центуриям – собрание всего народа, комиции по куриям – собрание патрициев и комиции по трибам (трибутные комиции). Из них последние, однако, не имели еще политического значения.

Римское войско после реформ Сервия Туллия

Древнее изображение Сервия Туллия на гробнице из Вульци

Главною целью преобразования, приписываемого Сервию Туллию, было не соединение патрициев и плебеев в одно политическое общество, а улучшение войска, увеличение числа его распространением обязанности военной службы на плебеев. Прежде воинами были только патриции, выводившие с собою подвластных им людей (клиентов); только на патрициях лежала и обязанность давать взнос (tributum) на надобности государства. После реформ Сервия Туллия эти обязанности были распространены на всех «зажиточных людей» (locupletes); землевладельцы сделались плательщиками налога (assidui); в этом отношении было все равно, патриции ли они, или плебеи. Со времён Сервия Туллия военная повинность из личной сделалась имущественной. Все граждане первых пяти классов были обязаны нести военную службу с 18 до 60 лет; младше (до 46 лет) ходили в походы, а люди старше 46 лет были обыкновенно оставляемы для защиты города. Граждане первого класса были обязаны служить тяжеловооруженными воинами, и назывались по преимуществу обязанными к военной службе (classici). Граждане следующих четырех классов, по законам Сервия Туллия, служили в разных разрядах пехоты, не имевших полного тяжелого вооружения. Граждане двух последних классов служили в отрядах легкой пехоты, были мастеровыми и музыкантами при войске, а некоторые из них шли с войсками, как заместители, adcensi, безоружные velati; они пополняли убыль в рядах войска от болезней и сражений, получая вооружение занемогших, или убитых.

Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения; второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей; третий класс не имел и набедренников; четвертый класс имел только пики и метательные копья; пятый – пращи и метательные камни. Следовательно, чем кто был богаче, тем более он, по законам Сервия Туллия, должен был употреблять средств на свое вооружение.

Общая численность пехоты во времена последних царей Рима обыкновенно составляла, вероятно, до 20.000 человек. Плебеи могли быть в пехоте начальниками мелких и даже крупных тактических единиц, центурионам и военными трибунами. Из самых знатных и богатых землевладельцев составлялась конница. По реформе, приписываемой Сервию Туллию, число её было увеличено. Первоначально было 300 всадников (по 10 от каждой курии). Тарквиний Старший удвоил их число. По реформе Сервия Туллия считалось 18 центурий, т. е. 1800 человек. Они не получали жалованья, но лошадей и продовольствие для лошадей давало им государство. Этот расход покрывался налогом, который должны были платить вдовы и незамужние женщины, имевшие земельную собственность, сироты и бездетные старики, имевшие ее.

Сословие римских всадников

С течением времени число всадников подвергалось большим изменениям; и всегда был нужен для поступления в их сословие довольно большой имущественный ценз. Те всадники, которые растратили свое имущество, провинились чем-нибудь на военной службе, или держали себя дурно в частной жизни, были исключаемы из своего почетного сословия при смотрах. Впоследствии старинные всаднические фамилии составили главный элемент того всаднического сословия, какое образовалось при развитии римского могущества. Это позднейшее всадническое сословие состояло из богатых людей, которые соединялись в коммерческие товарищества, брали на откуп подати и налоги (такие откупщики назывались publicani); другие товарищества всадников брали на себя подряды, постройки и пр. Со времени Гракхов всадникам была передана и обязанность судей. Но нести военную службу в коннице они перестали с той поры, как в Риме сформировалось постоянное войско.

Убийство Сервия Туллия

Кроме этих преобразований, Сервий Туллий, как рассказывает легенда, сделал многое другое для облегчения бедного сословия; он заплатил из своего царского имущества долги бедных людей, освободил должников, находившихся в рабстве у кредиторов, роздал неимущим земли, издал законы, ограждавшие бедных и слабых от притеснений.

Заботливостью о простолюдинах Сервий Туллий навлек на себя ненависть патрициев. Они задумали погубить его и нашли исполнителей своего злодейского умысла в самом семействе царя. Легенда рассказывает о смерти Сервия Туллия и о переходе царской власти к его зятю ужасающие подробности.

Сыновья Тарквиния Старшего Луций и Арунс были женаты на дочерях Сервия. Луций, способный на преступление, но решившийся на него не но внушению собственной воли, был женат на старшей дочери Сервия Туллия, женщине кроткой и богобоязненной; Арунс, человек честный и хороший, – на младшей сестре её, женщине бессовестной и свирепой. Младшая Туллия, досадуя на то, что старик отец живет слишком долго, презирала мужа за недостаток честолюбия и полагала, что он не будет оспаривать власти у брата, когда Сервий умрет; потому решила погубить и отца и мужа. Она уговорилась с Луцием, что он убьет жену, она – мужа, и тогда они вступят в брак; так они и сделали; они зажгли, как говорили римляне, свои свадебные факелы на кострах убитых. Возбуждаемый честолюбивою женой, Луций составил с недовольными патрициями заговор низвергнуть Сервия Туллия. Во время жатвы, когда очень многие граждане были в своих поместьях, или на своих участках, Тарквиний явился в сенат, надев на себя эмблемы царского сана и в сопровождении вооруженных людей. Услышав об этом, царь Сервий Туллий бесстрашно поспешил в сенатскую курию. Став у дверей зала, он обратился к Тарквинию с упреками; Тарквиний схватил слабого старика и столкнул его вниз по каменным ступеням лестницы. Верные друзья подняли окровавленного и разбитого падением Сервия Туллия, повели его во дворец; но на дороге слуги Тарквиния догнали их, умертвили Сервия; тело его осталось на улице.

Туллия между тем с нетерпением ждала известия от мужа; у неё не стало силы дожидаться, она поехала в курию и поздравила мужа с царским саном; даже ему была ужасна её радость; он велел ей вернуться домой. На улице, по которой ехала она, лежало тело её отца. Мулы попятились назад, правивший ими слуга тянул поводья, чтобы они отступали дальше, но она велела ему гнать колесницу через тело. Кровь брызнула на колесницу и на её платье. С той поры улица эта называлась Проклятой.

Ночью немногие верные слуги унесли тело Сервия Туллия за город; Тарквиний, боясь ожесточения народа, не решился допустить, чтобы тело было несено обыкновенным путем похоронных процессий через форум. После уничтожения царской власти, римские плебеи все продолжали праздновать день рождения царя Сервия Тулия, любившего народ.

Литература о Сервии Туллии

Тит Ливий. История от основания города. Книга I, 39-48

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого являет­ся, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сы­ном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попав­шей в плен к римлянам. Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярнос­тью и при содействии вдовы покойного, захватил власть с одобрения се­ната.

Другой рассказ резко отличается от первого и стоит особняком в на­шей традиции. Его сообщает император Клавдий (I в. н. э.) в речи, произ­несенной им в сенате. По словам Клавдия, этрусские писатели рассказы­вали, что Сервий Туллий - никто иной, как Мастарна, этрусский авантю­рист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме. Он переменил там имя и достиг царской власти. Вариант Клавдия находит некоторую анало­гию в живописи на стенах гробницы Франсуа.

Эти два варианта легенды, резко отличные друг от друга, не дают воз­можности с полной точностью решить вопрос о происхождении шестого римского царя. Вероятнее, по-видимому, общепринятый вариант о латин­ском происхождении С. Туллия. Рассказ Клавдия в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний. (К этому вопросу мы еще вернемся ниже.) Во всяком случае, традиция приписывает С. Туллию та­кие конкретные и важные дела, которые едва ли могли быть выдуманы. Прежде всего - знаменитую реформу, состоявшую в учреждении имуще­ственного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но самое ядро реформы производит впе­чатление подлинного факта. Далее, С. Туллию приписывается постройка городской стены. Остатки ее сохранились среди сооружений более поздней эпохи. Наконец, характерно чрезвычайно сочувственное отношение к С. Туллию традиции. Плебеи чтили его память ежемесячными возлияния­ми. Эти положительные черты предпоследнего римского царя не только служат лишним аргументом в пользу его историчности, но и подтвержда­ют его неэтрусское происхождение.

Традиционная версия следующим образом рассказывает о происхож­дении шестого римского царя: «В это время в царском доме случи­лось чудо, дивное и по виду, и по последствиям. На глазах у многих, гласит предание, пылала голова спящего мальчика по имени Сервий Туллий. Многоголосый крик, вызванный столь изумительным зре­лищем, привлек и царя с царицей, а когда кто-то из домашних при­нес воды, чтобы залить огонь, царица остановила его. Прекратила она и шум, запретив тревожить мальчика, покуда тот сам не про­снется. Вскоре вместе со сном исчезло и пламя. Тогда, отведя мужа в сторону, Танаквиль говорит: "Видишь этого мальчика, которому мы даем столь низкое воспитание? Можно догадаться, что когда-ни­будь, в неверных обстоятельствах, он будет нашим светочем, опло­том униженного царского дома. Давай же того, кто послужит к вели­кой славе и государства, и нашей, вскормим со всею заботливостью, на какую способны".

С той поры с ним обходились как с сыном, наставляли в науках, которые побуждают души к служенью великому будущему. Это оказалось нетрудным делом, ибо было угодно богам. Юноша вы­рос с истинно царскими задатками, и, когда пришла пора Тарквинию подумать о зяте, никто из римских юношей ни в чем не сумел сравниться с Сервием Туллием; царь просватал за него свою дочь. Эта честь, чего бы ради ни была она оказана, не позволяет пове­рить, будто он родился от рабыни и в детстве сам был рабом. Я более склонен разделить мнение тех, кто рассказывает, что, когда взят был Корникул, жена Сервия Туллия, первого в том городе че­ловека, осталась после гибели мужа беременной; она была опозна­на среди прочих пленниц, за исключительную знатность свою из­бавлена римской царицей от рабства и родила ребенка в доме Тарквиния Древнего. После такого великого благодеяния и женщины сблизились между собою, и мальчик, с малых лет выросший в доме, находился в чести и в холе. Судьба матери, попавшей по взятии ее отечества в руки противника, заставила поверить, что он родился от рабыни» (Ливий I, 39, пер. В. М. Смирина). Речь императора Клавдия (48 г. н. э.), сохранившаяся в виде надпи­си в Лионе (Derrau, Inscriptiones Latinae Selectae, I, 212), передает другую версию происхождения Сервия Туллия. Известно, что Клав­дий с увлечением занимался историей этрусков и собиранием эт­русских легенд, одна из которых, по мнению императора, сообща­ла, что Сервий Туллий «представлял собой вернейшего товарища и соратника некоего Целия Вибенны во всех его предприятиях. Испытав переменчивость судьбы, он ушел из Этрурии со всеми остальными из Целиева войска и, захватив холм Целий, который был назван так по предводителю, изменил свое имя, ибо по-этру­сски его звали Мастарна. Как я сказал раньше, под именем Сервия Туллия он управлял царством с большой пользой для государства» (пер. И. Л. Маяк).

Из книги Извлечения о жизни и нравах римских императоров автора Аврелий Виктор Секст

Глава VI Сервий Гальба Гальба, происходивший из знатного рода Сульпициев, правил семь месяцев и столько же дней. (2) Он постыдно обращался с юношами и был безмерно невоздержан в пище. Он все делал по совету трех своих друзей - Винния, Корнелия и Икела, поэтому все они жили

Из книги О Цезарях автора Аврелий Виктор Секст

Глава VI Сервий Гальба А когда не менее знатный Гальба из славного рода Сульпициев вступил в Рим, казалось, (что) он пришел для поддержания роскоши и даже жестокости, чтобы все хватать, тащить, мучить людей и самым безобразным способом все опустошать и осквернять. (2)

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

36. Марк Туллий Цицерон Мы заканчиваем ряд римских героев величайшим и последним оратором Римской республики – Цицероном, жизнь которого охватывает время от доблестных дней Г. Мария до второго триумвирата, оратора, который играл весьма важную роль в величественной драме

автора

1.6. Сервий Туллий, Одоакр, Теодорих а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха «СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ» по Ливию. См. рис. 5.7. b. ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха якобы 476–526 годов н. э. ОДОАКР (476–493) + ТЕОДОРИХ (493–526 или 497–526). Рис. 5.7. «Античные» цари: Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Из «Всемирной Хроники»

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

2.1. Сервий Туллий и Теодорих Параллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный мною на протяжении двухсот лет - якобы 300–500 годы н. э. - успешно продолжается и далее, на VI век н. э. Напомним, что сравнение дат по этой формуле

автора Беккер Карл Фридрих

7. Сервий Туллий. (578…534 г. до Р. X.).Тарквиний оставил после себя двух несовершеннолетних сыновей и зятя Сервия Туллия. Но те грубые и смутные времена не допускали учреждения опекунства для сохранения царского престола за малолетними детьми, а требовали немедленного

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

41. Марк Туллий Цицерон (106…43 г. до Р. X.)Жизнь этого замечательного человека представляет такой интерес, что здесь будет вполне уместно остановиться на ней несколько подробнее. Цицерон родился 3 января в поместье близ Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников.

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Сервий Туллий Преемником Тарквиния был Сервий Туллий, образ которого являет­ся, пожалуй, наиболее историческим. Относительно его происхождения существуют два рассказа. Согласно общепринятой традиции, он был сы­ном одной знатной женщины из латинского города Корникула,

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

VII Сервий Туллий - шестой римский царь Сервий Туллий, сын Туллия из Корникул и пленницы Окрезии, воспитывался в доме Приска; однажды вокруг его головы показалось какое-то сияние наподобие огня. (2) Увидев это, Танаквиль догадалась, что это предсказывает ему высокое

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Марк Туллий Цицерон Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон родился близ города Арпина в состоятельной семье всадника (3 января 106 г. до н. э.). Прозвище рода Туллиев – «Цицерон» («Горошина»). Предположительно, что у одного из предков великого

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

автора

4. При царе Тарквинии Древнем выдвигается его преемник Сервий Туллий Аналогично, при протосевасте Алексее Комнине, опекуне юного царя Алексея Комнина, выдвигается их преемник Андроник-Христос Согласно Титу Ливию, молодой Сервий Туллий живет при дворе царя Тарквиния

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

8. Сервий Туллий становится царем при ещё живом царе Тарквинии Древнем Андроник-Христос становится царем и соправителем юного царя Алексея Комнина Согласно Титу Ливию, Сервий Туллий стал фактическим царем в те дни, когда тяжело раненный Тарквиний Древний был еще жив. То

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Сервий Туллий стал царем благодаря Танаквиль, жене Тарквиния Древнего Став царем, Андроник будто бы женился на Анне, бывшей жене юного царя Алексея Комнина Как мы видели, именно благодаря поддержке римской царицы Танаквиль, жены царя Тарквиния, Сервий Туллий поднялся

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

21.3. Иоанн Креститель осуждает женитьбу Ирода на Иродиаде Сервий Туллий не одобряет, хотя и не запрещает женитьбу Луция Тарквиния на Туллии-Свирепой Евангелия сообщают, что Иоанн Креститель осуждал царя Ирода за женитьбу на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. «Иоанн

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ

Туллий (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578-534/533 до н. э. С именем С. Т. римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи - введены в состав римской общины. По реформе всё население Рима (и патриции, и плебеи) было разделено на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу, каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс. ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс. ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс. ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс. ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс. ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании. С. Т. приписывают также религиозные реформы и постройку городской стены.

Лит.: Немировский А. И., К вопросу о времени и значении центуриатной реформы Сервия Туллия, "Вестник древней истории", 1959, | 2 .

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    Согласно преданию, шестой - предпоследний - римский царь, правивший в период с 578 по 534 до н. э. Сервий Туллий …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    шестой римский царь (578—535 до Р. Хр.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, супруги Тарквиния Приска, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ
    ? шестой римский царь (578 ? 535 до Р. Х.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, …
  • СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Servius Tullius) , согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, …
  • СЕРВИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (Servius Tullius), согласно антич. преданию, 6-й царь Др. Рима в 578- 534/533 до н.э., ему приписывается проведение центуриатной …
  • ТУЛЛИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ту"ллий, ту"ллии, ту"ллия, ту"ллиев, ту"ллию, ту"ллиям, ту"ллий, ту"ллии, ту"ллием, ту"ллиями, ту"ллии, …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ
    (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
  • ТАРКВИНИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Tarquinii). Древний город в Этрурии, один из 12-ти этрусских городов. (Tarquinius). 1) Луций Тарквиний Приск (L. Tarq. Priscus); первоначальное имя …
  • СЕРБИЙ ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Servius Tullius). Шестой римский царь (578—534 гг. до Р. X.). Он установил повинности граждан в зависимости от их имущественного ценза, …
  • АГЕР ПУБЛИКУС
    Ager publicus Земли составляли большую часть римской государственной и народной собственности. Они доставались государству путем завоевания по тому правилу, что …
  • ARTEMIDORUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРТЕМИДОР 1) грамматик, ученик-Аристофана, жил в Александрии ок. 230 г. до Р. X., писал о дорическом диалекте и сделал собрание …
  • СЕМЬ ЦАРЕЙ РИМА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Согласно традиции, это - Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний …
  • ГАЛЬБА, СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в биографиях Монархов.
  • БОДЯНСКИЙ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бодянский, Павел Николаевич, - историк. Родился в 1857 г.; образование получил в Киевском университете по историко-филологическому факультету; состоит директором гимназии …
  • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
    Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, - 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский …
  • ГАЛЬБА СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сервий Сульпиций (Servius Sulpicius Galba) (ок. 3 до н. э. - 69 н. э.), римский император (правил в 68-69 н. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Tarquinii) — царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (praenomen) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) — знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Хр. консулом, † …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Servius, полнее Maurus или Marius Servius Honoratus) — латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ТАРКВИНИИ, РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Tarquinii) ? царский род в Древнем Риме, давший двух римских царей: Т. Древнего и Т. Гордого. 1) Т. Древний (Т. …
  • СЕРВИЙ, РОДОВОЕ ИМЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родовое имя (Servius), фигурирующее в качестве личного имени (рrаеnоmеn) при некоторых родовых именах, напр., Cornelii, Sulpicii, Claudii и …
  • СЕРВИЙ, РИМСКИЙ ЮРИСТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius Sulpicius Rufus) ? знаменитый римский юрист, современник и друг Цицерона (был в 51 г. до Р. Х. консулом, + …
  • СЕРВИЙ, ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Servius, полнее Maurus или Маrius Servius Honoratus) ? латинский грамматик, живший в Риме во 2-й половине IV в. по Р. …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
    К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Словаре Кольера:
    (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), римский оратор и философ. См. также: ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: …
  • РИМ, ДРЕВНИЙ: ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЭПОХА ЦАРЕЙ в Словаре Кольера:
    К статье РИМ, ДРЕВНИЙ В начале железного века, приблизительно в 10 в. до н.э., территорию Лация вокруг Альбанской горы (ныне …
  • О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 01:59:14 * История, которую мы хотим рассказать, не опирается на факты: она настолько невероятна, что в неё …
  • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
  • АФРИКАНСКИЕ СВЯТЫЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Святые, в землях Африканских …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Высказываниях известных людей:
  • ЧЕЛОВЕК в Словаре Одно предложение, определения:
    - свой злейший враг. Марк Туллий …
  • ЧЕЛОВЕК (88) в Афоризмах и умных мыслях:
    свой злейший враг. Марк Туллий …
  • РИМ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Roma). Столица римского государства, на реке Тибр в Лациуме, основанная, по преданию, Ромулом в 753 г. до Р. X. Первоначально …
  • ЦЕЗАРЬ
  • ГАЛЬБА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АКИДАЛИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Acidalia, АКИДАЛИЯ, mater у Вергилия (А. 1, 720) - Венера; прозвище, как объясняет Сервий, заимствовано от на ходившегося близ Орхомена …
  • DONUSSA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ДОНУССА, Donoussa, 1) городок в Ахайе, разрушенный сикионцами. Paus. 7, 26, 13; 2) остров в Эгейском море, на восток от …
  • CIC. в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CIC в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    сокращ.Цицерон Марк Туллий (106-43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал …
  • CENTURIA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
Электрооборудование