Высокотемпературная смазка для подшипников. Смазка термостойкая: виды, характеристики

Прежде всего хотелось-бы напомнить, что любая консистентная (густая) смазка состоит из трех основных компонентов:
1. Основа - минеральное или синтетическое масло, разновидностями которого являются ПАО (ПолиАльфаОлефины) и силиконовые масла.
2. Загуститель, в качестве которого чаше всего используются литиевое или кальциевое мыло, а также литиевый, бариевый или алюминиевый комплексы. Бентонитовый загуститель, обеспечивающий хорошую термостабильность, при низких температурах и для высоких оборотов малопригоден.
3. Присадки - антиокислительные, термостабилизирующие, противоизносные и EP- (Extra pressure - повышенное давление). В качестве антиизносных и EP-присадок чаще всего используют твердые частицы дисульфида молибдена, графита или тефлоновые волокна.
Определенное значение имеет также вязкость смазки, определяемая, для современных импортных смазок, по шкале NLGI с наиболее распостраненными значениями 00, 0, 1, 2, 3. В общем случае 00 - это смазка полужидкая, NLGI 2 примерно соответствует консистенции литола, а NLGI 3 - достаточно твердые смазки, ближе к парафину.
Необходимо также помнить, что смазки на основе силиконовых масел меньше густеют при низких температурах, однако при температурах положительных их несущая способность несколько ниже чем у классических смазок с EP-компонентами. Поэтому применять силиконовые смазки в тяжелонагруженных узлах и подшипниках при любых температурах необходимо с осторожностью.
Еще одним серьезным ограничением является использование в материалов, содержащих твердые остатки. Твердые частицы в разы сокращают срок службы прецизионных плунжеров насосных элементов. При невозможности отказаться от смазок содержащих дисульфид молибдена или графит необходимо учитывать повышенный износ насосных элементов и планировать их более частую замену.

Для смазки подшипников и оборудования наиболее недорогим и очевидным решением является использование простых смазок на минеральной основе с литиевым загустителем. Все они имеют нижний порог рабочей температуры от -25 до -35°C и являются смазками общего назначения, начиная с Литол-24, по цене от 60 рублей за килограмм. Несколько улучшенных аналогов для информации:
Retinax EP2 , Alvania EP2 Grease (SHELL), Energrease EP2 (British Petroleum Co.), Mobilgrease EP и Mobilux EP2 (Mobil Oil Corp.), и улучшенная смазка с литиевым комлексом и дисульфидом молибдена , имеющая рабочий дипазон от -30°C до 200°C.

Характеристики некоторых Российских и импортных низкотемпературных смазок имеющих рабочую температуру от -50°C и ниже представлены в таблице. Цены по состоянию на 15 Августа 2018 г. даны справочно по данным дилеров, исходя из курса 1 Евро=77 руб.

Температура Основа Загуститель Вязкость Цена, руб/кг курс 1 EUR=77 руб.
ЦИАТИМ-203 -50 °C до +100°С Минеральная Литиевое мыло 190.00 зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей
ЦИАТИМ-205 -60 °C до +50°С Минеральная Церезин (Органический) 430.00 Резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Высокие водостойкость и защитные свойства.
ВНИИНП-280 -60 °C до +150°С перфторполиэфир Неорганический 26 500.00 Подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, в т.ч. работающие в агрессивных средах
Лита -50 °C до:+100°С Минеральная Литиевое мыло 320.00 Узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность
Зимол -50 °C до +130°С Минеральная Литиевое мыло NLGI: 3 340.00 узлы трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом. Всесезонная
МС Спорт (ВМП Авто) -50 °C до +230°С Силиконовое масло Неорганический + тефлон NLGI: 2 2500.00
ТОМФЛОН СКМ 70 -70°C до +130°С Полиэтилсилоксан Тефлон NLGI: 2 4400.00 Легконагруженные узлы и подшипники
ТОМФЛОН СК 250 -60°C до +250°С Силиконовое масло Тефлон NLGI: 2 4550.00 Легконагруженные узлы и подшипники
ADDINOL Arctic Grease XP 2 -50 °C до +140 °C. Минеральная Кальциевое мыло NLGI: 2. 920.00 Подшипники качения и скольжения, функционирующих при низких температурах.
ADDINOL Longlife Grease HS 2 -60 °C до +140 °C. Синтетическая (ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 2. 2 150.00 Высоконагруженные подшипники качения и скольжения, функционирующие при низких температурах.
Molykote 33 medium -73°C до +180 °C Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 2. 11 000.00
Molykote 33 light -73°C до +180 °C Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 1 11 000.00 Умеренно быстрые обороты, легкие нагрузки
Jet Lube 33 -76°C до +204 °C. Силиконовое масло Литиевое мыло NLGI: 2. 4 940.00
Mobil Mobilith SHC 460 -40°С до 170°С. Синтетическая(ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 1.5 1 800.00 Подшипники и оборудование, низко и среднеоборотные, тяжелонагруженные
CASTROL Optitemp TT1 (EP2) -60°С до 120°С. Синтетическая Комплексный NLGI: 1 5 100.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Shell Gadus S5 V100 -50°С до +150°С. Синтетическое Литиевый комплекс NLGI: 2 2 050.00 Подшипники качения, средне и высокооборотные
KLUBER ISOFLEX® NBU 15 -40°С до 130°С. Синтетическая Бариевый комплекс 21 500.00 Высокооборотные подшипники. Скоростной фактор 1.000.000!!
Klubersynth LG 44-32 -60 °C до +130 °C. Синтетическая Литиевый комплекс NLGI: 2. 16 700.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Loctite 8104 -50 °C до +200 °C. Силиконовое масло Неорганический NLGI: 2/3 7 000.00 Пищевое оборудование, пластики, низкооборотные подшипники.
Perma-Tec SF08 -50 °C до +150°С Синтетическая(ПАО) Литиевое мыло NLGI: 2 9 140.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах.
Molyslip Arvina XT2 -50 °C до +180°С Синтетическая(ПАО) Литиевый комплекс NLGI: 2 3 985.00 Подшипники и оборудование, функционирующие при экстремальных температурах.

Как видно из представленной таблицы, в настоящее время существует достаточно широкий выбор низкотемпературных смазок для любого оборудования и техники, на любой вкус и кошелек. Касательно наиболее низких возможных рабочих температур, представляется что это смазки на силиконовой основе. Так в некоторых спецификациях на Molykote 33 попадается температура до -106°С, а производитель похожей смазки Jet Lube 33 ограничил нижний диапазон как -76°С, так как не смог найти испытательную камеру с более низкой температурой.

Мы надеемся, что наш небольшой технико-экономический обзор поможет специалистам, эксплуатирующим сложную технику и оборудование в условиях сильных морозов, правильно подобрать смазочные материалы и тем самым увеличить срок ее службы либо снизить расходы на эксплуатацию. Необходимо только помнить, что последнее слово на гарантийной технике всегда должно оставаться за рекомендациями инструкций ее компании производителя.
Представленный обзор не претендует на полноту охвата всех сущестующих низкотемпературных смазок. Мы всегда готовы дополнить или откорректировать эту статью, если вы аргументированно посчитаете представленную информацию неполной или неверной.

Вадим Костыгов, Директор по развитию ООО "Нордтех".

Низкотемпературные смазочные материалы сохраняют однородность состава - вязкость масла или консистенцию смазки даже при предельно низких температурах.

ООО «Клюбер Лубрикейшн» предлагает смазочные материалы на зимний период. Низкотемпературные смазочные материалы, реализуемые нами, имеют все сопутствующие документы и сертификаты. Ознакомиться с товаром и осуществить покупку Вы можете на веб-ресурсе компании или сделав звонок по телефонам, предложенным в разделе «Контакты ».

Почему необходимо использовать низкотемпературные смазочные материалы

На удельную массу и ее плотность влияет температура рабочей среды. Для продуктов, эксплуатируемых при сильных морозах, характерны малые коэффициенты вязкости. Способность застывания является определяющим признаком для оценки поведения при низких температурах. Для районов с постоянными морозными условиями очень важно использовать арктические масла с соответствующей температурой застывания.

Эксплуатация различных механических агрегатов не прекращается и в холодное время года. Многие предприятия предполагают безостановочную работу. Для нормальной работы в таких условиях смазочный материал должен подходить по характеристикам, сохраняя требуемый уровень текучести и вязкости (для масел) или консистенции (для смазки). Поэтому низкотемпературное масло по своим свойствам отличается от обычных, чья вязкость существенно увеличивается при кристаллизации компонентов.

Свойства низкотемпературных смазочных материалов

К основным характеристикам таких смазочных материалов относят:

  • наличие специальных присадок, сдерживающих загустение при минусовых температурах;
  • малое содержание парафиновых углеводородов;
  • образование стойкой на разрыв масляной пленки, которая выдерживает существенные нагрузки;
  • высокий индекс вязкости.

Конечно, им также присущи все эксплуатационные характеристики пластичных смазок:

  • отличная стабильность – механическая, коллоидная и антиокислительная;
  • противозадирные и консервационные свойства;
  • термо- и водостойкость;
  • противоизносные свойства;
  • сохранение однородности состава (вязкость масла или консистенция смазки сохраняется до предельно низких температур).

Низкотемпературные масла в составе содержат загущенные полимерные добавки. Температура застывания, вяжущие характеристики таких веществ и плотность изменяются под влиянием рабочей температуры и скорости сдвига. Стандарты, устанавливающие определенную их плотность и температуру застывания, в нормативных актах и ГОСТах отсутствуют. Температура для застывания масла должна быть на 15…20 °С ниже наименьшего показателя рабочей температуры узла или детали.

Применение

Низкотемпературные смазочные материалы разработаны специально для смазывания технических устройств, работающих в условиях минусового температурного режима. Такие масла и смазки обладают отличными защитными характеристиками для работы в подобных условиях. Рабочая температура может составлять от -60 до -80 °С. Защитные свойства низкотемпературных смазочных материалов небольшие. При механическом влиянии смазочный материал может сильно разрушаться, а его показатели прочности и вязкости/консистенции уменьшаются. Поэтому нецелесообразно применять эти смазочные материалы при повышенных удельных нагрузках. Их используют в подшипниках качения и скольжения, шарнирах и для трущихся деталей в оборудовании, работающем в условиях низких температур при малых и средних мощностях. Часто такие смазочные материалы применяют в приборах, радиотехнических устройствах, в узлах автомобилей и т. д. Низкотемпературные смазочные материалы не оказывают химического влияния на металлические детали и почти не испаряются.

Температура застывания

Температура застывания – это показатель, до которого смазка не теряет своих свойств. Температура застывания смазки – косвенный коэффициент потери ее текучих качеств. В связи с тем, что прочих методов оценки их подвижности нет, температура застывания остается основным коэффициентом качественного состава.

Низкотемпературные смазки соответствуют стандарту NLGI GC-LB для смазывания подшипников (GC) и шасси (LB).

Специальное применение включает:

  • централизованную систему в оборудовании для промышленности;
  • колесные подшипники в гоночном транспорте;
  • лесное, строительное и горнопромышленное мобильное оборудование;
  • конвейеры и охлаждающие механизмы;
  • колесные подшипники и шасси больших автомобилей;
  • любое другое оборудование, технику, механизмы и агрегаты, которые эксплуатируются при широком диапазоне очень низких температур, например в Арктике.

Особенности

Низкотемпературные смазки используются при холодной зимней погоде из-за более мягкой консистенции. Их низкотемпературные свойства зависят от химического состава. Потеря подвижности смазок происходит за счет кристаллизации высокоплавких парафиновых углеводородов. Температура потери подвижности в стандартных условиях называется температурой застывания. Этот показатель условный, но им пользуются для приблизительного определения низкотемпературных свойств рабочих температур смазки. Температура эксплуатации должна быть на 20 °С выше температуры застывания смазки.

Предлагаемые на сайте низкотемпературные смазки являются эффективными и высококачественными средствами обслуживания всех точек трения в оборудовании.

В современных машинах и агрегатах, в транспорте и электрооборудовании, функционирующих как при очень низких, так и при высоких температурах, широко используются подшипники. Их эксплуатационный ресурс и режим смазки напрямую обуславливают бесперебойность и долговечность отдельного механизма и всего агрегатного комплекса в целом. Соответственно качественная и правильно подобранная смазка для подшипников - лучшее решение вопроса техобслуживания оборудования и возможность повысить рентабельность производства или транспортных грузоперевозок.

Особенности эксплуатации подшипников при низких температурах

Ключевое назначение подшипников обеспечить стабильное и равномерное вращение. Использование низкопробных или неподходящих для обозначенных температурных условий эксплуатации смазочных материалов для подшипников качения и скольжения может:

  • спровоцировать стопорение вращающихся элементов;
  • отразиться на соблюдении технологии и качестве конечной продукции;
  • вызвать преждевременный выход из строя оборудования и отдельных узлов;
  • увеличить простои и эксплуатационные расходы и издержки на содержание производства.

Учитывая, что при низких температурах с экономической и с технологической стороны важно обеспечить максимальный межсмазочный интервал, смазки для подшипников, способные обеспечить их стабильную работу при температурах до -50˚С и ниже, должны отличаться не только высокой антифрикционной способностью и значительным сроком служб, но и улучшенными антикоррозионными, антиокислительными и противозадирными свойствами, а также высокой механической и коллоидной стабильностью.

На выбор смазочных материалов для подшипников влияет не только минимально допустимая рабочая температура. Конструктивные особенности узла трения и технико-эксплуатационные условия, такие как скоростной режим, мощность, величина крутящего момента, статические и динамические нагрузки также регламентируют их физико-химические свойства. Поэтому каждая смазка для подшипников выбирается в четком соответствии с конкретными условиями эксплуатации.

Особенности состава низкотемпературных смазок для подшипников

Чтобы обеспечить наиболее эффективную работу подшипника в диапазоне низких температур и в условиях средних и высоких скоростей целесообразно использовать консистентные смазочные материалы. Это обусловлено тем, что они хорошо противостоят выдавливанию и воздействию центробежных сил, обладают устойчивостью к повышенным нагрузкам и вибрациям, работают в условиях низких температур, при этом отдельные смазочные материалы могут применяться в централизованных системах.

Современные пластичные смазки для подшипников материалы широкого диапазона температур. Они производятся на основе низковязких нефтяных дистиллятных масел (минеральное масло) с низкой рабочей температурой и морозостойких синтетических масел. Также в качестве дисперсной среды используются полиэтилсилоксаны и полиметилсилоксаны, обеспечивающие работоспособность смазочных материалов при температуре в диапазоне -60 ÷ +200˚С. Полигалогенорганосилоксаны и полиметилфенилсилосканы, обладающие улучшенными антизадирными и противоизносными характеристиками, применяются для изготовления смазок более широкого диапазона температур - от - 60 до 300 ˚С.

Смазочные материалы на сложных эфирах могут применяться в диапазоне -60 ÷ +150˚С. Они отличаются отличной смазочной способностью и адгезией к металлическим поверхностям, но характеризуются низкой водоустойчивостью.

Для загущения в состав пластичных смазок могут добавлять обычные и комплексные мыла, твердые углеводороды и различные комплексы присадок. Наибольшее распространение на сегодня получили смазки соответствии с типом загустителя классифицирущиеся на большие группы:

  • с добавлением литиевого мыла, способные обеспечить работу подшипника при температурах от -50 до +130 ˚С;
  • полимеров, которые имеют температуру каплепадения свыше +300˚С и наиболее эффективны для очень высоких скоростей вращения.
  • смазки на основе органических загустителей им присущи такие важные качества как механическая стабильность и хорошие антифрикционные свойства.

Добавление присадок позволяет оптимизировать и значительно улучшить характеристики и свойства низкотемпературных смазочных материалов , позволяет им выдерживать высокие нагрузки. Наиболее широко используются антифрикционные, антизадирные, противоизносные, адгезионные, защитные, противокоррозионные и антиокислительные, а также присадки, обладающие мультифункциональными свойствами.

Параметры, по которым подбирается низкотемпературная смазка

Применение многоцелевых смазок или первого попавшегося морозоустойчивого смазочного материала не всегда оправдано и в большинстве случае просто недопустимо. Выбирать смазки для подшипников следует с объективным запасом по температурному диапазону (особенно актуально для подвижного ЖД состава и спецавтотранспорта) и по:

  • типу подшипника и скоростному фактору;
  • виду загустителя и каналообразованию;
  • защитные свойства смазки важны - она должна защищать от коррозии;
  • классу NLGI и вязкости базового масла.

Низкотемпературные морозостойкие смазки серии "Полюс" и "ИПФ" от Смазочной компании Интеравто

В линейке компании присутствует ряд материалов для низких и криогенных температур, так например рассмотрим универсальную смазку «Полюс» , которая может применяться для подшипников и других высоконагруженных узлов трения, может выпускаться в модифицированном состоянии - с добавлением дисульфида молибдена. Она:

  • рассчитана на тяжелые и экстремальные условия;
  • гарантирует сверхвысокий межсмазочный интервал;
  • характеризуется повышенными показателями работоспособности;
  • имеет высокие показатели химической стабильности;
  • может применяться вместо традиционных смазок для низких температур ЦИАТИМ-203 и Зимол - по сроку службы превосходит эти смазки в 4-5 раз.

«Полюс» это эффективная защита от коррозии. Оригинальный комплекс присадок наделяет ее отменными антиокислительными и противозадирными свойствами.

Наш опыт, интеллектуальный и производственный потенциал позволяет разработать и изготовить морозостойкую смазку с различными эксплуатационными свойствами, в том числе и смазочные материалы с пищевым допуском и рассчитанные на работу в вакууме.

Для использования подшипниках эксплуатирующихся при низких температурах выпускаются специализированные смазочные материалы по сравнению со смазками работающими при обычных температурах, они имеют пониженную вязкость и специальный компонентный состав, в том числе пакет присадок, это кстати говоря объединяет морозостойкие смазки со смазками использующимися на высокоскоростных подшипниках - их базовое масло должно иметь достаточно низкую вязкость: в первом случае чтобы не замерзать, во втором чтобы избежать саморазогрева (смазка на низковязком масле для высокооборотистых подшипников менее склонна нагреву, нежели масла с высокой вязкостью).

Также следует помнить что чем более высокой является частота оборотов подшипника, тем меньше материала следует закладывать.

Универсальная смазка для работы узлов трения в широком интервале температур - смазка «ИПФ-250» - применяется также при повышенных температурах от -55 до +250 градусов - отличное решение для конвейерных линий, тележек хладокомбинатов и другого оборудования подверженного разнознаковым температурным воздействиям.

Смазка ИПФ-250 на основе синтетического полиальфаолефинового масла (ПАОМ) обеспечивает низкий коэффициент трения и снижает уровень шума, при этом она весьма устойчива к температурному окислению, пару и воде, тщательно подобранная вязкость материала позволяет применять эту консистентную смазку при температуре до -55C.

ИПФ-250 - смазка обеспечивает стабильную работу оборудования, с успехом применяется с целью обработки подшипников, КИПИА, маломощных электродвигателей, типографического оборудования, выдерживает ударную нагрузку, широкий диапазон рабочих температур.

Под заказ мы готовы разработать смазку для криогенных температур работающих при температурах до -90 градусов в том числе для малогабаритных электродвигателей с высокими скоростями вращения. В качестве базовых используются тяжелые сверхстабильные жидкости которые представляют собой эфирные масла с уникальными термостабильными характеристиками.

Паста "Буран" - это еще один продукт нашей компании способный работать в широком диапазоне температур. Благодаря тому что она изготавливается на синтетическом масле с температурой застывания -55 градусов паста может применяться при сверхнизких температурах. Высокое содержание дисульфида молибдена обуславливает отличную несущую способность и смазка может применяться в том числе и в нагруженных узлах трения. При подаче ее централизованными системами следует учесть воздействие твердых частиц на прецизионные части подающей системы.

Производство низкотемпературных смазок на основе фосфор- и фторорганических соединений позволяет предложить нам нашим партнерам уникальные продукты работоспособные при температурах до минус 100 градусов, устойчивые к окислению, к воздействию сил трения в том числе при центробежном трении при сверхвысоких оборотах. Применение уникальных пакетов присадок увеличивает срок службы малогабаритных подшипников качения микросборок и соответственно срок эксплуатации приборов и механизмов в особо ответственных узлах и оборудовании. На сегодняшний день компания Интеравто производит широкий спектр морозостойких смазок работающих в широком диапазоне температур в том числе при высоких скоростях - такие материалы востребованы отечественной гражданской и военной промышленностью для закладки в криогенное оборудование, приборы подвергающиеся воздействию низких температур и требующие минимального момента пуска. Мы готовы произвести низкотемпературные смазки под конкретное техническое задание любого заказчика.

Даже самый лучший подшипник может полностью соответствовать своим характеристикам только в том случае, если он правильно смазан. При этом очень важен правильный выбор смазочного материала, SKF а также интервалов и методов смазывания. Понимая это, специалисты компании SKF, мирового лидера в производстве подшипников качения, обратили особое внимание на процесс смазывания подшипников. Инженеры SKF отводят пластичной смазке роль важнейшего компонента подшипникового узла, наряду с такими его элементами как вал и корпус.

Обширный опыт SKF в производстве подшипников качения явился основой для разработки целого ряда специальных смазочных материалов, высочайшее качество которых стало результатом непрерывных испытаний и постоянного изучения свойств материалов. Строгие стандарты и испытательные параметры, разработанные в инженерно-исследовательском центре SKF, стали общепризнанными стандартами для смазочных материалов подшипников. Широкий ассортимент смазочных материалов SKF является результатом многих десятилетий научных исследований и разработок. Каждый тип смазки создан специально для использования в конкретной области применения.

Высокотемпературные смазки SKF позволяют обеспечить работоспособность узла при температурах до 260 градусов.

LGGB 2
"Зеленая" биоразрушаемая малотоксичная смазка для подшипников
Сельскохозяйственные и лесозаготовительные машины
Строительные и дорожные машины
Горнодобывающее оборудование
Оборудование для ирригации и водоснабжения
Машины для ухода за газонами
Замки, шлюзы и мосты
Шарниры и головки штоков
Аттракционы
Другие области применения, где нежелательно загрязнение окружающей среды
LGWM 1
Антизадирная низкотемпературная подшипниковая смазка SKF
Ветроустановки
Шнековые конвейеры

Загуститель (мыло)
Загуститель (мыло) - это компонент, который удерживает масло и/или присадки вместе, обеспечивая тем самым рабочие свойства пластичной смазки. Загуститель производится на основе мыла либо других веществ. От типа загустителя зависят свойства смазки.
В качестве загустителей используются литиевые, кальциевые, натриевые, бариевые или алюминиевые мыла. Кроме того, используются органические или неорганические вещества - полимочевина, силикагель и глина бентонит.

Примечание: высококачественная, высокотемпературная пластичная смазка SKF LGHP 2 не является обычной смазкой на основе полимочевины. Это пластичная смазка на основе димочевины, которая имеет положительные результаты испытаний на совместимость с литиевыми и литиевыми комплексными смазками.

Базовое масло
Базовое масло - это масло, которое входит в состав пластичной смазки и обеспечивает смазывание в рабочих условиях. Наиболее часто в качестве базового применяется минеральное масло.
Синтетические масла применяются только для очень специфических условий работы, например, для работы при очень низких или очень высоких температурах. Базовое масло обычно составляет более 70% от общего объема пластичной смазки.

Вязкость базового масла
Вязкость базового масла - это сопротивление сдвигу слоев жидкости, обычно характеризующееся кинематической вязкостью, которая определяется как время, необходимое для вытекания определенного объема жидкости через стандартное отверстие при заданной температуре. Кинематическая вязкость смазочных масел обычно определяется при +40 °C (иногда при +100 °C) и измеряется в 1мм 2 /с=сСт (Сантистокс).

Присадки
Присадки необходимы для придания пластичной смазке определенных свойств (например, противоизносных, антикоррозийных, антифрикционных и противозадирных), предотвращающих повреждения подшипников при граничном и смешанном смазывании

Консистенция/пенетрация
Мера “густоты” пластичной смазки.
Консистенцию пластичной смазки классифицируют согласно классам NLGI (Национальный Институт Пластичных Смазок США). Консистенция определяется пенетрацией (глубиной погружения) стандартного конуса в исследуемую смазку при температуре +25 °C за пять секунд. Пенетрация измеряется по шкале с шагом 0,1 мм; более “мягкие” смазки имеют большую величину пенетрации. Данный метод регламентирован стандартами DIN ISO 2137.

Классификация пластичных смазок по классу консистенции NLGI

Пенетрация (10 -1 мм)

Состояние при комнатной температуре

очень жидкая

полужидкая

очень мягкая

полутвердая

очень твердая

сверхтвердая

Система классификации DIN 51825
Пластичные смазки подшипников качения могут быть классифицированы в соответствии с DIN 51825.
Объяснения по коду KP2G-20 даны в приведенных далее таблицах.

Область применения DIN 51825

Смазка для подшипников

Смазка для закрытых узлов

Смазка для открытых узлов

Смазка для пары подшипник/уплотнение

Дополнительная информация

Присадки ЕР

Твердые смазки

(см. классификацию NLGI)

Верхняя рабочая температура и устойчивость к воде

(см. следующую таблицу)

Нижняя рабочая температура

Третья литера в обозначении

Верхняя рабочая температура (°С)

Устойчивость к воде DIN 51807

0 - 40 до 1 - 40

2 - 40 до 3 - 40

0 - 40 до 1 - 40

2 - 40 до 3 - 40

0 - 90 до 1 -9 0

2 - 90 до 3 - 90

0 - 90 до 1 - 90

2 - 90 до 3 - 90

Нет требований

Нет требований

Нет требований

Нет требований

Нет требований

Нет требований

Температура каплепадения
Температура каплепадения - это температура, при которой пластичная смазка начинает свободно стекать с образованием капель, измеряется по стандарту DIN ISO 2176. Температура каплепадения не является допустимой рабочей температурой пластичной смазки.

Механическая стабильность
Консистенция смазки подшипников качения не должна значительно меняться в процессе работы. Для оценки механической стабильности пластичной смазки в зависимости от условий работы применяется описанный ниже тест.

Продолжительная пенетрация
Образец пластичной смазки помещается в пенетрометр, после чего осуществляется 100 000 погружений конуса. Затем
измеряется пенетрация пластичной смазки. Изменение пенетрации пластичной смазки после 60 погружений и после 100 000 погружений измеряется в 10-1 мм.

Стабильность при перекатывании
Консистенция пластичных смазок при качении не должна изменяться в течении всего срока службы подшипников. Оценку стабильности консистенции при перекатывании проводят, помещая заданное количество смазки в цилиндрический сосуд, внутрь которого помещают ролик, соприкасающийся со стенкой сосуда. Цилиндр с роликом вращается в течение 2 часов при комнатной температуре. Данный метод регламентирован стандартом ASTM D 1403. В SKF модифицировали эту методику, изменяя условия испытаний в соответствии с условиями эксплуатации и увеличивая время испытания до 72 или 100 часов при 80 или 100°C. После окончания испытаний пластичная смазка охлаждается до комнатной температуры, затем оценивается ее пенетрация. Изменение пенетрации до и после испытаний измеряется в 10-1 мм.

Испытания на машине SKF V2F
Пластичная смазка испытывается на механическую стабильность следующим образом:
Испытательная машина состоит из железнодорожной буксы, подверженной ударной нагрузке от падающего груза. Частота падения - 1 Гц, ускорение - 12-15 g. Испытания проводятся на двух частотах вращения - 500 и 1000 об/мин. Пластичная смазка вытекает из буксы через лабиринтные уплотнения и собирается в специальном лотке. Если после 72 часов испытаний при 500 об/мин вытекло менее 50 грамм смазки, проводятся следующие 72 часа испытаний при 1000 об/мин. Если за время двойного испытания (72 часа при 500 об/мин и 72 часа при 1000 об/мин) вытекло не более 150 г пластичной смазки - выставляется оценка “М”. Если смазка выдержала первую часть испытаний (72 часа при 500 об/мин), но не выдержала вторую часть - выставляется оценка “m”. Если утечка составила более 50 грамм после 72 часов при 500 об/мин - выставляется оценка “неудовлетворительно”.

Защита от коррозии
Пластичные смазки должны обеспечивать защиту металлических поверхностей от коррозии. Антикоррозийные свойства пластичных смазок определяются методом SKF Emcor, регламентированным стандартом ISO 11007. При данном методе испытуемая смазка смешивается с дистилированной водой и помещается в подшипниковый узел. Подшипник вращается в соответствии с циклом, чередующим остановки с вращением с частотой 80 об/мин.
По окончании цикла испытания степень коррозии оценивается визуально по шкале от 0 (коррозии нет) до 5 (очень сильная коррозия). Метод испытаний в условиях повышенной сложности предполагает использование соленой воды.
Дополнительное испытание - это тест SKF на вымывание смазки дистилированной водой в течении цикла вращения подшипника. Процедура в этом случае не отличается от стандартной, однако условия испытаний более тяжелые, что предъявляет более высокие требования к антикоррозийным свойствам пластичной смазки.

Коррозия меди
Пластичные смазки должны защищать от коррозии детали из медных сплавов, применяемые в подшипниках. Защитные свойства пластичных смазок по отношению к меди оцениваются с помощью стандартных методов по DIN 51811. Медная полоска погружается в пластичную смазку и вместе с ней помещается в печь. Затем полоса очищается и оценивается состояние ее поверхности. Результаты испытаний оцениваются соответствующими баллами.

Водостойкость
Водостойкость пластичных смазок измеряется согласно стандарту DIN 51 807 часть 1. Исследуемая смазка наносится на стеклянную пластину, помещаемую в пробирку наполненную дистилированной водой. Пробирка ставится в водяную баню с заданной температурой на три часа. Изменение вида смазки оценивается визуально по шкале от 0 (изменений нет) до 3 (сильные изменения) при заданной температуре.

Маслоотделение
Базовое масло пластичных смазок имеет склонность к отделению от мыльной основы при длительном хранении либо при повышении температуры. Степень маслоотделения зависит от типа загустителя, типа базового масла и метода изготовления смазки. При испытаниях определенное количество пластичной смазки помещается в специальный сосуд, имеющий дно конической формы с отверстиями, под гнет массой 100 г. Сосуд помещается в термостат с температурой +40°C на одну неделю. После этого количество отделенного масла относится в % к первоначальной массе смазки. Испытание на маслоотделение регламентировано стандартом DIN 51 817.

Смазочная способность
Испытательная машина SKF R2F позволяет оценивать работоспособность при высоких температурах и смазочную способность пластичных смазок, имитируя условия работы крупногабаритных подшипников. Тесты проводятся в двух различных условиях: тест А - при комнатной температуре, тест В - при 120°C. Положительный результат теста А означает, что пластичная смазка обеспечивает смазывание крупногабаритных подшипников при нормальной температуре и малой вибрации. Положительный результат теста В при 120°C означает, что пластичная смазка обеспечивает смазывание крупногабаритных подшипников при повышенной температуре.

Ресурс пластичных смазок подшипников качения
Машина для испытания смазки SKF ROF позволяет определять срок службы и верхний температурный предел пластичных смазок. Десять радиальных шарикоподшипников устанавливаются в пяти корпусах и заполняются пластичной смазкой. Испытания проводятся при заданной частоте вращения и температуре. Подшипники нагружаются комбинированной (радиальной и осевой) нагрузкой и вращаются до выхода из строя. По данным долговечности каждого подшипника строится распределение Вейбулла и расчитывается срок службы смазки при данной температуре. Результаты испытаний используют при определении интервалов повторного смазывания подшипников в заданных условиях эксплуатации.

Противозадирные свойства

Нагрузка сваривания на 4-х шариковой машине характеризует противозадирные (EP - Extreme Pressure) свойства пластичной смазки. Данный метод испытаний регламентирован стандартом DIN 5151 350/4. Три стальных шарика помещаются в чашку и смазываются исследуемой смазкой, а четвертый размещается сверху; этот шарик вращается относительно трех шариков с заданной скоростью. Нагрузка увеличивается с определенным шагом до тех пор, пока вращающийся шарик не приварится к трем неподвижным шарикам. Данное испытание позволяет определить давление, характеризующее антизадирные свойства пластичной смазки. Пластичные смазки относятся к классу EP при нагрузке сваривания свыше 2600 Н.

Испытания на износ на 4-х шариковой машине
Данное испытание проводится на том же оборудовании, что и предыдущее. Нагрузка величиной 1400 Н прикладывается на четвертый шар в течение 1-й минуты. Затем измеряется износ нижних шариков. Стандартное испытание предполагает величину нагрузки 400 Н. Тем не менее, в SKF было принято решение увеличить нагрузку до 1400 Н, чтобы приблизить условия испытаний к реальным условиям работы подшипниковых узлов.

Ложное бриннелирование
Антифреттинговые свойства пластичных смазок имеют большое значение для обеспечения эффективной работы подшипниковых узлов. SKF оценивает эти свойства с помощью теста FAFNIR, стандартизованного как ASTM D4170. Два шариковых упорных подшипника нагружаются и подвергаются вибрации. Затем каждый подшипник взвешивается для того, чтобы измерить износ. Пластичная смазка считается антифреттинговой, если измеренный износ меньше 7 мг.

Общего применения

Многоцелевая

Постоянная температура подшипника > 100 °С

Высокотемпературная

Низкая температура окружающей среды (-50 °С), температура подшипника < 50 °С

Низко-температурная

Ударные нагрузки, тяжёлые нагрузки, вибрация

LGEP 2

Противозадирная

Пищевая промышленность

"Зелёная" биоразрушаемая, требования низкой токсичности

"Зелёная"

Примечания:

При повышенной температуре окружающей среды рекомендуется использовать смазку LGMT 3 вместо LGMT 2

Для особых условий работы

Быстрый выбор пластичной смазки для подшипников

Температура

Скорость

Основные требования

Нормальные условия, небольшие и средние подшипники

Нормальные условия, крупногабаритные подшипники (или высокая температура окружающей среды)

Антизадирные и антиизносные свойства, хорошая защита от коррозии

Совместимость с пищевыми продуктами, водостойкость

Отличные антизадирные и антиизносные свойства (твёрдые присадки), высокая вязкость

Отличные антизадирные и антиизносные свойства (твёрдые присадки), особо высокая вязкость

Бесшумное вращение, очень низкая начальная температура, антизадирные и антиизносные свойства

Биоразрушаемость, низкая токсичность, антизадирные и антиизносные свойства

Антизадирные и антиизносные свойства, хорошая работоспособность при низких температурах, антибренеллинг

Антизадирные и антиизносные свойства, отсутствие утечек, водостойкость, высокотемпературная

Особо высокие антизадирные свойства, антибренеллинг, водостойкость, высокотемпературная

Отличная защита от коррозии, водостойкость, большой ресурс смазки, высокотемпературная

Экстремальные температуры (высокотемпературная)

Широкий диапазон температур, антизадирные свойства, высокие нагрузки, водостойкость

Сухая смазка, совместимость с пищевыми продуктами, для разливочных конвейеров

Температура

М = средняя

Н = высокая

L = низкая

от -30 до 110 °С

от -20 до 130 °С

от -50 до 80 °С

Скорость шарикоподшипников

ЕН = особо высокая

VH = очень высокая

Н = высокая

М = средняя

более 700 000 п.dm

до 700 000 п.dm

до 500 000 п.dm

до 300 000 п.dm

VH = очень высокая

Н = высокая

М = средняя

L = низкая

Скорость роликоподшипников

Н = высокая

М = средняя

L = низкая

VL = очень низкая

более 150 000 п.dm

до 150 000 п.dm

до 75 000 п.dm

ниже 30 000 п.dm

п. dm = частота вращения, об/мин х 0,5 (D+ d), мм

Смазка - неотъемлемая составляющая подшипникового узла. Изменённые свойства масла или гидравлической жидкости могут привести к поломке оборудования, поэтому важно следить за их пригодностью. Методы измерения делятся на две группы: абсолютные (аналитические) и относительные .

Абсолютные

Аналитические методы основаны на непосредственном измерении различных параметров.

В последнее время стали появляться и широко использоваться измерители вязкости. Они являются хорошей альтернативой дорогостоящим и длительным лабораторным анализам. Хотя он и не выдаёт подробного отчёта о состоянии, химическом составе и изменении каждого физического параметра, как правило, для контроля состояния масла, смазки или гидравлических жидкостей достаточно знать насколько изменилась взякость. Измерение проводится при помощи специального ротора, по вращению которого и определяется коэффициент вязкости. Вращающиеся элементы можно заменять в зависимости от типа масла или для расширения диапазона измерения.

Относительные

Относительные методы измерения основаны на сравнении значений параметров для нового и уже использованного масла.

Одним из универсальных методов является использование прибора, который оценивает состояние масла по диэлектрической постоянной . Она напрямую зависит от степени его деградации и загрязнения, поэтому данный метод позволяет оптимизировать интервалы замены масла и свести к минимуму износ машин. Недостатком таких приборов является необходимость правильной интерпретации результатов измерения. Прибор зачастую оснащён шкалой с зелёными и красными делениями, которые свидетельствуют о пригодности масла. Но иногда случается так, что не сильно влияющие на работу подшипника частицы могут вызвать перемещение сегментов в "красную " область, хотя масло вполне пригодно для дальнейшего использования. Или же сочетание опасных для надёжной эксплуатации частиц может привести к тому, что масло будет проходить в "зелёную " область.

Прибор для контроля масла
SKF OilCheck

Некоторые правила при интерпретации показаний прибора:

  • Загрязнение водой и антифризом приводят к непригодности масла, о чём свидетельствует перемещение сегментов в красную область;
  • Металлические частицы также приводят к непригодности масла, при этом сегменты на экране прибора передвигаются скачками. Это связано с тем, что частицы металла оседают на поверхности датчика прибора;
  • Наличие в масле горючего определить трудно, т.к. оно маскируется присутствием других загрязнений. Если в масле содержится только горючее, то индикатор будет находится в красной области, но содержание воды или металла может перевести индикатор в зелёную;
  • Изменение вязкости масла приведёт к уменьшению диэлектрической постоянной, что затруднит детектирование;
  • Изменение кислотности обычно уменьшает диэлектрическую постоянную.

Также, такой прибор чувствителен к влажности , повышенной температуре и пыли , попадающей в масло при переносе измеряемого количества из машины к прибору. Прибор не применим для негорючих жидкостей (водно-масляные растворы).

Фасовки пластичных смазок

Тюбики, картриджы и банки
Фасовки: 35 г 200 г 420 г 0,5 кг 1 кг 5 кг 18 кг 50 кг 180 кг SYSTEM 24
LGHP 2
LGMT 2
LGMT 3
LGEP 2
LGLT 2 180г 0,9кг 25 кг 170 кг
LGFP 2 . . . .
LGGB 2
LGWA 2
Двигатель